Письменное умножение на двузначное число (закрепление)
Submitted by Елена Юрьевна Никифорова on вс, 04/09/2011 - 00:08
Ход урока.
I. Организация класса.
- Какую тему изучаем?
- Сегодня на уроке повторим умножение на двузначное число в
столбик, решение задач изученных видов. Но в ходе работы узнаем интересные сведения о нашем родном крае.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте проверим, как вы правильно и самостоятельно выполнили домашние задание. Открыли учебники, тетради.
1) У доски приготовиться объяснить решение домашней задачи № 167, с. 35.( 1 ученик) На доске чертёж домашней задачи.
2) - А мы с вами проверяем домашние примеры № 168 с. 35.
-Какое действие вы выполняли?
-Как называются результаты, которые получались при решении примера?
Называем первое неполное произведение, второе неполное произведение,
всё произведение.
3)Проверяем домашнюю задачу.
(Ученик даёт монологический ответ по задаче.) Оценить.
-Кто решил задачу другим способом? Объясните решение.
-Сравним эти 2 способа решения. Какой вывод можно сделать?
4) - Составьте обратную задачу .(Внести изменения в чертёж.)
Объясните решение.
5) - О чём говорится в задаче?
-А как наш город Гатчина связан с авиацией?
-С какой скоростью летит самолёт?
-Современные самолёты летают с очень большой скоростью, а первые
аэропланы летали со скоростью до 60 км/ч. Переведите в км/мин.
-Видите, насколько ушла вперёд техника. Всё это благодаря математике.
Может быть кто-то из вас вырастет и станет конструктором. Но для этого
надо хорошо знать математику.
Итог.
III. Устный счёт.
-Сейчас мы будем тренироваться быстро, правильно и самостоятельно считать. Некоторые ученики получат за устный счёт оценки. Приготовили книжки-считалки.
1) По карточкам работают 3 ученика.
2) -Решаем цепочку примеров:
2 → . 7 → . 15 → . 3 → : 9 → +350 → : 7 → …
3) -Какое число мы получили? (60)
- Сегодня на уроке мы уже говорили об этом числе. Что оно
обозначает?
-Я составила задачу с этим числом. Прочитайте про себя. Покажите
ответ задачи.
Какое расстояние пролетит аэроплан за 4 часа, если его скорость
60 км/ч?
(Задача написана на слайде.)
4) - Измените условие, вопрос, чтобы задача стала составной и была на встречное движение. (Два аэроплана вылетели одновременно с аэродрома навстречу друг другу и встретились через 4 часа. Первый летел со скоростью 60 км/ч, второй – 50 км/ч. Найдите расстояние между аэродромами.)
- Объясните решение задачи. (2 способа)
5) 45 км = ... м - Наш город расположен в 45 км от Санкт- Петербурга. Сколько это метров?
29 км2 - ... га - Его территория примерно 29 км2. Выразите эту
величину в гектарах.
2900 км2= ... га - Территория Гатчинского района примерно
2900 км2. Выразите эту величину в гектарах.
-Во сколько раз территория Гатчинского района больше, чем территория Гатчины?
90268 - Население нашего города - 90268 жителей.
6000 -А в 1783 году гатчинское поместье Павла I
насчитывало примерно 6000 душ мужского и женского пола.
Как увеличилось население со времён Павла I?
-Кто не согласен, показывает красный сигнал.
6) При Павле Iбыл благоустроен Зверинец для охоты. Я вам предлагаю примерный план Зверинца. Из каких геометрических фигур состоит?
- Сколько прямоугольников?
- Покажите средние по величине прямоугольники.
- Вы узнаете площадь Зверинца, если составите по краткой записи
задачу и решите её.
а – 1 км
в – 4 км
S- ?
- Выразите площадь в гектарах.
Итог: быстрота,
правильность, самостоятельность.
IV. Каллиграфическая установка.
Проверка посадки в стихах.
- Перед работой в тетради обращаю ваше внимание на правильную запись цифр в числе: каждая цифра пишется в своей клетке и единицы каждого разряда под единицами такого же разряда.
V. Изучение нового материала,
- Сегодня на уроке повторим умножение на двузначное число в столбик
Открыли учебники на стр.36 № 170.
Первый столбик решаем с объяснением. Два ученика объясняют у доски и оцениваются.
- Вычислите, на сколько одно произведение больше другого?
- Увеличьте это число на 1900.
(Получили число 1914.)
- В 1914 году в Гатчине действовал кинематограф. Он имел громкое
название « Модерн» и находился в двухэтажном доме на улице
Соборной, дом 10.
Сейчас этим никого не удивишь. Ежегодно у нас в Гатчине проводятся кинофестивали.
VI. Закрепление.
- Самостоятельно решайте второй столбик.
( 2 ученика работают у доски.)
Проверка по записи решения на доске.
- У кого не так? ( Учащиеся показывают красный или зелёный сигнал.)
- Назовите первое неполное произведение в первом примере.
-Назовите второе неполное произведение во втором примере.
Итог: правильность,
быстрота.
-Случаи умножения на двузначное число теперь могут встречаться в
задачах.
VI. Повторение. (Работа над задачей.)
- Сейчас вам надо решить задачу № 177.
- Читаем про себя, выделяем карандашом главные слова.
-Читаем вслух выделяя голосом главные слова в задаче.
-О чём задача?
-О каких величинах говорится в задаче?
-Что дальше? ( Представим себе задачу.)
-Как удобнее представить? (В таблице.)
-Чертим таблицу.
-Какие главные слова нужны для краткой записи?
Краткую запись на доске составляет ученик.
-Кто может сам решить задачу? Молодцы! Решайте по действиям.
С теми учениками, которые не могут решить задачу, учитель ведёт
разбор от вопроса к числовым данным.
Составляется план решения.
-Кто решил задачу, решает другим способом.
2 ученика записывают на доске решение задачи разными способами, объясняют решение. Оценить.
Итог: доказали 2 способа решения, получили один и тот же ответ, значит, задачу решили верно.
- Почему важен экономный расход?
-А есть ли в нашем городе ателье, которые занимаются пошивом изделий?
VII. Самостоятельная работа.
-А теперь проверим, как вы научились решать примеры на умножение
на двузначное число.
№ 170 (3;4 столбики)
Iвариант - 1 строчка
IIвариант - 2 строчка
-Самостоятельную работу я проверю сама.
-Дополнительное задание для тех, кто закончил работу: № 175.
VIII.Итог.
-Чему учились на уроке?
-Что узнали о нашем городе?
-Узнать побольше о нашем городе вы можете из книг. (Выставка книг
о Гатчине.) Эти книги есть в нашей школьной библиотеке, в Детской библиотеке.