Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рост познавательной активности учащихся через разработку и ведение личного сайта.

Фото пользователя Людмила Васильевна Стрельникова
Submitted by Людмила Васильевна Стрельникова on вс, 31/10/2010 - 23:28

 

Стрельникова Л.В.
МОУ Хохольская СОШ
Управление познавательной активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как процесс побуждения учащихся к целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активной личности. А это определяется «соприкосновением» обучаемого с предметом его деятельности. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: принимать участие в дискуссиях и обсуждениях.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. И только истина, добытая путем собственных усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, их активностью.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности
А если у ученика будет собственный сайт, это повысит самооценку ученика и даст дополнительные возможности для обмена учебной и другой информацией между собой. Собственный сайт ученика позволит, с одной стороны, объединить группу высокомотивированных учащихся для совместной деятельности, а с другой — позволит всем ученикам класса превратиться из получателей различной информации в ее создателей. Поэтому в 11-х классе, при прохождении темы информационные технологии, решила с учениками создать личные сайты и лучшие из них разместить в Интернете. Цель создания этих сайтов – использование в учебном процессе для связи с преподавателем и одноклассниками, и дальнейшего его развития.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявилась на занятиях по созданию личного сайта. Здесь ученики почувствовали сразу свою сопричастность огромному коллективному разуму – Интернет. Им было интересно, они соперничали друг с другом, чтобы получить возможность разместить свой сайт в Интернете.
Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Не у всех всё сразу получалось, я разрешила ученикам, которые справились с заданием раньше других, помогать остальным ребятам. В результате большинство ребят справились успешно с заданиями и разместили свои сайты в Интернете.
Что размещать на своих сайтах – был первый вопрос. Решали все вместе и пришли к единому мнению – свои работы, сделанные в разных редакторах, программки на Паскале, а дальше каждый выбирает по вкусу, что он хочет выложить на странички своего сайта.
Работа над проектом позволила мне и учащимся организовать свою совместную деятельность, используя средства  телекоммуникаций, т. е. одним размещать, а другим иметь доступ к необходимой информации для использования в учебной работе.
 Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок. Ребятам это удалось на все 90%. Они создавали свой дизайн, искали интересные темы для размещения на своих страницах.
Глобальная компьютерная сеть, компьютеры всего мира соединены друг с другом в одно целое. Здесь мы без особого труда найдем интересующую нас информацию. Более того, в этой сети, мы можем разместить информацию о себе, что мы и делаем с учениками на учебных занятиях.
Основной источник повышения интереса к учебной деятельности — создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.
Работая над личным сайтом, ребятам пришлось освоить и глубже изучить многие программы, такие как:  Fotoshope, так как пришлось обрабатывать фотографии и картинки, глубже изучить FLASH, так как именно свои Flash ролики ученики захотели разместить на своих страничках, программу Anfy, для создания аплетов, и др.
Адреса сайтов моих учеников:
Библиографический список:
1.       Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.
2.       Симонова Юлия Владимировна «ИКТ как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся», статья.
3.       Педагогика: учебное пособие для пед. институтов /под ред. Бабанского Ю. К.- М.: Просвещение, 1988.