Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Своя игра» по литературе для учащихся 8 класса

Submitted by Ирина Валентиновна Григорович on чт, 09/04/2009 - 21:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорович Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 38
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Развитие познавательной активности учащихся; формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой; выработка умения внимательного чтения художественного произведения; воспитание интереса к чтению.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Краткое описание: 
Игра состоит из трёх раундов: синий, красный, «своя игра». Первый раунд длится 10 минут, второй – 15. Синий и красный раунды включают в себя 6 номинаций, а каждая номинация содержит 5 вопросов. Итого в каждом раунде насчитывается 30 вопросов. Вопросы в каждой номинации расположены по степени сложности и соответственно оцениваются: в синем раунде – 10, 20, 30, 40, 50 баллами, в красном – 20, 40, 60, 80, 100 баллами. Играющие сами выбирают номинацию и количество баллов. Если на выбранный вопрос команда отвечает, ей записывается это количество баллов. Команда, знающая ответ на вопрос, на которой затрудняется ответить играющая команда, поднимает красный сигнальный диск. Подсчёт ведёт счётная группа из 3 человек. Л.Н. Толстой. «После бала»; И.С. Тургенев. «Ася»; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»; Н.В. Гоголь. «Ревизор»; Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь»;

 

Условия игры.

Игра состоит из трёх раундов: синий, красный, «своя игра». Первый раунд длится 10 минут, второй – 15.

            Синий и красный раунды включают в себя 6 номинаций, а каждая номинация содержит 5 вопросов. Итого в каждом раунде насчитывается 30 вопросов.

            Вопросы в каждой номинации расположены по степени сложности и соответственно оцениваются: в синем раунде – 10, 20, 30, 40, 50 баллами, в красном – 20, 40, 60, 80, 100 баллами.

            Играющие сами выбирают номинацию и количество баллов. Если на выбранный вопрос команда отвечает, ей записывается это количество баллов. Команда, знающая ответ на вопрос, на которой затрудняется ответить играющая команда, поднимает красный сигнальный диск.

            Подсчёт ведёт счётная группа из 3 человек.

Вступительное слово учителя.

         С самого раннего детства нас окружают книги. Страница книги – не более чем лист бумаги, испещрённый знаками. Но над ним мы плачем и смеёмся. Литература обладает удивительным свойством. Она делает живым давно прошедшее и угадывает будущее.

            Но происходит это чудо лишь в том случае, если вы слышите голос писателя, если при чтении вы вдумываетесь в текст и обращаете внимание на детали.

            Только тогда чтение будет для вас наслаждением. Вы сможете находить в произведении отклик своим мыслям и чувствам, открывать для себя мир красоты.

Вы сможете понимать идейно-нравственные позиции автора, сможете вырабатывать свою точку зрения, иметь свои ответы на вопросы, которые ставит книга.

            Сегодняшняя игра покажет, какие внимательные вы читатели.

 

Ход игры.

         От каждой команды выходит один представитель для разыгрывания очерёдности участия команды в игре. На столы играющих команд выставляются таблички с №№ 1, 2, 3, соответствующие разыгранной очерёдности.

 

Синий раунд.

Портрет.

10. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазками. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита. …Ни одно мгновенье она не сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен.

( Ася; И.С. Тургенев. «Ася».)

 

20. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

( Емельян Пугачёв; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

30. Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.

( Хлестаков; Н.В. Гоголь. «Ревизор». )

 

40.  Она была прелестная: высокая, стройная, грациозная и величественная. Держалась необыкновенно прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом…какой-то царственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа.

(Варенька; Л.Н. Толстой. «После бала».)

 

50. Но того не думала она, что сама она в утреннем своём наряде была всего прекраснее. Юная кровь, разгорячённая ночными сновидениями, красила нежные щёки её алейшим румянцем, солнечные лучи играли на белом её лице и, проницая сквозь чёрные, пушистые ресницы, сияли в глазах её светлее, нежнее на золоте. Волосы, как тёмно-кофейный бархат, лежали на плечах и на белой полуоткрытой груди, но скоро прелестная скромность, стыдясь самого солнца, самого ветерка, самых немых стен, закрывала её полотном тонким.

( Наталья. Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». )

Факты.

 

10. Были ли знакомы А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов?

(Нет.)

 

20. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Марья Антоновна хочет надеть цветное платье, а Анна Андреевна – палевое. Какой это цвет?

( Бледно – жёлтый. )

 

30. Какой научный труд А.С. Пушкина стал основанием исторического романа «Капитанская дочка»?

(«История Пугачёвского бунта».)

 

40. Какой орден в царской России был выше: орден святой Анны или орден Владимира?

( Выше орден святого Владимира. )

 

50. Как называется главное произведение последнего периода жизни Н.М. Карамзина?

(«История государства Российского».)

Имя.

 

10. Назовите настоящее имя героини Аси из одноименной повести И.С. Тургенева.

( Анна. )

 

20. Как звали слугу Хлестакова?

( Осип.)

 

30. Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» брал взятки борзыми щенками?

( Судья Ляпкин – Тяпкин. )

 

40. Назовите имя Савельича из «Капитанской дочки».

(Архип.)

 

50. Как звали отца Вареньки из повести Л.Н. Толстого «После бала»?

( Пётр Владиславович. )

 

Жилище.

 

10. Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемоданы, пустая бутылка, сапоги, платяная щётка.

( Комната в гостинице, где жил Хлестаков; Н.В. Гоголь. «Ревизор». )

 

20. «Через низкие ворота города мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой…С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми чёрными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались».

( Жилище Гагина и Аси; И.С. Тургенев. «Ася». )

 

30. «…чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и рамке; около него красовались лубочные картинки…»

(Изба коменданта; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

40. «Через несколько минут выехали они на узкую равнину, где стоял маленький домик, обнесённый высоким забором. Вошли в домик, разделённый на две половины. В первой горнице висели мечи и бердыши, шишаки и панцири, а в другой стояла высокая кровать, и перед иконою Богоматери горела лампада».

( Жилище Алексея Любославского; Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». )

 

50. «Я вошёл в избу… Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе».

( Это «дворец» Пугачёва в  Мятежной слободе; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

Географические названия.

 

10. Где происходит действие повести И.С. Тургенева «Ася»?

(В немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.)

 

20. От этого города, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

(Уездный город N.; Н.В. Гоголь. «Ревизор».)

 

30. «Я … ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными…У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

( Белогорская крепость; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». )

 

40. Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?

(На Чёрной речке. Ныне деревня Новая, Коломяжское шоссе.)

 

50. Назовите  местоположение монастыря, в котором томился Мцыри.

                                                                             (Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

                                                                            Струи Арагвы и Куры.)

 

 

Вещи, предметы.

 

10. Кому принадлежать перечисленные предметы: географическая карта, мочальный хвост?

( Петруше Гринёву; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

20. Кому принадлежат перечисленные вещи: белое платье с розовым поясом, белые лайковые перчатки, белые башмачки, белый веер?

(Вареньке; Л.Н. Толстой. «После бала».)

 

30. Кому принадлежат перечисленные вещи: красный казацкий кафтан с галунами, высокая соболья шапка?

(Вещи принадлежат Емельяну Пугачёву; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

40. Кому принадлежат перечисленные вещи, предметы: два халата, миткалевый и шёлковый полосатый, на шесть рублей; мундир из тонкого зелёного сукна, на семь рублей; штаны белые суконные, на пять рублей; двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами, на десять рублей…?

(Реестр барскому добру, раскраденному злодеями. Его Савельич представил Пугачёву.)

 

50. Кому принадлежат перечисленные предметы: ветка гераниума, пяльцы, какой-то французский роман, длинная шаль?

( Асе; И.С. Тургенев. «Ася».)

 

Красный раунд.

 

Кому принадлежат слова?

 

20.                    Но людям я не делал зла,

                         И потому мои дела

                         Немного пользы вам узнать.

                         А душу можно ль рассказать?

(Мцыри; М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».)

 

40. «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновенья от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

(П.А. Гринёв; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

 

60. «У  счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

( Господин Н.Н; И.С. Тургенев. «Ася». )

 

80.  «Как я?…нет, как я, старый дурак! Выжил, глупый баран, из ума!…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевать на уду. Трёх губернаторов обманул!…что губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов…»

(Городничий; Н.В. Гоголь. «Ревизор».)

 

100. «…Несмотря на то, что я был, казалось, бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни её, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил её. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья».

( Иван Васильевич; Л.Н. Толстой. «После бала». )

 

Представьтесь, пожалуйста!

 

20. Вы молодой человек. Живёте в Петербурге, ведёте самую «маленькую» жизнь, постоянно распекаемы начальниками. Но ко всем своим жизненным невзгодам относитесь с удивительным легкомыслием. Сам по себе вы ничтожный человек. Даже пустые люди называют вас пустейшим. Никогда бы вам в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из вас замечательное комическое лицо.

( Хлестаков; Н.В. Гоголь. «Ревизор». )

 

40. Вам 25 лет. Вы только что вырвались на волю и уехали за границу,  не для того, чтобы окончить своё воспитание, а просто вам захотелось посмотреть на мир Божий. Вы здоровы, молоды, веселы, деньги у вас не переводятся, заботы ещё не успели завестись – вы живёте без оглядки, делаете что хотите, процветаете, одним словом.

(Господин Н.Н;  И.С Тургенев. «Ася».)

 

60. Вы молодой человек. Когда-то хотели поступить на военную службу.  Но после случая, переменившего всю вашу жизнь, вы не только не служили в военной, но нигде не служили. И отказавшись от обычной для светского юноши карьеры, стали не беднее, а богаче духовно.

( Иван Васильевич; Л.Н. Толстой. «После бала». )

 

80. Внешне вы ничем непримечательная девушка. Скромная, застенчивая и даже робкая.. однако в решительную минуту жизни в вас пробуждается сильный решительный характер. Вы мужественно выносите все мучения. В дальнейшем вы совершаете, по тем временам, почти героический поступок: едете одна, без спутников в далёкий Петербург, чтобы спасти от смерти любимого человека, и добиваетесь этого.

( Маша Миронова; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». )

 

100. Вы человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Вы не обидчик, а покровитель и заступник своих бедных соседей. Царь называет вас правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал.

(Боярин Матвей Андреев; Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».)

 

Сходство.

 

20. Какое произведение Н.В. Гоголя напоминает вам картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

(«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.)

 

40. Герою Лермонтова, как и герою Пушкина, являлась золотая рыбка. В Каком произведении Лермонтова и кому?

(Мцыри; М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».)

 

60. Что общего между «Борисом Годуновым» и «Капитанской дочкой»?

(В обоих произведениях действуют самозванцы.)

 

80. С  каким полузагадочным существом сравнивает И.С. Тургенев свою героиню в одноимённой повести «Ася»?.

( С «хамелеоном». )

 

100.  Известно, что басня  И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя» является переработкой басни французского баснописца. Назовите его фамилию.

( Лафонтен. )

 

Животное.

 

20.          Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу.

(Барс; М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».)

 

40. Кто в старой калмыцкой сказке, которую Пугачёв рассказал Гринёву, пил живую кровь, а кто питался мертвечиной?

( Орёл пил живую кровь, а ворон питался мертвечиной.)

 

60. На кого Хлестаков жалуется городничему, говоря, что они «кусаются как собаки»?

( Клопы. )

 

80. У фрау Луизе ( повесть И.С. Тургенева «Ася» ) был кот с жёлтыми глазами. Какого окраса он был?

( Чёрного. )

 

100. Кого в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» глуповцы сгоняли с яиц?

( Щуку. )

 

Созданье гения пред нами.

 

20. На сюжет какого произведения Н.В. Гоголя написал оперу «Черевички» П.И. Чайковский?

( «Ночь перед рождеством. )

 

40. Кто подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокий торжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая Пятница»?

( Жуковский. )

 

60. Чьей памяти и по чьей просьбе посвятил А.С. Пушкин своего «Бориса Годунова»?

( Памяти Н.М. Карамзина, по просьбе его дочерей. )

 

80. Кто написал оперу «Борис Годунов»?

( М.П. Мусоргский. )

 

100. Кто из русских композиторов написал оперы по произведениям  М.Ю. Лермонтова «Демон», «Песня про купца Калашникова», «Хаджи Абрек»?

( А.Г. Рубинштейн. )

 

Назови персонаж.

 

20. Она сидела на полу, в крестьянском оборванном платье, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

( Марья Ивановна; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

 

40. Потом обратился Пугачёв к народу и сказал: «Вот вам, детушки, новый командир. Слушайтесь его во всём, а он отвечает мне за вас и за крепость». Кого Пугачёв представил народу в качестве командира?

(Швабрина.)

 

 

60. «Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нём ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умён, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает…» О ком идёт речь?

( Гагин; И.С. Тургенев. «Ася». )

 

80. Пленный мальчик, обречённый жить в кругу чужих людей, затаивает одну мечту, которая становится сжигающей душу страстью.

( Мцыри; М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». )

 

100. Она оделась в платье своего супруга, которое носил он будучи тринадцати или четырнадцати лет, и вместе с мужем встала на защиту  Русского царства.

(Наталья; Н.М. Карамзин. «Наталья боярская дочь».)

 

Раунд «Своя игра».

 

            Команды делают свои ставки.

Зачитывается вопрос.

            Кому Ираклий Андроников посвятил  следующие строки?

 

            «… И через всю  жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого мучительными страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

 

( Эти строки посвящены М.Ю. Лермонтову. )

 

            Свои ответы каждая команда пишет на листе бумаги.

            Подведение итогов игры.

            Награждение команд.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Компьютерная версия.ppt 1.64 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Инесса Николаевна Перова

На: «Своя игра» по литературе для учащихся 8 класса


Уважаемая Ирина Валентиновна! Большое спасибо за такую замечательную игру! Я сама очень люблю делать игры по типу "Своей игры".



Фото пользователя Надежда Валерьевна Бородулина

На: «Своя игра» по литературе для учащихся 8 класса


Уважаемая Ирина Валентиновна! Работа великолепная.  Спасибо. Позволю себе использовать Ваш материал на предметной неделе. 

С уважением, Надежда.



Фото пользователя Алия Жумагалиевна Кунаева

На: «Своя игра» по литературе для учащихся 8 класса


Уважаемая Ирина Валентиновна, огромное вам спасибо за методическую разработку!!!yes



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн