Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению и укреплению здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе"

Фото пользователя Лидия Ильинична Шикунова
Submitted by Лидия Ильинична Шикунова on чт, 16/12/2010 - 22:17

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я уверена, что вы изучили мой опыт работы. 

На этой странице мы с Вами попробуем ответить на четвертый вопрос нашего семинара:

Как вы боретесь с усталостью и потерей внимания на уроках?


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Мунира Загуровна Сухамбирдиева

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


Для того, чтобы эфективно бороться с усталостью и напряжением на уроке, необходимо приступить к  релаксации, когда дети ещё работоспособны. Тогда оздоровительные мероприятия проходят гораздо эффективнее. 1. Визуализация:   закрыть глаза и представить себя лежащим на горячем песке на берегу океана. 2. Комплекс необычных упражнений : одной рукой расчёсывать волосы, другой забивать воображаемый гвоздь; гладить себя по животу и крутить ручку мясорубки и т.д.  Главное, чтобы дети испытали положительные эмоции. Ну и конечно же, нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах: свежий воздух, влажная уборка, потому что никакие упражнения не помогут, если в  помещении недостаток кислорода.

munira




Фото пользователя Наталья Михайловна Вострикова

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


 

 

 

 

 

 

      Вот несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:

  Вращения. Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. Закрыть глаза и повторить то же самое.

Вертикали - горизонтали. Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10-15 раз).

Удивление. Сильно зажмурить и посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь.

 

       Команды можно применять и в играх. Разновидностью команд может быть игра в “говорящее зеркало”. Учитель выполняет перед “зеркалом” (классом) движения, которые повторяются всеми учащимися. При этом учитель сопровождает свои движения словами, а класс – “зеркало” - повторяет сказанное учителем.
   Игра
     Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в поговорки и пословицы, которые расширяют кругозор и обогащают словарный запас учащихся. Вот несколько игр:
1. Учитель начинает поговорку, а учащиеся заканчивают ее.
2. “Цветок”
Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свое лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки, руки поднимаются в стороны- цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
3. “Поза покоя”
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
  Песня на уроке
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные.
      Шутливые истории на уроке
   Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Используются также рассказы в картинках, смешные игрушки.

 

     Диагонали. Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить взгляд на этой точке.  После трех морганий повторить в правую сторону. После скосить глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.

   “Косые глаза” . Поднести палец к переносице, посмотреть на него. Затем медленно отвести палец вдаль, продолжая за ним глазами.

 Учитель начальных классов  МОУ «Кировская СОШ» Камызякского района

 

Комментарий был изменен с момента создания (vostrikova5, пн, 20/12/2010 - 23:19).



Фото пользователя Людмила  Анатольевна Шевченко

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


>Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации урока, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребёнок инструкцию.  В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет: “А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задачу или цепочку арифметических действий. Такая игра “День - ночь” хороша для устного счёта. Педагогическая деятельность даёт возможность учителю проявить талант актёра. Учитель может перевоплощаться в любого литературного героя. Детям очень нравятся пародии на известных людей. Например, урок обобщения знаний по чтению можно провести в виде игры “Кто хочет стать отличником”. Из всех реквизитов понадобятся только очки, чтобы изобразить Максима Галкина и музыкальная заставка к популярной телепередаче. А в остальном – актёрский талант!

Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-суд, урок-концерт .Дети интуитивно тянутся к добру, поэтому оправданно в уроке появляется сюжет: дойти до избушки Бабы-Яги и спасти Иванушку, помочь птенчику добраться до гнезда, а Муравьишке в муравейник. К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться. Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня об их педагогической эффективности и целесообразности.


 

 

Комментарий был изменен с момента создания (liuansh, пн, 20/12/2010 - 21:04).



Фото пользователя наталья александровна ратьева

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        Для удержания внимания на уроках я стараюсь почаще менять виды деятельности учащихся: после письменной работы - устная, после просмотра презентации на экране - работа с учебником, затем в тетради, лабораторная работа и т.д. На каждый вид деятельности отводится не более 10 минут.     

    Кроме того, чтобы удержать внимание, работа на уроке должна быть интересной,эмоциональной. На уроках биологии я часто использую электронный учебник лаборатории Кирилла и Мефодия "Биология", в котором есть тренажеры. Работая на этих тренажерах ребята не только могут оценить свои знания или закрепить новый материал, но и работают с увлечением, хорошими эмоциями и в духе соревнований.

   Ратьева Наталья Александровна, учитель МОУ "Травинская СОШ" Камызякского района. 




На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


 

Часто нездоровье ребёнка усугубляется усталостью, а усталость вытекает из  нездоровья. Всё связано. При усталости появляются сухость во рту, неприятное ощущение в голове и животе, сонливость. Дети часто жалуются на слабость, утомляемость, нервозность. Это происходит из-за нарушения обмена веществ, глубокого дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Помогите именно им успешно работать на уроке, сделайте урок лёгким, превратите его из утомительного занятия в радостное постижение мира, в поле положительных эмоций. Дети любят играть, в игре они всё делают легко и весело. Поиграйте с ними. Для начала предлагаю снять утомление и  с себя и  ребят с помощью простых упражнений. Это - средство быстрого восстановления  после перегрузки всех систем организма. Как только заметите первые признаки неблагополучия – применяйте их! Боли и сухость во рту пройдут, голова станет свежей, опасность заболеть минует ребёнка. И сами попробуйте. Увидите, станете моложе, сильнее и спокойнее.

Упражнение № 1

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали,  напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и подтянитесь вверх. Как будто вы, опираясь  о руки,  выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. -  и стало жарко. Повторите 3 раза.

Упражнение № 2

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так,  чтобы было приятно, 10-15 сек.

Упражнение № 3

Разотрите хорошенько уши – вначале мочки, а потом целиком - ладонями: вверх-вниз, вперёд - назад, 10-15 сек. При этом цокайте языком как лошадка.

Упражнение № 4

 Сделайте массаж биологически активных зон, это предотвратит простуду.

 Первая зона  начинается от средней линии уровня груди до «яремной» ямки.     Массируйте эту дорожку с усилием, снизу вверх по спирали,  не отрывая пальцев, можно пройти её несколько раз. Отдельно легонько -  ямку.

Вторая на шее, под челюстями справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.

Третья- перед ушными раковинами и за ними. Попробуйте сильно развести указательный и средний  пальцы на обеих руках. Теперь просуньте  меж ними уши, опустите пальцы и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит ваше зрение и слух.

Четвёртая на носу.  Кулачками – возвышениями больших пальцев - быстро  разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом.

Пятая – середина лба «третий глаз». Положите три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массируйте,  пока не почувствуете под рукой углубление. Теперь вы будете видеть невидимое,  и слышать неслышимое!

Упражнение  № 5 «Колечко»

С усилием скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу , постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка . попробуйте делать беззвучно и с закрытым ртом. 10-15 секунд.

 Упражнение № 7 «Лев»

Дотроньтесь языком до подбородка. Ещё дальше...  Ну,  ещё немножко! Повторить 6 раз.

Упражнение № 8

 Закиньте голову назад , выдвиньте вперёд подбородок – так , чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо – тихо, ещё тише, так тихо, как только возможно. Посидите так около минуты. В голове ясно. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь  и  - за работу!

Релаксация и снятие напряжения  с определённых групп мышц.

Расслабление позволяет снизить напряжение нейроэндокринной системы и эмоциональную напряжённость. При этом улучшаются обменные процессы и управление в целом, укрепляется защита.

Внушая ощущение тепла и тяжести можно  добиться релаксации.

Звучит спокойная музыка.

- Дети, прилягте на  парту, положив голову на руки, дышите спокойно не глубоко.

 -Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело,

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке,

На зелёной  мягкой  травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

 Дышится легко…ровно… глубоко

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется

Нам понятно,  что такое

 Состояние покоя.

Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием , восстанавливает силы и работоспособность. При усвоении навыка общего расслабления мышц тела можно научиться вызывать по памяти ощущение потепления рук и ног.

А эти упражнения особенно полезны для тех мышц, которые в рабочей позе находятся в постоянном напряжении.

Упражнение  «Грация»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Согните одну руку локтем вверх, а другую локтем вниз. Предплечья за головой и за спиной. Соедините пальцы одной руки с пальцами другой. На счет 1-4 разведите локти в сторону от туловища. На 5-6 вернитесь в исходное положение. Повторите 4 раза и осуществите смену рук.

Массаж живота. Стоя.

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони. Цель – улучшить работу кишечника.

«Лебединая шея»

Сидя на стуле. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею. Похлопываем по подбородку. Любуемся длинной красивой шеей лебедя.

Массаж головы. Стоя.

Прорабатываем  активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как граблями ведём к середине головы, затем расчёсываем пальчиками волосы спиральными  движениями ведём от висков к затылку.

Массаж рук. «Моем кисти рук»

Трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец.




На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


 

Существует много упражнений для развития внимания. Вот некоторые упражнения, которые я применяю в своей работе.
  «Распределение внимания»
Это упражнение я применяю в период обучения грамоте по теме «Слово» и «Предложение», Читаю вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить предложение и сосчитать число ударов. Число ударов будет количеством слов в предложении и соответственно количеством слогов в слове.
   Игра «Пуговицы».
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделённый на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листом бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее (игра так же   развивает память, пространственное восприятие и мышление).
 Игра «Маленький жук»
Играют все дети. У каждого ребёнка «поле» - квадрат, расчерченный на клеточки, закрашенные в шахматном порядке в бледно-зелёный цвет, и «жук» - фишка или карточка с рисунком. Жук двигается по полю по команде учителя: вверх, вправо, влево, вниз. Двигать жука надо мысленно. Рисовать или водить пальчиком нельзя! При команде «Стоп!» поставить жука в нужную клетку. Начинать работу надо с квадрата в 16 клеток, когда оно будет освоено переходить к   движению по полю из 25, 36 клеток.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
 «Перепутанные линии».
      На рисунке перепутанные линии соединяют две клетки ( два любых предмета). Задача: проследить каждую линию с начала, и в клетке, где она заканчивается, поставить её номер. Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям - помогать себе пальчиком или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предполагаемое количество линий будет «распутано» ребёнком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено. Это упражнение я провожу в виде занимательного материала «Соображалки»: «Кто куда спрятался от дождя?» «Кто с чем пришел в школу?»  и другие, в зависимости от предмета и темы.
 Усиление слухового внимания.
Для этого очень полезно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнений заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, сообщаю: «Сейчас я вам буду читать арифметические задачи. Вы должны их решать в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!» В 1 классе я даю учащимся упражнения вот такого вида: «Даны два числа: 6 и 3...Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2...Затем отнимите ещё 4... Пишите!» (ответ: 3)
 Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала. Детям очень нравятся задачи в стихах, поэтому в свою методическую копилку я собрала очень интересный материал.
Эти упражнения позволяет удерживать и концентрировать внимание, причём получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
 «Что изменилось?»
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигаются в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы (пуговицы, бусы, ручки и т.д.) в течение 1–2 минут. Затем их закрываю и предлагаю ребятам их описать. Эту игру провожу с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их расположении, одежде и т.д. Есть ещё один вариант, который я использую чаще других. Предлагаю рассмотреть несколько предметов (игрушки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д.) После того как дети закроют глаза, убираю некоторые из них, меняю местами или, наоборот, добавляю. Дети отмечают изменения, которые произошли. Таким образом, подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.
 «Узоры»
Упражнение включает в себя задание на прорисовку простых и довольно сложных повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребёнка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б)       правильное воспроизведение каждого элемента узора;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При  выполнении подобного рода упражнений важно не только, насколько точно ребёнок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз понемногу увеличиваю время выполнения узора. Для начала достаточно 3 минут.
 «Игра в учителя»
Упражнение продолжает работу над концентрацией внимания, но здесь дети проверяют правильность выполнения работы кем-то. Я говорю ребенку: «Один мальчик тренировался правильно выполнять узоры. Вам необходимо проверить, как он с этим справился. На бланке вверху образе узора, а внизу узор, выполненный этим мальчиком. Проверь, всё ли он сделал без ошибок. Если найдешь ошибку, исправь её прямо в бланке.
Такого рода упражнения содержат рабочие тетради по русскому языку и математике. Это проверка написанного текста или столбиков примеров с уже допущенными ошибками. Важно на определённое   время   сконцентрировать   внимание ребёнка,   добиться   его устойчивости.
Много упражнений есть на дисках. Провожу с детьми работу по наблюдению за объектом на анимированных плакатах.
Арефьева



На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


В своей дискуссии я уже говорила об "Оживлялках". Хочу подельться с некоторыми из них. 

1. Улыбнитиесь и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно вначале сказать сыр-р, а потом надавить на хохотательную точку- она на кончике носа- и произносить хохотательные звуки "ха-ха" или "гы-гы". Сначала медленно, потом быстрее и еще быстрее. Помните, смеются победители! Но, может быть, они победили, потому что смеялись?

2.Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: "Я справлюсь, я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!" 

3.Закиньте голову назад, выдвините вперед подбородок - так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание - дышите тихо - тихо, еще тише, так тихо, как только возможно. Посидите так около минуты. В голове ясно. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу!

Ирина К.




Фото пользователя Людмила  Анатольевна Шевченко

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


Здравствуйте, уважаемые участники  семинара, с большим удовольствием познакомилась с вашим опытом работы по данной проблеме.  Я согласна с выступлением И.С.Кавериной, что для  детской аудитории нужны упражнения, оживляющие учебный процесс.

Также мне понравилось выступление Ермаковой Н.Р. Меня заинтересовали описанные  педагогом оздоровительные двигательные минутки. Я тоже применяю в своей деятельности подобные упражнения, теперь моя копилка пополниться новыми интересными упражнениями. Большое спасибо Лидии Ильиничне за организацию семинара.




Фото пользователя Любовь Николаевна Галкина

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


1.Постановка проблемного вопроса; 2.мозговой штурм; 3.творческое задание; 4.физкультминутки с музыкальным и речевым сопровождением; 5.прослушивание и оценивание ответа товарища.  Всё это снимает психологическую и физическую усталость

С уважением, Любовь Николаевна.



Фото пользователя Тамара Николаевна Кондратьева

На: Сетевой семинар "Создание оптимальных условий по сохранению


         В зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.   Очень оживляет урок  небольшая проблема по теме, рассказ  интересной истории, игровой момент.

С уважением Тамара Николаевна.



Региональный узел Астраханской области