Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа)
Submitted by Елена Михайловна Губеева on Sat, 14/11/2009 - 22:12
Ход уроков
I.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II.Беседа по теме уроков
На прошлом уроке мы говорили о постройках. Они, оказывается, имеют свой прообраз у главного художника - природы.
Тема нашего урока: «Постройка и фантазия». Сегодня вы побываете в роли архитекторов.
— А кто такой архитектор? (Человек, который придумывает
здания.)
Архитектор — специалист по сооружению зданий. Посмотрите, какие интересные постройки придумали люди этой профессии.
(Учитель демонстрирует слайды или фотографии работ и проектов архитекторов А. Гауди, Л. Корбюзье, проекты городов будущего.)
- Найдите в увиденных проектах природные прообразы. (Пчелиные соты, форма цветка, завиток стебля.)
- Как вы думаете, могут ли общая форма здания, его декор напоминать образ человека? (Да.)
Посмотрите на владимирские и псковские соборы. Действительно, соборы Владимира, обильно украшенные кружевной каменной резьбой, напоминают девичий образ. А вот псковские храмы приземистые, с большими луковками-шлемами. Они плотно и устойчиво стоят на земле и похожи на богатырей.
Все, что мы увидели, существует в реальности. А сейчас о отправится в страну Фантазию. Ее главная улица — Улица сказок.
(Учитель показывает иллюстрации домиков из сказок.)
- Из каких сказок эти дома, кто в них живет? (Дом Винни-Пуха, дворец Снежной королевы, телефонная будка Чебурашки, теремок, рукавичка и т. д.)
- В каких домах живут малыши и малышки Солнечного рода в книге H. Носова «Незнайка в Солнечном город»
Послушайте отрывок.
Пройдя несколько шагов, Незнайка увидел дом не совсем обычной архитектуры. Этажи этого дома были расположены уступами, то как бы ступеньками, так что жильцы второго этажа могли ход по крыше первого. В этом доме вместо лифта был эскалатор, то есть движущаяся лестница, по которой можно было бы подниматься на самый верхний этаж.
Спускались жители по специальному желобу на коврике.
- Захотелось ли вам побывать в таком городе?
- Какие здания, кроме жилых домов, можно встретить в любом городе, даже сказочном? (Магазин, аптеку, детский сад, школу и др.)
III.Физкультминутка
Мы по улице гуляем,
(Шаги на месте.)
Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево - вправо.)
«Ж» похожа на жука.
(Хлопки руками спереди - сзади.)
Вот четыре буквы: «Воды».
(4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре: «Моды».
(4хлопка в ладоши.)
«Воды» — «Моды» — «Лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд.
(Хлопки руками спереди - сзади.)
Вот блестит, белее снега,
(Наклоны влево - вправо.)
Слово горькое: аптека.
(Повороты влево - вправо.)
Рядом сладкие слова;-
(Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.
(Шагина месте.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Садимся за парты.)
IV.Творческая практическая деятельность учащихся
- Как можно использовать для постройки домиков разные коробочки и упаковки? (Из коробочек сделать стены, обклеив их цветной бумагой; соединить разные по форме и размеру упаковки для получения необычной формы домика.)
Чтобы получить целый город, вам необходимо работать сегодня не по одному, а в группах. У каждой группы свои идеи, свои архитектурные задумки.
(Учитель помогает разделиться на группы. Можно выполнить работу по рядам.).
Для начала придумайте название вашего города, кто в нем будет жить. Можно сделать Цветочный город для фей, Музыкальный — для гномов, Фруктовый — для волшебников, город Дружбы — для Чебурашки и его друзей и другие. Пофантазируйте и придумайте здания для вашего города: магазины, дома, театры и т. д. Распределите обязанности в группе. Подберите нужный материал (коробки, упаковки, цветную бумагу, фольгу) и начинайте работать.
(На данном уроке учащиеся создают формы построек, обклеивают их цветной бумагой, фольгой.)
V.Продолжение творческой практической деятельности учащихся
Сегодня мы продолжаем создавать сказочный город. На прошлом уроке Мастер Постройки помог сделать формы наших зданий. Сегодня нам необходима помощь Мастера Украшения. На самом деле три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Как вы думаете, что главное в работе Мастера Изображения? Мастера Украшения? Мастера Постройки? (Примерный ответ. Мастер Изображения учит рисовать, лепить и видеть мир глазами художника — изображать; Мастер Украшения научит понимать, о чем говорят украшения, украшать разные предметы и постройки; Мастер Постройки —строить, создавать новые вещи.)
- Как мы можем сделать домики необычными, сказочными? (Украсить их.)
Главные части дома — стены, крыша, дверь и окна. Стен уже есть. Окна могут быть разной формы и размера. Все зависит от задуманного образа. Чаще окна бывают такими.
(Учитель показывает образцы окон.)
Двери в доме обычно похожи по форме на окна, но больше по размеру. Крыши могут быть плоские, покатые, острые, в виде шатров и куполов. Можно покрыть крышу черепицей.
(Учитель показывает приемы выполнения черепицы из бумаги и пластилина.)
Теперь, когда мы знаем, какие будут стены и крыши, и окна, стоит подумать о важных дополнениях и украшениях, могут быть лестница, колонны, арки, ворота, решетки, фонтан; клумба с цветами. Не забывайте, что в сказочном городе до быть детали, соответствующие его названию.
(Учитель показывает несколько готовых украшений для заданий. Мелкие детали лучше вылепить из пластилина.).
Осталось заселить наш город.
(Если позволяет время — можно вылепить жителей городка).
VI.Итог уроков
Выставка и анализ работ
У каждой группы получились свои города. Сразу видно, в них живет. Настоящая сказка!
(Учитель отмечает, чья группа работала сплоченнее, дружнее, у кого получилась наиболее интересная работа.)