Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Леонид Соболев "Морская душа"

Фото пользователя Елена Борисовна Бардыкина
Размещено: Елена Борисовна Бардыкина - ср, 01/07/2009 - 13:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бардыкина Елена Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №23 г.Рыбинск
Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Ресурс содержит подрорбный конспект урокаи работы, выполненные учащимися (презентация и публикации). Методическая разработка может быть использована для проведения внеклассного мероприятия, посвящённого героизму наших воинов в годы Великой отечественной войны. Используется фронтальная и групповая формы работы. Можно организовать как проект. К уроку прилагаются презентация о художнике, публикации "Оборона Севастополя 9тсраницы истории)" и "О картине "Оборона Севастополя",о Леониде Соболеве.

 

Урок по рассказам Леонида Соболева
Этот урок проводится как урок внеклассного чтения в 5-7 классах после изучения
Цель урока: 
Знакомство с творчеством  Леонида Соболева (на примере рассказов цикла «Морская душа» и «Соловей»), формирование навыка анализа прозаического произведения.
 
В ходе урока решаются следующие задачи
Обучающие:
·         Познакомить учащихся со сборником рассказов Леонида Соболева «Морская душа», пробудить интерес к личности и произведениям писателя, местам и событиям,  которые он изображает.                                           
·         Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и                              составлению аналитического комментария художественного текста.                               Развивающие:                                                                                  
·         Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного                         произведения, подготовки сообщений.
·         Развивать навыки групповой работы.         
·         Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
   Воспитательные:
·         Формировать интерес к истории своей Родины, уважительное отношение к   Ветеранам великой Отечественной войны и памяти людей, погибших в боях за свободу Родины.
·         Мотивировать учащихся к чтению художественной литературы. 
 Интеграция с другими предметами
Информатика :
Ÿ в ходе подготовки к урокуучащиеся используют компьютер на стадии сбора материала (Интернет) и оформления результатов работы (презентации MicrosoftPowerPoint и  публикаций  MicrosoftOfficePublisher)
Музыка
·         на уроке звучат песни времён Великой Отечественной войны, песня Д.Тухманова «День Победы», возможно использование отрывков симфонии Шостаковича, посвящённой Ленинграду, и другие музыкальные произведения этой тематики.
Изобразительное искусство, МХК
·         обзорное знакомство с жизнью и творчеством Александра Дейнеки, умение «читать» картину ( на примере картины «Оборона Севастополя»)
  Урок способствует формированию компетентностей учащихся
1.      коммуникативной– овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной – в ходе урока и письменной – домашнее задание ) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала ( рисунки, презентации, публикации);
2.      информационной - освоение необходимых знаний по истории и теории литературы ( рассказ как жанр литературы, тема, идея, герой), знание текстов литературных произведений, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации (подготовка к уроку – поиск информации о писателе и художнике, истории создания произведений , истории обороны Севастополя)
3.      интеллектуальной умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям ( в ходе анализа рассказов из цикла «Морская душа» и «Соловей» );
4.      организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её ( в процессе подготовки к уроку); владение навыками самоконтроля и самооценки.
 
Предварительное задание к уроку
В классе  формируется 5 групп, каждая получает тему для исследования
1.      биография Леонида Соболева
2.      оборона Севастополя в 1941 году
3.      история создания цикла рассказов «Морская душа»
4.      художник Александр Дейнека
5.      история создания картины «Оборона Севастополя»
прочитать рассказы
сделать иллюстрацию к рассказу «Соловей» или эскиз обложки к сборнику рассказов
Слово группам предоставляется по ходу урока
 
 
 
Ключевые слова урока
1.     Леонид Соболев
2.     Любовь к Родине
3.     Мужество
4.      Героизм
5.     Подвиг
6.     Память
Ключевые слова выносятся на доску отдельно, в конце урока обязательное возвращение к ним.
Вступительное слово учителя
1.      сопровождается презентацией (подготовленной учителем или учеником старших классов) , кадрами кинохроники и фотографиями времён Великой Отечественной войны  (возможно использование дисков «История России 20 век», «От Кремля до Рейхстага»)
2.       на стенде оформлена выставка произведений о  Великой Отечественной войне, репродукций картин.
 
                           Тот саамы длинный день в году
                           С его безоблачной погодой
                            Нам выдал общую беду
                            На все, на все четыре года.
                                                    К.Симонов
22 июня 1941 года – этот день стал началом пути длиною в 1418 дней и ночей, пути к Победе. Стойкость и мужество, героизм и самопожертвование проявили наши люди в борьбе с фашизмом. Долгим и тяжёлым был путь к Победе, ценою более чем 20 миллионов человеческих жизней досталась она.
            Героические подвиги, дни, проведённые в окопах при отражении вражеских атак, борьба за каждый клочок нашей земли. И всё – таки отступление до самой Волги, а затем вперёд, ломая упорное сопротивление врага, вперёд на Берлин.
             Героическая борьба шла не только на фронте, но и в тылу у противника. Партизанские отряды действовали на всей территории страны.
            Был и другой тыл – наш тыл. Главным его лозунгом было «Всё для фронта, всё для победы». Ушедших на фронт старших братьев и отцов заменили в цехах 12-14леиние мальчишки и девчонки. Женщины. По 14 часов не уходили они из цеха, лишь бы выпускать достаточное количество боеприпасов.
            Так и тыл, и фронт приближали долгожданную Победу.
            Всё дальше уходит от нас этот день. Прошли уже больше шестидесяти лет, но люди хотят знать правду о войне, о тех, кто сражался за правое дело.  И помогает нам в этом литература. Есть такое известное выражение : «Когда говорят пушки, музы молчат», но в годы войны музы не молчали. Сотни литераторов ушли на фронт. Литература была духовным оружием в борьбе с фашизмом, укрепляла веру в победу. Имена писателе, названия произведений навсегда в нашей памяти, как грозная мелодия «Священной войны» (звучит фрагмент песни), как тревожные сводки Совинформбюро, как голос диктора Игоря Левитана, читающего победные приказы (звучит голос Левитана), как названия известных сражений и имена великих полководцев.
            Среди них имя писателя Леонида Сергеевича Соболева.
Выступление группы 1. с рассказом о жизни и творчестве Л.Соболева ( используется презентация, созданная учащимися , палетка + буклет с рассказом о Соболеве, который получает каждый ученик в конце урока)
Ученики в ходе рассказа заполняют палетку о Леониде Соболеве

Дата
Событие
 
родился
1918-1931
 
 
Первый сборник рассказов»Полезная привычка»
1932
 
 
Поездка в Среднюю Азию
1940
 
 
Сборник рассказов «Морская душа»

В конце урока сдают учащиеся сдают на проверку.
Выступление группы 2 историческая справка об обороне Одессы и Севастополя в 1941 году (презентация)
После выступления группы учащимся предлагается текст (может быть составлен учителем на основе материалов учащихся , а в сильном классе можно предложить это сделать самим ученикам) об обороне Севастополя и Одессы  с пропусками, на месте них необходимо восстановить слова. ( в конце урока сдают на проверку)
Выступление группы 3 о цикле рассказов «Морская душа», истории их создания           
 ( презентация)
Обсуждение  цикла рассказов «Морская душа»  по вопросам.
Работа в группах.
  1. Что называют «морской душой»?
«Морской душой» называют тельняшку, которую моряки, вынужденные на суше носить военную форму защитного цвета, надевали под неё.
  1. Что кроется за этими двумя слова?
Зачитывается текст.
  1. Определите темы рассказов. (Каждая группа работает с рассказами, предложенными учителем)
  2. Что объединяет героев этих рассказов?
Героев разных рассказов объединяет любовь к Родине, стойкость, мужество,    беззаветная храбрость, смелость. Они сражаются с врагом до последней капли крови. Морякам помогают взаимовыручка, дружба и изобретательность
  1. Какова идея сборника?
В ходе обсуждения рассказов составляется опорная схема ( используется презентация, созданная учителем, элементы схемы появляются постепенно)
 Слово учителя: Рассказ «Соловей» был написан в 1941 году и рассказывает об обороне Одессы. Он не включён Соболевым в цикл «Морская душа», но  по теме и идее примыкает к циклу.
Обсуждение рассказа «Соловей»
Вопросы для обсуждения
  1. Определите тему рассказа.
  2. Каков сюжет рассказа?
  3. Характеристика Гусара. ( используется опорная схема, см. приложение)
  4. Каким искусством владел Гусар, как оно помогало бойцам?
  5. Что увидели бойцы, вернувшись из разведки?
  6. Что такое подвиг? Можно ли назвать поступок Гусара подвигом?
  7. Почему моряки «гребли яростно и быстро»? 
  8. Подумайте, зачем Леонид Соболев написал рассказ? Определите основную мысль рассказа.
Ответы на вопросы : Каждая группа участвует в обсуждении.  В ходе обсуждения обязательно зачитывается текст, подтверждающий высказанные мысли.
Тема – то, о чём говорится в рассказе. Тема этого рассказа – удивительное искусство звукоподражания Гусара и его подвиг.
Гусар получил своё прозвище за любовь к кавалерийским штанам и за гордые усики. Он был одарён способностью к звукоподражанию , мог имитировать разные звуки : свист снаряда., квохтанье курицы, визг пилы вой мины, шипенье гранаты, трель соловья. Бойцы разработали целый звуковой код, который помогал им во время операций. Не только в бою помогал талант Гусара – во время отдыха он помогал бойцам забыть на время о войне, вспомнить о доме, о светлых мирных днях, о покое и уюте. Все любили Гусара.
Однажды, возвращаясь из разведки, бойцы шли на условный сигнал – щёлканье соловья. Картина , открывшаяся перед ними была страшной .( отрывок из текста со слов «Гусар лежал в шлюпке навзничь…»).
Подвиг – героический . самоотверженный поступок (Словарь Ожегова). Поступок Гусара можно назвать подвигом, потому что он сражался самоотверженно (моряки наткнулись на трупы румын), не сдался и даже раненый подавал сигналы своим товарищам, хотя не узнавал никого, потерял сознание, но продолжал щёлкать соловьём, спасая своих товарищей.
Моряки оценили поступок своих товарищей, гребли «яростно и быстро», потому что их друзья (комендор и Гусар) были ещё живы, они стремились поскорее добраться до берега в надежде спасти жизни тех, кто не раз спасал им жизнь.
Соболев хотел показать, какими были те, кто защищал нашу Родину. Они были мужественными и смелыми, спасали товарищей ценой своей жизни боролись с врагами до последней капли крови. Писатель рассказал о том, что на войне даже самое неожиданное умение может принести пользу в борьбе с врагом.
Слово учителя: нам , сегодняшним читателям, Соболев рассказал о том, какими были те, кто спас мир от коричневой чумы – фашизма. Они являются для нас примером беззаветной любви к Родине, стойкости , мужества, благородства. Примером они были и для читателей того времени, помогали выстоять и победить. Но не только литература встала в строй. Незабываемые дни Великой Отечественной нашли своё яркое отражение в музыке и произведениях изобразительного искусства.
Выступление группы 4 художник Александр Дейнека (презентация)
Выступление группы 5 рассказ о картине «Оборона Севастополя» (интерактивная доска + бюллетень «Музей одной картины» для классного уголка)
Рассматривание картины ( сопровождается музыкой)
1.      Какие звуки мы можем услышать, внимательно всмотревшись в картину Дейнеки?
Мы слышим лязг оружия, вой сирен, разрывы бомб, прерывистое дыхание матросов.
2.      К какому из рассказов Леонида Соболева можно использовать картину в качестве иллюстрации?
Картину можно использовать как иллюстрацию к рассказу «На старых стенах». И картина, и рассказ об одном – героической обороне Севастополя. Главные герои – матросы, защитники города. И художник, и писатель воспевают силу и мужество моряков, стойкость, бесстрашие, решимость умереть, но не отступить перед врагом.
Работа с иллюстрациями учащихся.
Рассмотрите внимательно работы ваших товарищей. Удалось ли им передать основную мысль сборника или рассказа?
Слово учителя: Воспевая мужество и героизм защитников Родины, художники и писатели стремились рассказать нам о том, какие это были люди, но они хотели ещё одного, чтобы мы помнили обо всём, что было.
 Прошла война, прошла страда
            Но боль взывает к людям:
Давайте , люди, никогда об этом не забудем!
                                               А.Т.Твардовский.
 
Домашнее задание: выражение нашей памяти – памятники и мемориалы. В Севастополе существует мемориал защитникам города, где все погибшие перечислены поимённо, но нет памятника. Попробуйте создать проект памятника защитникам города, опишите его.
Подведение итогов
Оценивают работу и дети, и учитель; причём в конце урока выставляют оценку дети. Можно использовать цветовую символику, так как это наглядно. В итоговой ведомости каждый ребёнок ставит свою оценку ( красный цвет – отлично, зелёный – хорошо, синий – удовлетворительно). Пред выставлением оценки просим высказаться представителей группы ( всё ли получилось, что задумывали, интересно ли было работать вместе и т. д . , то есть дать оценку своей деятельности) и слушателей (прошу отметить в первую очередь достоинства, так как для учащихся 5-7 класса очень важна положительная оценка одноклассников ).
Только после этого высказывает своё мнение и выставляет оценки учитель. (На мой взгляд, принципиально выставление оценки учителем после оценки детей, так как некоторые дети могут равняться на авторитет учителя. )
                        Результаты проекта
Ÿ Развитие интереса к произведениям о Великой Отечественной войне
Ÿ Расширение представление учащихся о родовой и жанровой специфике эпического произведения.
Ÿ Обучение навыкам работы с компьютерными программами Microsoft Power Point и Microsoft Office Publisher
Ÿ Знакомство с мультимедийными энциклопедиями, в том числе и «Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия»
Ÿ Развитие навыков самооценки и самоконтроля
 

 

 


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн