Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Что у Земли внутри?»

Фото пользователя Наталья Николаевна Новикова
Размещено: Наталья Николаевна Новикова - пн, 08/03/2010 - 21:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Новикова Наталья Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ"СОШ№9", учитель
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
1. Сформировать представление о внутренних оболочках Земли: ядре, мантии, земной коре. 2. Ознакомить учащихся с минералами и горными породами, слагающими земную кору: их происхождением, разнообразием и свойствами, а также использованием в хозяйственной деятельности. 3. Развивать у школьников любознательность, бережное отношение к планете Земля. 4. Формировать у учащихся умений и опыта творческой деятельности
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Богданов В.Л. «Полезные ископаемые» – М., ЗАО «Аргументы и
факты», 2004.
2. Голицын М.С. «Сокровища земли» – М., ООО «Издательство Астрель», 2001.
3. Максимов Н.А. «Хрестоматия по физической географии» – М., Просвещение, 1974.




 

Используемое оборудование: 

мультимедийное оборудование,
физическая карта полушарий, презентация учителя «Что у Земли внутри?», рабочий лист, презентация учащегося «Камни – диковинки», раздаточный набор полезных ископаемых, стакан с водой.

 

Краткое описание: 
Урок направлен на формирование первоначальных знаний о внутреннем строении Земли и горных породах, слагающих земную кору. В связи с сокращением времени на преподавание географии в 6 классе представляется возможность вынести часть понятий в курс 5 класса


Ход урока:
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя: Слайд 2 Планета Земля - любящая мать, подарившая жизнь человечеству. Земля - планета, которая несет нам свои дары. Планета Земля - огромный уютный дом для всего живого: от микроскопических созданий до огромных животных.
  Земля есть планета,
  Она - общий дом,
  И душу имеет, и тело, и кровь, кровом ей служит
А кровом ей служит из неба покров.
На протяжении всей истории человечества, люди пытались познать ее тайны. Так, например, и по сей день остается спорным вопрос о возрасте планеты Земля и её образовании. Вопрос о происхождении очень сложен. На эту тему существует много гипотез и предположений.
Учитель: Давайте вспомним внешние оболочки Земли.
Слайд 3 Твердая каменная, мы по ней ходим (литосфера)
 Воздушная, прозрачная и невидимая (атмосфера)
 Водная, утоляющая нашу жажду (гидросфера)
Оболочка жизни, частью которой мы являемся (биосфера)
Учитель: Наш урок, ребята, я начала со стихотворения. Обратите внимание на последние строки. Попробуйте научное определение оболочек сопоставить с их образным восприятием: Слайд 2  
Учитель: Оболочки, о которых мы с вами говорили – внешние. А есть ли у нашей планеты внутренние слои?
  Сегодня пойдем мы к центру Земли
  Посмотрим, что ж у нее там внутри?
Учитель: Слайд 4 Тема урока: «Что у Земли внутри». В течение урока мы должны будем установить: Однородно ли каменное тело Земли по строению и составу?
В течение урока мы будем постоянно обращаться к этому вопросу.
Учащиеся записывают в рабочий лист тему и вопрос.
Учитель: Сколько у Земли внутренних слоев? (проверка по слайду 5)
 Выполняем задание №1 рабочего листа
Учитель: Какой объем планеты они занимают?
Выполняем задание №2 рабочего листа (проверка по слайду 6).
Учитель: Что характерно для этих слоев?
Выполняем задание №3 рабочего листа (проверка по слайду 6).
Учитель: На поверхности Земли выделяются материки. Вспомним их расположение на карте? Всегда ли материки имели такое расположение?
Учитель: (работа с настенной картой). Во время археологических раскопок в пещерах Крыма были обнаружены скелеты северных оленей, песцов, белых куропаток. Значит, в далеком прошлом, климат Крымского полуострова был таким же, как в настоящее время на побережье Северного Ледовитого океана. А в Антарктиде найдены ископаемые с остатками тропических растений, следовательно, там было тепло. Почему так резко изменился климат? Многие ученые считают, что в далеком прошлом материки располагались иначе. Слайд 7 Еще в начале прошлого века А. Вегенер установил, что контуры континентов совпадают. Он предположил, что все они входили в единый гигантский материк. Этот суперматерик назывался Пангея. Впоследствии он распался на Лавразию и Гондвану.
Учитель: Все ли части внутреннего строения Земли входят в литосферу? Слайд 7
Выполнение задания №4 рабочего листа  
Учитель: Литосфера – не сплошная. Она поделена на плиты, блоки. Эти блоки плавают по вязкому слою, как разорванные листы бумаги по реке. Именно на границах плит происходят землетрясения и вулканизм, бьют горячие источники. Такие явления наблюдаются, например на Камчатке.  
Учитель: Возвращаемся к нашему основному вопросу. Однородно ли каменное тело Земли по строению?
Учитель: А из чего состоит каменное тело Земли? Слайд 8 Недра планеты богаты минералами и горными породами. Какая существует связь между ними? Что такое полезные ископаемые? Это нам предстоит узнать.
Учитель: Проникнуть в подземное царство нам поможет веселый гном. По многим преданиям, именно эти сказочные существа являлись хранителями земных богатств  
Учитель: Наш гном собрал для вас небольшую коллекцию камней и предлагает вам самостоятельно определить семь горных пород.
 Выполняем задание №5 рабочего листа (проверка по слайду 8).
Учитель: В мире камней много удивительного и диковинного. Проникнуть в подземное царство нам поможет гном и расскажет много интересного.
Рассказ: Слайд 9 Природа за млрд. лет своего существования создала огромное количество минералов. Они, соединяясь, образовывали горные породы. Например, рожденный из магмы гранит состоит из трех минералов. Но есть минералы, которые всегда существовали отдельно, например, царь земных недр – золото. Оно всегда завораживало и очаровывало людей.
Одни сокровища – песок, глина, известняк лежат на поверхности, а другие на большой глубине. В глубинах Земли могут происходить чудеса. Когда невзрачный известняк попадает на глубину, он превращается в благородный мрамор.
Во многих горных породах сохранились окаменелости. По ним определяют возраст горных пород. В течение долгих тысячелетий волнуют человека драгоценные камни: изумруды, рубины, алмазы. Из них человек делает украшение, они – символ власти и богатства. Есть в земле горные породы, которые человек использует в качестве топлива – это уголь, нефть, торф.
Учитель: Но есть камни совершенно необычные. Давайте послушаем Настю. Она подготовила небольшой проект о камнях.
Презентация проекта: «Камни – диковинки» : Слайд 9 - гиперссылка
Учитель: Проникнув в земные недра, вы узнали много интересного о мире камней. Из чего состоит каменное тело Земли? Что первично минерал или горная порода? Что такое полезные ископаемые? Можно ли утверждать, что каменное тело Земли однородно по составу?
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы попытались проникнуть в таинственный мир литосферы. Узнали о неоднородности её твердого тела. Приоткрыли мир минералов, бесконечно разнообразный по свойствам и красоте. Сколько еще тайн хранят её подземные кладовые? Неизвестно! Но человек всегда будет стремиться их приоткрыть, т.к. желание узнать что-нибудь о планете, на которой он живет, никогда не угаснет. Ведь Земля... Такая милая, родная для всего человечества планета




Рабочий лист
Тема____________________________________________________________________
Основной вопрос_________________________________________________________
Задание №1: Используя текст учебника, определите внутренние оболочки и подпишите их на рисунке.  
   
 1  
   
  2  
   
  3А  
  3Б  

Задание № 2: Определите, какой объем Земли занимают внутренние слои Земли. Данные запишите в таблицу

Ядро Мантия Земная кора

 

Задание № 3: Используя текст учебника, определите особенности, характерные для ядра, мантии и земной коры. Данные занести в таблицу (знаком +)

№ Особенности Ядро Мантия Земная кора
1 Состоит из железа и никеля  
2 Поверхность неровная, образуются различные формы рельефа: горы, равнины, холмы, овраги  
3 Верхняя оболочка Земли  
4 Температура составляет 2000 0 С  
5 Толщина от 5 до 75 км  
6 Делится на два слоя: внутреннее твердое ядро и жидкое внешнее  
7 Температура составляет 60000 С  
8 В переводе с латинского означает «покрывало»  




Задание № 4: Запишите, какие внутренние слои входят в литосферу?
   
В литосферу входят ______________________________________________________

Задание №5: Используя таблицу, определите горные породы из раздаточного набора полезных ископаемых. Цифру определенной горной породы записать в таблицу:

Особенности Горная порода.
Минерал Цифра
Легкая горная порода черного цвета Уголь
Порода красноватого, сероватого цвета, с вкраплениями черного и белого цветов Гранит
Бурая порода, которая состоит из не перегнивших остатков растений Торф
Светло – коричневая порода с пустотами. Не тонет в воде Пемза
Белого цвета горная порода, которая пачкает руки Мел
Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов Известняк
Тяжелая твердая порода темного цвета с мелкими пустотами Базальт

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн