Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Красною кистью рябина зажглась..."

Фото пользователя Татьяна Николаевна Лисица
Размещено: Татьяна Николаевна Лисица - пт, 30/10/2009 - 20:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лисица Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Новосокольническая СОШ" г. Новосокольники
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
развитие творческого потенциала, актуализация творчества поэтессы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература.
1. Марина Цветаева. Избранное. М., 2003год.
2. Кутьева Л.В. - "Я с вызовом ношу его кольцо…": Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Журнал "Литература в школе" №9,2003г.
3. Скоркина Н.М. Литературные гостиные ( Тематические вечера для старшеклассников) Волгоград, 2002 год.
4. Белякова В.Н. Поэтический мир Марины Цветаевой. Газета "Последний звонок" №8, 2005 год.
5. Мищенко Е.В., Прилучная Л.В. Праздник, посвященный дню рождения Марины Цветаевой. Научно - методический журнал "Классный руководитель". Москва, 2005 год.



 

Используемая методическая литература: 

Сборник "Классные часы",10 класс. М."ВАКО" 2009 

Используемое оборудование: 

мультимедийное 

Краткое описание: 
1. Познакомить учащихся с некоторыми этапами биографии М.И.Цветаевой, основными и мотивами лирики. 3. Развивать у учащихся умение выразительного чтения стихов, их анализа.

Ход урока.

Учитель.
  Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Многие несправедливо забытые имена поэтов Серебряного века стали к нам возвращаться. Сегодня мы будем говорить о творчестве Марины Цветаевой, читать её стихи, знакомиться с биографией. Она была великим русским поэтом - женщиной. Вся её жизнь - это роман с собственной душой, отраженный в стихах:  
 
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
  Горькую кисть
Так написала о дне своего родления марина Цветаева – одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии.

 
  Как многие поэты Цветаева охотно верила указующим "знакам судьбы". Полночь, листопад, суббота - она прочитала гороскоп легко и отчетливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы.
Уже в ранней поэзии Марина Цветаева осознает свою избранность, удивляется своей гениальности, понимает высокую ответственность за талант, который нельзя растратить попусту. Его надо отдать людям:
Ученица.
 Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я , что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фамиам,
Моим стихам о юности и смерти – нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

  (май 1913 г. Коктебель)


Учитель.
На прошлом уроке вы получили задание познакомиться самостоятельно с биографией Марины Ивановны Цветаевой, проверим качество вашей подготовки, проведем небольшую викторину.
1. Назовите дату и место рождения Марины Цветаевой.
( 26 сентября 1892 года в Москве в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.)
2. Как назывался первый сборник стихов М. Цветаевой и сколько ей было лет?
(Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу "Вечерний альбом", ей только что исполнилось 18 лет)
3. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?
(А.С.Пушкину, А.А.Ахматовой, А.А.Блоку)
4. Где жила Марина Цветаева в эмиграции?
(Чехия, Франция)
5. В каком году М. Цветаева вернулась в СССР?
(в июне 1939 г. мать и сын сели в поезд в Париже, чтобы навсегда вернуться в Россию)
6. Какое яркое событие в личной жизни поэтессы произошло в 1911 году.
(5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину и встретилась с Сергеем Эфроном )
Ученица.
Все было как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо - голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает ( в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились.
Любовь с первого же дня - и на всю жизнь. И - вдумайтесь: Марина и Сережа родились в один и тот же день, 26 сентября, Марина была годом старше. В 1941 году расстреляли Сергея, в 1941 году покончила с собой Марина. Если кто - то скажет, что это случай, совпадение - ошибется. Это - судьба. Горькая!
Ученица.
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.
  Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом. На черно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом - юные и прекрасные, вид - праздничный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой - галстуком, она - в длинном платье с высоким воротником.. В Сережиных распахнутых глазах - удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в легком повороте головы, в полуулыбке - уверенность, гордость, торжество.
Личность Сергея Эфрона до сих пор остается загадочной. опоэтизированный Мариной, идеализированный дочерью Ариадной не узнается в беспристрастных зарисовках исследователей творчества М.И.Цветаевой. Портрет С.Эфрона, сделанный спустя десятилетия после гибели, противоречив - это "вечный юноша, бездельник, мечтатель", неспособный содержать семью, лишь возомнивший себя деятельным. Однако, Сергей Эфрон - талантливый журналист, любимый муж Марины Цветаевой, её рыцарь, за которым она по своей воле следовала всюду и - "безликая и сомнительная" тень поэтессы, олицетворившей целую эпоху.
Учитель.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым впечатлением. Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами. Обратимся к стихотворению "Стихи растут, как звёзды и как розы":
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Окуда мне сие?
Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формулы цветка.  
  1918 год.
Венец - успешное завершение чего - либо как награда за труды, старания.
Апофеоз - Прославление, возвеличивание кого - нибудь или чего - нибудь.
Сие - указательное местоимение употреблено в значении это.
Примерные вопросы для анализа.
1) Каково первое впечатление от стихотворения? Разберем непонятные слова.
2)Определите тему стихотворения.
(Это итог размышлений об одном из тайн мастерства поэта. Извечная тема "поэт и поэзия" определена как происхождение и механизм рождения стиха)
3) Найдите в первой строфе вопрос о поэтическом даре.
("Откуда мне сие"?)
4) Сформулируйте ответ, который содержится во второй строфе, своими словами.
(Поэт способен познать непознаваемое и разгадать не поддающееся разгадке, т.е. "закон звезды", "формулу цветка". Происходит это во сне, который традиционно связан с отрешением от земного, где оказывается ненужной красота.)
- Что символизируют звезды? ( вечное, незыблемое и недосягаемое)
5) Какую роль играют сравнения?
(Троекратное сравнение - многосоюзие соответствует трем названным предметам, которым возможно уподобить стихи.
- Почему роза перевоплощается в цветок?
(цветок интересен лирической героине не своей ботанической сущностью, а связью со звездой. Он - земное воплощение звезды или, возможно, её отражение.)
6) Какие ещё средства художественной изобразительности можете ещё назвать?
(Метафора - стихи и звезды растут, перифраз - "небесный гость в четыре лепестка", Риторический вопрос, обращение - восклицание)
7) Определите размер стихотворения, рифму.
( Размер стихотворения - пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме четвертой и седьмой. Пиррихий - это вспомогательная стопа из двух безударных слогов, способная замещать стопу как ямба, так и хорея.)
8) В чем идея стихотворения?
(Поэт утверждает единство красоты небесной и земной. Стихи заключают законы и формулы красоты - в этом идея стихотворения, её значимость подчеркнута риторическим обращением - восклицанием: "о мир, пойми!")
Небесный гость в четыре лепестка - эти слова, возможно навеяны эпизодом, записанным дочерью Алей: " Был теплый и легкий день, и мы с Мариной гуляли…Наверху была большая церковь..Вдруг я увидела, что под ногами растет клевер. Перед ступеньками были ровно уложенные старинные камни. Я стала искать четырехлистник…и вдруг нашла. Я бросилась к Марине и подарила ей свою добычу. Она поблагодарила меня и положила его засушить в свою записную книжку"
Цветаева принадлежит к тем немногим людям, которым удалось увековечить и себя, и свою любовь. Послушаем один из шедевров цветаевской лирики:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: Аллилуйя!
Спасибо Вам, и сердцем и рукой,
За то, что Вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, -
За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами!  
  3 мая 1915г.
Большую популярность это стихотворение получило благодаря известному кинофильму "Ирония судьбы, или с легким паром". Написанное в 1915 году оно не потеряло своей актуальности и в наши дни, ведь человеческие , особенно любовь, возможно, и воспринимаются в разные времена по-своему, но их суть остается та же: мы все так же любим, так же страдаем, так же мечтаем. Вслушайтесь, "мне нравится, что Вы больны не мной". Описано чувство легкости от того, что нет духовных мук, связанных с привязанностью к другому человеку. Возможно, даже отражена некоторая ирония по отношению к человеческим слабостям. С другой стороны, героиня благодарит за любовь:
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня - не зная сами! -
Так любите…
Удивительно, как тонко и неординарно поэтесса дает читателю повод для размышлений, намекая, что можно просто любить, а можно болеть человеком. Она указывает, что "болезнь" предполагает несвободу. А героине, свободной от каких - либо обязательств и правил, можно "…быть смешной, распущенной и не играть словами…". При общении с этим человеком не возникает неловкости:
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Можно предположить, что Цветаева сама пережила подобное. Вероятно, по этой причине стихотворение написано с долей сарказма как формой защиты от страданий. Она довольна тем, что у каждого своя собственная жизнь. При этом ясно видно, что лирическая героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его "мой нежный". По-моему, вся ценность стихотворения и заключается в его смысловой запутанности, как бы паутине чувств.
Многогранность чувств, свойственна стихам Цветаевой, и благодаря этому качеству ее поэзия передает сущность всей человеческой жизни. Ведь мы все часто мучаемся в сомнениях, не можем понять, что же испытываем. Чего хотим на самом деле, что чувствуем. Вот и героиня стихотворения благодарит за нелюбовь, но делает это со слезами на глазах.
Учитель.
Поэтический дар Марины Цветаевой необычайно многолик. Поэт Максимилиан Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов. Её диапазон поэзии широк - от народных русских сказок и поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в ранних стихах присутствует тема Родины, тема Москвы. Но главным героем цветаевского творчества всегда была душа. К теме души как нельзя лучше подходит стихотворение "Идешь, на меня похожий…"
Ученик.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.  
3 мая 1913, Коктебель
Учитель.
Поэты умирают - поэзия остается. Судьба Цветаевой трагична. В России она жена белого офицера, за границей, в Чехии и Франции, неистовая большевичка. Стихи не печатают. Дочь Ариадна арестована, другая, Ирина, умерла в приюте от голода и тоски. Сын Георгий пропал без вести в годы Великой Отечественной войны. Через два года после возвращения в Россию расстрелян муж. В начале войны Цветаева эвакуировалась в город Чистополь. Затем в Елабугу - последнее земное пристанище неукротимой души поэта. На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".
Но как же так вышло: и живую не уберегли, и мертвую потеряли? А где точно лежит Цветаева - теперь уже не установишь. Со смертью старухи - хозяйки, проводившей когда-то на кладбище невезучую квартирантку, последняя ниточка оборвалась.
Почти всю свою жизнь Цветаева скиталась по чужим домам и в последний свой час чужую веревку приладила к чужому гвоздю, и после смерти места не имеет. Тогда, в ту минуту, разве знали, кого хоронят? Мы - то давно ли узнали?! Да что ей ограды, что цепи, камни, надписи? Русская поэтесса похоронена в русской земле - чего еще надо?
В Москве родилась, в Петербург наезжала, в Крыму гостила, в Париже, Берлине и Праге эмигрантствовала, а умерла здесь, в глубокой провинции, в русском городке среди татарских деревень, в домишке, где последний раз перепал ей глоток родного и любимого воздуха.
Ученица.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности Земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос.
И золото волос.
И будет жизнь, с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! -
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
Послушайте! - Ещё меня любите
За то, что я умру.  
Декабрь 1913 год

Лисица Т.Н., учитель русского языка и литературы.













 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: "Красною кистью рябина зажглась..."


Татьяна Николаевна, спасибо за урок!!!

С уважением, Антонина Александровна


Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн