Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Система работы по формированию толерантности

Размещено: Ольга Юрьевна Багдашина - чт, 03/12/2009 - 21:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Багдашина Ольга Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа" №28 г.Балаково
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Представлена система работы по формированию толерантности у учащихся младшего школьного возраста

<!--[if !mso]> v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.MsoBodyText, li.MsoBodyText, div.MsoBodyText {mso-style-unhide:no; mso-style-link:"Основной текст Знак"; mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; text-align:justify; line-height:150%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; font-weight:bold; mso-bidi-font-weight:normal;} p {mso-style-unhide:no; mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} span.a {mso-style-name:"Основной текст Знак"; mso-style-unhide:no; mso-style-locked:yes; mso-style-link:"Основной текст"; mso-ansi-font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-ascii-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-hansi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-language:RU; font-weight:bold; mso-bidi-font-weight:normal;} p.1, li.1, div.1 {mso-style-name:Обычный1; mso-style-unhide:no; mso-style-parent:""; margin-top:5.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:5.0pt; margin-left:0cm; mso-pagination:none; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; layout-grid-mode:line;} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]-->

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания    у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.    Школа способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности.

    В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года в разделе Российское образование и тенденции мирового развития говорится:      

     «Образовательная политика России,  отражая общенациональные интересы в сфере образования и  предъявляя  их  мировому  сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,  обуславливающие необходимость существенных изменений в  системе  образования:

     переход к постиндустриальному,  информационному обществу, значительное расширение  масштабов  межкультурного  взаимодействия,  в связи  с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.»

16 ноября 1995г.  странами – членами ЮНЕСКО подписана Декларация принципов толерантности, отдающая приоритет в популяризации идей толерантности в сфере образования.

              В Декларации принципов толерантности определено: «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.  Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…».

      Под толерантностью понимают реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Основные направления воспитательной работы нашей школы:

1патриотическое;

2 гражданско-правовое;

3 эстетическое;

4 нравственное;

5 экологическое и другие.

Приоритетным направлением в плане воспитательной работы на 2006 - 2007 учебный год мы обозначили формирование толерантности. Работу по формированию толерантности мы осуществляли в комплексе:  исследовали проблемы толерантности во взаимоотношениях детей и родителей, проводили занятия.  

Наша работа состояла из нескольких этапов:

первый этап –  подготовительный:  входящая диагностика, обработка, анализ и обобщение полученных данных (сентябрь);

второй этап – разработка программы и плана мероприятий по ее реализации (октябрь); 

третий этап  -  реализация  программы (октябрь - май);

четвертый этап – итоговый: анализ проведенной работы (май).

      На первом этапе совместно с психологом школы я провела опрос учащихся на основе диагностической методики  «Наши отношения» с целью определения уровня сформированности толерантности у учащихся 4 класса.  Анализ ответов на вопросы позволил определить характер отношений детей с другими людьми, направленность их деятельности, их способность отстаивать свои интересы, заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность к раздражительности, тревожность.

      По итогам опроса было выявлено, что 27,5%  ориентируются при выполнении какой-либо деятельности на прямое вознаграждение, не получив его они проявляют агрессивность в поведении и поступках, им присуща склонность к соперничеству, в определенных ситуациях проявляют раздражительность.

   43 % проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность, в сложных ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, они чувствуют привязанность в отношениях людей.

   28,5 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, с интересом вступают в деловые отношения, проявляют активность в решении проблем, ориентируются на сотрудничество, в возникших ситуациях проявляют способность и заинтересованность в отстаивании собственного мнения, которое в свою очередь влияет на достижение общей цели.

<!--[if mso & !supportInlineShapes & supportFields]> SHAPE  \* MERGEFORMAT <![endif]--> <!--[if !mso]-->

<!--[endif]-->

28,4 %           43 %

 

 

 

 

 

 

      27,5 %

     

<!--[if !mso]-->
<!--[endif]--> <!--[if mso & !supportInlineShapes & supportFields]> <![endif]-->

          28,4 % - ср.уровень проявления толерантности

          43 % - проявляют высокий уровень толерантности

          27,5 % высокий уровень проявления агрессивности

Рис. 1. Результаты опроса по выявлению уровня сформированности толерантности у учащихся.

   Таким образом,  можно сделать вывод, что необходима работа по формированию толерантности  у учащихся  начальной школы.

На втором этапе мною совместно с психологом и зам директора по ВР школы была составлена программа  «Формирование толерантности у учащихся младшего школьного возраста».  В основе которой программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста», разработанная учителем начальных классов из г. Новосибирска Собиновой С. В. При подготовке программы мы ориентировались на формирование личности, приоритетами в поведении которой будут выступать толерантность, ненасилие, готовность к сотрудничеству. Программа служила дополнением к плану воспитательной работы, рассчитана на учебный год и призвана способствовать становлению у младших школьников основ толерантного сознания, развитию умения намечать пути бесконфликтного сотрудничества.   При разработке программы были учтены возрастные и индивидуальные  особенности учащихся моего класса.

Следующий  этап - это реализация программы. В течение учебного года мы проводили мероприятия, включенные  в программу.  Были разработаны сценарии и проведены классные часы по следующим темам: «Лучшее слово о дружбе», «От улыбки хмурый день светлей», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» и другие. 

Остановлюсь  на методике проведения классного часа «Лучшее слово о дружбе»,  целью  которого было формирование у школьников  умения дружить и  беречь дружбу. Во вступительной беседе речь шла  о дружбе, ее значении в жизни человека, дети  высказали свои мысли о том, кого они  считают  другом. После прочтения стихотворения А. Барто «Требуется друг»  продолжилось обсуждением вопроса: «Какими качествами должен обладать друг?». 

Итогом  проведения классного часа стали выработанные учащимися правила дружбы «Десять законов дружбы  нашего класса». Подобные тематические классные часы способствуют формированию у учащихся таких нравственных качеств, как отзывчивость, доброта, преданность, уважение, толерантность.

Практикую и проведение  уроков  толерантности «Толерантность. Что такое? », «Мы - команда одного корабля», «Беженцы в России», «Стремись творить добро».  Эти уроки преследуют  одну цель: формирование понятия «толерантность», воспитание основ культуры человеческих отношений, культуры общения.

Тем не менее, надо отметить, что на этом этапе работа по формированию  толерантности не завершена и эту работу необходимо продолжать, так как за такой короткий срок невозможно сформировать толерантность. Продолжается работа и 5 классе.

В 2007 учебном году мною был набран 1 класс и я продолжила работу в данном направлении.

На сегодняшний день имеется необходимость воспитания толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинается складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформировоанностью коммуникативной деятельности.

Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают первоклассникам найти адекватные ситуации и резервы собственного развития, получить помощь и одобрение со стороны взрослых, быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности.

 Для успешной адаптации первоклассников в сентябре – октябре психолого–педагогической службой школы реализована «Программа практикума развития толерантных способов поведения в период адаптации».

Предлагаемый практикум разработан кандидатом психологических наук, доцентом, зав. кафедрой психологии РО ИПК и ПРО Т. Н. Щербаковой и доцентом кафедры психологии РО ИПК и ПРО Г.П.Звездиной включает систему занятий, где в форме игры первоклассник апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: «Я - другие», «Я - Я», «Я - культура», «Я - мир».

 В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка. Расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений с одноклассниками, учителями, родителями. Реализация программы расширила образ мира ребенка, дети приобрели навыки толерантного взаимодействия, что облегчило процесс адаптации.

      На занятиях использовались  элементы группового психологического тренинга, ролевая игра. Отдельные элементы программы  мною используются на уроке в качестве «психологической минутки».                                                                 

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье – это определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Семья во многом может помочь школе. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.  

В этой связи целенаправленную работу я провожу с родителями учащихся, разъясняю им важность воспитания у детей культуры общения. Темы для проведения родительских собраний могут быть следующие: «Значение эмоций для формирования положительного отношения ребенка с окружающим миром", «Наши трудные дети», «Семейные проблемы. Как их решать?» и другие.

Хорошим средством формирования толерантных отношений в семье  считаю проведение совместных праздников, конкурсов. Формированию толерантных взаимоотношений  в семье помогает организация поздравлений родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье, творческие встречи с родителями, рассказывающими о своих профессиях, организация  выставок совместного творчества детей и родителей, турпоходы.  Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование толерантной личности.

 Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Толерантность – важнейшее профессиональное и  необходимое личное качество педагога, позволяющее ему строить  отношения с ребенком как товарищеские с целью поддержки его самоопределения.  Доктор пед. наук Б.З.Вульфов считает что, несформированность толерантности - профессиональная драма педагога, приводящая его к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души». И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы в конечном счете оказываются дети, с которыми этот педагог работает.  

В заключении хочу сказать, что именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся  незамеченными.

Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я  уверена, что мои ученики   из  стен школы выйдут  не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но это будут и самостоятельные люди, обладающие толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции. 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн