Урок химии 10 класс.
Тема: Карбоновые кислоты.
Цель: расширить знания учащихся по кислородсодержащих соединениях; показать взаимосвязь строения и свойств веществ; рассмотреть практическое значение некоторых карбоновых кислот.
Оборудование: учебник «Химия -11 класс» автор О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова Дрофа Москва -2004, школьная химическая мини-лаборатория, мини-экспресслаборатория
«Пчелка -У», компьютер, мультимедийная приставка, инструкции к выполнению лабораторной работы «Химические свойства карбоновых кислот».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01.swf
«Карбоновые кислоты»
На доске: формулы изученных веществ вместе с формулами кислот).
Формулы на доске:
a) CH3-CH2-OH б) CH3-(CH2)2-COH
(этанол) (бутаналь)
в) CH3-CHOH-CH2OH г) HCOOH
(пропандиол-1, 2)
Д) CH3-CH(CH3)-CH2OH
2-метилпропанол-1
е) CH3-CO-CH3 ё) CH3-COOH
пропанон
ж) CH3-COH з) HOOC-COOH
этаналь
и) CH3-CH(CH3)-CH2-COH
3-метилбутаналь
1.Выберите формулы уже известных веществ и вспомните их название (выбираются уч-ся формулы)
Учитель: Что объединяет данные вещества.
Ответ уч-ся: (у всех есть О-кислород)
Все кислородосодержащие.
Удалим формулы известных веществ. Рассмотрите внимательно формулы оставшихся веществ. Они имеются на ваших листочках, попробуйте их сгруппировать.
Задание№1
Проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.
В органической химии сходные по строению и свойствам вещества объединяются в гомологические ряды. Для карбоновых кислот это также свойственно.
Распределите верхнюю группу веществ, так чтобы они образовали гомологический ряд.
Задание№2
Распределите предложенную группу веществ так чтобы они образовали гомологический ряд.
Проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.
Особенности номенклатуры историческая и международная рассматриваются с помощью таблицы учебника стр.178 «Таблица систематических и тривиальных названий карбоновых кислот».
С помощью беседы с учащимися выясняются возможные варианты изомерии для предельных одноосновных кислот. (Изомерия углеводородного скелета).
У кислоты какого минимального количественного состава возможно проявление изомерии углеводородного скелета.
( у бутановой)
изомерная ей
CH3-CH (CH3)-COOH
2-метилпропановая кислота
Весь гомологический ряд предельных одноосновных кислот можно представить формулой.
R-COOH
CnH2n+1
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_01
ch10_20_01.swf – Просмотр итоговой таблицы по карбоновым кислотам из ЦОР
Задание№3
Среди предложенных формул, на которых изображено смещение электронной плотности, выберите правильную. Объясните свой выбор.
Правильный ответ:
Объяснение и проверка с помощью компьютера и мультимедийной приставки.
Функциональная группа кислот сочетает в себе карбонильную группу, то есть группу альдегидов и гидроксильную группу.
Карбонильная группа кислот, как и альдегидов, конечно, поляризована: электроны П-связи смещены в сторону более электроотрицательного атома кислорода, благодаря этому атому углерода получает частичный положительный заряд.
Мы знаем также, что у атома кислорода гидроксильные группы имеются неподелённые электроны расположенные на р-орбитали. Они и смещаются в сторону атома углерода карбоксильной группы, компенсируя имеющийся на нём положительный заряд.
Таким образом, мы выяснили, что атом кислорода гидроксильной группы кислот является очень подвижной.
Задание№4
Что означает данная схема:
?
Где вы уже встречались с таким явлениями?
Какие выводы можно сделать из приведённых таблиц данных?
Вещество
|
C2H6
этан
|
CH3-COH
этаналь
|
CH3-CH2OH
этанол
|
CH3-COOH
этановая к-та
|
t кипения
|
-88
|
+21
|
+78
|
+118
|
Ответ: С этим явлением мы встречались у спиртов. В данном случае показано образование димеров. Это сказывается на температуре кипения веществ, что и видно из таблицы.
Изучение физических свойств кислот помощью учебника и примеров веществ (образцы муравьиной, уксусной, олеиновой, стеариновой кислот.)
Таким образом мы выяснили, что очень подвижным в карбоновых кислотах является водород в карбоксильной группе. За счёт водорода проявляют общие свойства и неорганические кислоты.
Обладают ли такими же общими свойствами карбоновые одноосновные кислоты вам предстоит сейчас выяснить с помощью лабораторной работы.
Работать вы будете с микролабораториями.
Описание опытов у вас имеется. Действуйте согласно инструкции, соблюдая правила безопасной работы: используя только указанные вещества только в указанных количествах. Для каждого нового опыта используйте чистую ячейку на планшетке, не допуская переливания веществ через края.
В тетрадях записывайте название опыта и уравнения реакции. В конце работы делаете общий вывод.
Двое учащихся будут работать по индивидуальному заданию с мини-экспресс лабораторией «Пчёлка-У». На работу отводится 15 мин.
Инструкция к лабораторной работе с микролабораторией по теме «Химические свойства карбоновых кислот»
Опыт №1
Диссоциация уксусной кислоты в водном растворе.
В ячейку планшетки поместите 3-4 капли раствора уксусной кислоты и капните в неё 1 каплю индикатора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Закончите уравнение реакции уксусной кислоты
CH3COOH
Опыт№2
Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В ячейку планшетки поместите порошок железа, взятый на кончике шпателя, и прилейте к нему 6-8 капель раствора уксусной кислоты. Через 1-2 минуты пронаблюдайте за изменениями. Запишите уравнение реакции
CH3COOH+Fe=
Опыт№3
Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.
В ячейку планшетки поместите порошок оксида цинка, взятый на кончике шпателя и прилейте к нему ____ капель раствора уксусной кислоты. Помешайте содержимое шпателем. Какие произошли изменения? Запишите уравнение реакции.
CH3COOH+ZnO=
Опыт№4
Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидами.
В ячейку планшетки поместите 2-3 капли раствора гидроксида натрия. Добавьте к этому раствору 1 каплю индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? К данному раствору добавьте 3-4 капли раствора уксусной кислоты (до исчезновения окраски). Запишите уравнение реакции.
CH3COOH+NaOH=
Опыт№5
Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых кислот.
В ячейку планшетки поместите 3-4 капли раствора карбоната натрия и добавьте к нему 3-4 капли раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции
CH3COOH+Na2CO3=
На основе проведённых опытов сделайте вывод.
Индивидуальное задании для работы с мини-экспресс лабораторией
« Пчёлка-У»
1. Исследуйте с помощью тест системы рН среды (кислотность среды) яблочный уксус, лимонный сок, сок яблока, сок груши. Сравните полученные данные.
2. В дополнительной литературе найдите информацию о яблочной и лимонной кислотах. В каких фруктах и овощах их достаточно много.
Выводы сделанные на основе лабораторной работы.
Одноосновные карбоновые кислоты за счёт подвижного атома водорода карбоксильной группы проявляют общие свойства с неорганическими кислотами: взаимодействуют с активными металлами, с оксидами металлов, с гидроксидами и солями слабых кислот.
Результаты индивидуального задания.
Яблочная кислота – HOOC-CH(OH)-CH2-COOH
присутствует в рябине, яблоках, винограде, барбарисе.
Лимонная кислота- HOOC-CH2-(OH)C(COOH)-CH2-COOH распространена в природе: свекла, малина, крыжовник, виноград. Лимоны содержат её 6-7%
У нас подготовлен к уроку нашими ребятами мультфильм. Будьте внимательны при просмотре и попробуйте объяснить поведение главной героини мультфильма.
Просмотр мультфильма.
Как можно назвать наш мультфильм? (Друзья и враги этановой кислоты)
Почему она от некоторых веществ убегает? (Не взаимодействует с неметаллами их оксидами, и солями сильных кислот)
Домашнее задание: стр.175-180, стр.189 №6 №7 письменно.
|