Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыкальное путешествие во Францию

 

Разработка урока
«Музыкальное путешествие во Францию»
 
Ход урока: Приветствие на французском языке: «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть! Хорошего вам настроения.» (и перевод на русский)
Сегодня наш урок музыки начался необычно. А как вы думаете: Можем ли мы мысленно перенестись в какую-либо страну? А что нам может помочь в это?
Ответы детей: Музыка этой страны
Перенесемся в далекий 17 век.
Жил-был король. Настоящий. Не из сказок. Звали его Людовиком. (ставлю портрет) А чтобы не спутать с другими королями, тоже Людовиками, которые царствовали до него, называли его Людовиком 14. Жил этот король во Франции и был самым могущественным королем в Европе и Средиземноморье. Могущество пришло к нему как-то само собой – не потому, что был он храбр или умен, а так – между балами и маскарадами.
-         Государство – это я! – заявил он однажды, и все почему-то поверили и покорно склонили головы. 
Вскоре король стал считать себя если не богом, то во всяком случае полубожеством. Эмблемой своей он сделал солнце, и стали льстецы называть его: король – солнце. И решил король, что не подобает ему жить так, как жили до него другие короли. Поэтому он собственноручно разработал новые правила этикета. Отход короля ко сну, обед, ужин, завтрак, прогулка – все обставлялось необычно пышно и разыгрывалось как заранее разученное представление. Но и этого ему показалось мало. Пожелал король являться перед своими придворными в облике древних богов в театре. Да, да в театре! Король любил танцевать, и именно при нем расцвел во всей своей пышности придворный аристократический балет.
… А в это время по дороге шел мальчуган, сын мельника. Звали его Жан Баттист Люлли. Шел он и распевал свои песенки. Хозяин мастерской выгнал его с работы за то, что Жан Баттист пел, лишь только солнце взойдет. Вот и сейчас он что-то «мурлыкал», весело шагая (испольняется фр.нар. песня «Кадэ Руссель»
1)     Кадэ Руссель богато жил (2р)
Домик без крыши он купил (2р)
Галки охотно в нем селятся
Летом и ласточки гнездятся
Припев:
Да-да-да, это так!                            2р.
Кадэ-Руссель большой чудак
2)     Кадэ Руссель богато жил (2р)
Он 2 кафтана заложил
Да из бумаги третий сшил
В дождь и мороз, гуляя важно
Носит кафтан он свой бумажный
Припев
 
 
Вопрос? - О ком эта песня? А о чем в ней поется.
Ответы детей …….
Вопрос – А почему он чудак?
Ответ…..
В? – как вы считаете Жан Баттист Люлли и Кадэ Руссель похожи? А чем?
Ответы ……….
 
Распевал он свои беззаботные песенки …. Как вдруг мимо пронеслась карета и остановилась. В это время решалась судьба мальчика.
Герцог де Гиз предложил ему работу, сказав: «Моим гостям понравятся твои песни»
Жан Баттист сел в карету, и они отправились в замок короля. Они проезжали луга, Жан спросил косарей, чей это луг они косят.
-         Господа маркиза Карабаса! Проезжал мимо полей, Жан захотел узнать, кому они принадлежат?
-         Господину Маркизу Карабасу! – отвечали жнецы
Вдалеке, над густым дремучим бором были видны верхушки замка.
-         Чей это замок? Кто в нем живет? Споросил Ж.Б. Люлли
-         Слушай, путник, лучше слов об этом расскажет песня («Спящая красавица»), и бродячий музыкант запел. (разучивание с припева).
Проезжая, они стали невольными слушателями народных праздников, гуляний и конечно песен.
(исполнение «Братец Яков» на французском)
-         Вы догадались, о чем эта песня и какое у нее характер.
-         …….
-         Теперь послушайте ее на русском
-         Эта песня о лентяе, который не хочет трудиться, лишь валяется на своей постели.
-         Как вы думаете, каким инструментом можно изобразить «Звон-трезвон»
-         …………
-         Правильно – треугольник, колокольчики, металлофон
-         Давайте исполним вместе трезвон, перезвон и разбудим Братца Якова.
 
Наконец карета подъехала к замку и герцогу сообщили, что заболела его любимая собака. И о Жане Баттисте забыли почти на целый год.
Наутро его отправили на кухню, так он стал поваренком. Услышал как-то Людовик 14 игру на скрипке Жана и распорядился из кухни его забрать в придворный оркестр, который назывался «24 скрипки короля».
Был у Людовика 14 сын, разумеется, принц. И поэтому ему приходилось выполнять правила поведения, принятые при дворе отца – «королевский этикет».
Часто принц смотрел в окно от скуки. Вот пробежала по улице девочка, кричит своему коту: «Жульен, Жульен!» А у принца кота не было. Нельзя. Был, правда королевский зверинец, но попробуй побегай с крокодилом.
А вот другая девочка прошла мимо дворца. В руках корзинка с пирожками. Наверное, бабушке несет гостинцы. То-то будет радостная встреча! А принц к бабушке отправлялся с огромной свитой. Если добравшись до бабушки, он бросался ее целовать, она говорила: «Ваше королевское высочество, вы забываетесь!» Приятно, думаете, когда родная бабушка говорит с внуком на «вы» и только руку позволяет поцеловать.
Очень трудно жить по правилам! Принц даже похудел и стал бледный и скучный.
Министры обратились к знатоку королевского этикета и он им сказал:
-         Нужен бал, но необыкновенный. Когда все соберутся, у дворца остановится карета, из нее выйдет прекрасная принцесса, которой нет в списке приглашенных. На ней будет серебряное платье и туфельки из чистого хрусталя.
-         А что же будет дальше, - спросили министры.
-         А вот это уже от нас зависит, - сказал знаток придворного этикета.
-         Как же так. Мы не позволим, пусть уж лучше принц скучает.
А знаток этикета сказал:
-         Во-первых, это нарушение этикета. А во-вторых, поскучает и заснет, лет на сто. И с ним весь дворец, все придворные, все-все. Говорят, такое бывало.
-         Господин Шарль Перро, не рассказывайте нам, пожалуйста, сказки!
Хором закричали министры
Но бал все-таки устроили.
Вопрос: Как вы думаете, какая музыка могла звучать. Послушайте, определите инструмент, звучит ли сейчас такая музыка?
Исп. «Тамбурин» Рамо 1В (клавесин)
Это клавесин, в Париже все знатные люди имели этот инструмент. Все началось с того, чтобы не щипать струны пальцами, как было в древности, а придумать механизм. И придумали, теперь, когда палец нажимал на клавишу, на другом конце рычага, маленький металлический гвоздик, касался струны. Новый инструмент стал зваться хорда-струна. Получился струнный щипковый инструмент вроде арфы, лютни, гитары, но механизированный, можно сказать комнатный, домашний, камерный, музыкальный станок.  ( смотрим изображение)
Разные имена ему давали:
1)                              Английская шахматная доска – имел вид настольного ящика, шкатулки
2)                              В Англии – вёрджинал, девический, намек на его нежный голос.
3)                              Итальянцы – клавичембало, проще чембало – цимбалы (стр. инстр. с клавишами)
4)                              Крыло (совр. Рояль по форме крыло огромной птицы напоминает)
5)                              Жираф – инструмент с вертикально расположенными струнами
6)                              У немцев – клавир – клавишный
7)                              Французское название на клавиши внимание обращало
Французское имя этого инструмента оказалось самым стойким.
Чем же отличается то современного инструмента (темп, динамика)
-         Бал продолжается, Во времена Людовика 14 среди танцев блистает Гавот. Это времена мушкетеров открывается академия танца.
Гавот – старое прозвище жителей некоторых южных провинций Франции, одно из танцевальных движений в гавоте «крест –накрест». Французы говорят «красивые ноги журавля»
Мы послушаем «Гавот» Ж.Б.Люлли, раньше исполнялся на лютне. Любимым инструментом Ж.Б.Люлли был все-таки клавесин.
Ж.Б.Люлли стал великим композитором, песни из его опер, мелодии танцев подхватывались даже уличными мальчишками и вскоре распевались и игрались на всех площадях Парижа. Людовик 14 жаловал ему дворянский титул. И не случайно созданный Ж.Б. Люлли жанр оперы-балета более полувека господствовал на сценах лучших театров Европы. А мы с вами наше путешествие завершим «В Авиньоне на мосту», именно так называется хоровод-песня. Давайте разучим припев, на который мы идем по кругу. Исполнять будем на французском языке. На запев – мы останавливаемся и выполняем движения в соответствии с текстом песни.
-         Наше путешествие завершилось!
-         Вопрос: - Скажите, пожалуйста. Как мы можем попасть в другую страну? Что нам сегодня помогло это осуществить.
-         Ответы:
1)      музыка (наз. Фамилии Ж.Б.Люлли, Ф. Рамо, фр. Нар. Песни) нар. Иностр.)
2)      Литература, поэзия. (Ш.Перо и его волшебные сказки)
3)      Архитектура (дворовые и парковые строения)
4)      Хореография (пластика, движения)
В. – А как это все одним словом модно назвать, объединить
Дети: ИСКУССТВО (на доске написать)
Учитель – Да! Великая сила искусства помогла нам сегодня попасть в другую страну, во Францию, узнать историю о мальчике, Ж.Б.Люлли. впоследствии ставшим великим музыкантом, о Короле-солнце, о придворном поэте Шарле Перро знатоке королевского этикета. И я хочу, чтобы вы сегодня почувствовали дух того времени. Простимся, как того требует французский этикет.
Я скажу вам «Оревуар ами» А вы «Оревуар, мадам» А когда будете проходить парами, девочки делают реверанс, а мальчики кивок головой.
Звучит «Гавот» Люли.
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн