Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПЧЁЛЫ И МУРАВЬИ – ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ. ОДОМАШНИВАНИЕ. ОХРАНА НАСЕКОМЫХ

Фото пользователя Татьяна Сергеевна Уланова
Размещено: Татьяна Сергеевна Уланова - ср, 17/06/2009 - 17:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уланова Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №13" г. Балаково, учитель биологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
образовательная: • закрепить знания учащихся об особенностях развития насекомых с полным и неполным превращением; • сформировать понятие об общественных насекомых на примере муравьёв и пчёл; • ввести понятие «инстинкт»; развивающая: • продолжить формирование логического мышления через обзор организации семей пчёл, муравьёв и их зависимости от инстинктов; • рассмотреть особенности тутового шелкопряда как единственного представителя одомашненных насекомых; • познакомиться с технологией изготовления шёлка; • продолжить формирование устойчивого интереса к предмету через использование медиаматериалов; воспитательная: • способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым через освещение мер, направленных на охрану насекомых; • продолжить воспитание усидчивости, стремления к знаниям, умения слушать и понимать рассказ учителя, а так же предлагаемых видеофрагментов.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. Животные. 7 кл. 2008, Вентана-Граф

Используемое оборудование: 

Медиа-проектор

Используемые ЦОР: 

Мультимедийная презентация с фотографиями и видеофрагментами

Краткое описание: 
Данный урок позволяет в оптимальном режиме сочетать проверку знаний учащихся и объяснение нового материала. Использование мультимедийной презентации с фотографиями и видеофрагментами делает процесс обучения наиболее ярким и иллюстративным.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

I  Организационный момент.

·        приветствие;

·        проверка отсутствующих;

·        проверка готовности класса к уроку.

 

 

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель!

                                  А.С. Пушкин

Руководствуясь высказыванием А.С. Пушкина, мы сегодня попытаемся по-настоящему совершить для себя некоторые открытия в мире зоологии, узнать нечто новое из жизни и поведения уже известных вам животных. Однако начать нам предстоит с проверки домашнего задания.

 

II  Проверка домашнего задания.

Тема проверки: «Типы развития насекомых».

 

Каждый ученик получает карточку с заданием: «Отметьте буквы, соответствующие верным ответам».

ВАРИАНТ № 1

 

ВОПРОС

1.  

КУКОЛКА – ЭТО…

А - маленькое насекомое, внешне очень похожее на родителей;

Б - неподвижная стадия развития насекомых, проходящая между личинкой и взрослым насекомым.

 

2.  

НАСЕКОМЫЕ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СХЕМЕ:

А - яйцо → личинка → взрослое насекомое;

В - яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;

 

3.  

К ПРЯМОКРЫЛЫМ НАСЕКОМЫМ ОТНОСЯТСЯ:

О - саранча, кузнечики, медведки;

Г - пчёлы, шмели, осы.

 

4.  

ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (ЖУКИ) ИМЕЮТ РОТОВОЙ АППАРАТ :

Б - грызущего типа;

М - сосуще-колющего типа.

 

5.  

ОСОБЕННОСТЬЮ ЦИКАД (Отряд Равнокрылые) ЯВЛЯЕТСЯ:

И - способность издавать громкие звуки за счёт работы особого органа;

Д - способность ловить жертву за счёт выбрасывания вперёд нижней губы.

 

6.  

С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ:

Р - Стрекозы, Равнокрылые, Прямокрылые;

Ч - Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые.

 

7.  

К ЖЕСТКОКРЫЛЫМ ОТНОСЯТСЯ:

К - хрущ, плавунец;

С - саранча, сверчки.

 

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: БАБОЧКИ

 

ВАРИАНТ № 2

 

ВОПРОС

1.  

ГУСЕНИЦА – ЭТО…

М -  личинка бабочек;

В -  самостоятельный (отдельный отряд насекомых).

 

2.  

НАСЕКОМЫЕ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СХЕМЕ:

Т-  яйцо → личинка → взрослое насекомое;

У - яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;

 

3.  

К ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫМНАСЕКОМЫМ ОТНОСЯТСЯ:

С -  комары, мухи, слепни;

А - шмели, осы, пчёлы.

 

4.  

ПРЯМОКРЫЛЫЕ ИМЕЮТ РОТОВОЙ АППАРАТ:

В - лижущего типа;

Р - грызущего типа.

 

5.  

ОСОБЕННОСТЬЮ ДВУКРЫЛЫХ ЯВЛЯЕТСЯ:

Й - наличие редуцированной второй пары крыльев, необходимой для стабилизации полёта;

Л - наличие на крыльях мельчайших хитиновых чешуй.

 

6.  

С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ:

В -  Стрекозы, Равнокрылые, Прямокрылые;

Г- Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые.

 

7.  

 К РАВНОКРЫЛЫМ ОТНОСЯТСЯ:

Е - тли, цикады;

Н - тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд.

 

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: МУРАВЕЙ

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ НА ЭКРАНЕ. САМОПРОВЕРКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ.

0 ошибок – 5 баллов.

1-2 ошибки – 4 балла.

3 ошибки – 3 балла.

4 и более ошибок –  2 балла.

 

Определение предполагаемого качества работы.

 

Из   полученных букв составьте слово – название одного из отрядов насекомых (I вариант) и представителя отряда Перепончатокрылые (II вариант).

 

Теперь давайте обсудим те термины, которые мы получили:

·        Дайте краткую характеристику отряду Бабочки.

·        Что вы знаете о муравьях?

 

Оказывается, это далеко не вся информация об одном из интереснейших насекомых планеты. Наш урок сегодня будет посвящён изучению особенностей жизни муравьёв и других общественных насекомых.  Кроме того, исходя из полученных данных, мы поговорим об охране насекомых, а так же о домашних насекомых.

Запишите тему урока: «Общественные насекомые. Охрана насекомых».

 

 

III Формирование новых знаний.

 

·        Легко ли насекомому некрупных размеров в одиночку прожить в природе с суровыми законами выживания?

 

Чтобы сделать существование наиболее благоприятным некоторые насекомые живут одной большой семьёй. Причём отдельные члены таких семей выполняют определённую функцию: одни – добывают пищу, другие - ухаживают за потомством, третьи – охраняют жилище. Подобным образом существуют муравьи, пчёлы, шмели, осы, термиты. Они и являются общественными насекомыми.

 

УПОМИНАНИЕ КАЖДОГО НАСЕКОМОГО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫВОДОМ ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЭКРАН.

 

Каждая семья общественных насекомых имеет один и тот же принцип  организации. Как показали многочисленные опыты, одиночная особь, отбившаяся от семьи, очень быстро погибает.  Как же устроены семьи? На этот вопрос я попрошу вас ответить в конце урока.

 

Так как о МУРАВЬЯХ мы уже начали разговор, то поговорим о них более подробно. В этом нам поможет учебник.

Откройте страницу учебника 136, найдите мелкий шрифт – 1 ученик читает текст громко для всех. Остальные учащиеся в это время рассматривают рисунок учебника № 105.

 

·        Как же именно взаимодействуют муравьи с другими животными?

 

Внимание на экран. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛА О МУРАВЬЯХ.

 

·        Каким образом столь маленьким насекомым удаётся понимать друг друга?

 

Оказывается, муравьи общаются при помощи прикосновений усиков, ножек, головы. Кроме этого, они выделяют особые химические вещества, которыми  метят свои дорожки. По запаху этих веществ они узнают своих соплеменников и врагов. Муравьям свойственен «язык жестов» - определённое положение частей туловища имеет свой смысл. Познакомимся с некоторыми из таких жестов.

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ СМЫСЛОВЫХ ЖЕСТОВ У МУРАВЬЁВ.

 

МЕДОНОСНЫЕ ПЧЕЛЫ тоже живут большими семьями: дикие – в дуплах


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн