Цели:
- закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, развивать орфографическую зоркость, активизировать словарь по теме “Животные”;
- развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность, зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
- воспитывать любовь к русскому языку, внимание к слову, любовь и бережное отношение к природе;
- развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.
Оборудование:
- набор слайдов (презентация), текст, компьютер, видеопроектор, буквы на магнитах “А”, “О”, “Е”, “И”, “Я”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам. А вы подмигните друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть раннего весеннего утра, тепло ярких солнечных лучей, чистоту и прозрачность рек. Я желаю вам хорошего настроения и нежного отношения друг другу.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
2. Актуализация знаний. Объявление темы урока.
- Внимание на экран! СЛАЙД №1
1. Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове.
- Как мы называем такие гласные? (Ударные)
2. Определите, в какой части слов пропущена буква. (Буква пропущена в корне слова)
3. - Вставьте пропущенные буквы. (В слове линейка вставили букву “И”, в слове лесной – “Е”, в слове водить – “О”)
- Какие это буквы? (Они гласные)
- Что можно сказать об этих гласных? (Гласные в корнях - безударные)
СЛАЙД № 2
– Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”.
СЛАЙД № 3
- Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Во время путешествия нам будут помогать добрые друзья. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту (дети дуют).
3. Формирование новых знаний.
СЛАЙД № 4
- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных. (Слово бег является проверочным для остальных)
- Почему? (В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная)
- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.
- Какие буквы вставили?
- Чем отличаются проверочные слова от проверяемых? (В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная)
4. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он пропрыгал десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудуки.
5. Словарная работа.
СЛАЙД №5
- Подберите по смыслу словарные слова. (Дети читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка)
- Какое слово лишнее и почему?
- Откройте учебник и найдите на с. 109 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам. Запишите предложения в тетрадь, поставьте ударение в «трудных» словах, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. (Взаимопроверка)
6. Работа над текстом.
СЛАЙД № 6
- Прочитайте и озаглавьте текст. (“Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.)
- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание). (Текст - описание)
- Почему? (В этом тексте использовано много прилагательных)
- На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой?, какая?, какая?, какое?)
- Найдите их в тексте. (Пестрый, красные, синие, серых, голубые)
- Найдите предложения с однокоренными словами. (Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки.)
- Назовите однокоренные слова. (Цветет, цветы, цветочки)
- Какие это слова проверочные или проверяемые? (Проверяемые)
- Подберите к ним проверочное слово. (Цвет)
- Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти. (Дети пишут, а потом проверяют)
- В этом предложении подчеркните главные члены предложения.
- Второе и третье предложения спишите самостоятельно.
- В третьем предложении определите часть речи слов. (Проверка)
7. А сейчас давайте найдем проверяемые и проверочные слова и запишем их парами. СЛАЙД №7
8. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:
Если буква гласного
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
- Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные.
9. Оценка.
- Сегодня на уроке работали все хорошо, вы славно потрудились! Активнее и лучше всех работали…
10. Домашнее задание. Написать 8-10 слов с безударной гласной в корне и проверить их.
- Спасибо всем! Урок окончен!
|
На: Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и проверочные
С уважением, Антонина Александровна