Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Формирование эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи, как средство их социализации в группе.

Размещено: Ирина Александровна Морина - вт, 08/12/2009 - 09:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морина Ирина Александровна
Место работы, должность: 
ГС(К)ОУ "Школа-интернат I вида". Учитель-логопед.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Логопедия
Краткое описание: 
Поэтапные фрагменты занятий по формированию эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Подготовительный этап.
Фрагмент занятия 1
Цель: Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Обучать общению. Развивать слуховое внимание.
Игра «Кто позвал?»
Дети стоят в кругу.
Логопед: Давайте познакомимся друг с другом. Меня зовут (имя педагога).                  
- Как тебя зовут?
Ребенок показывает на себя или называет самостоятельно  свое имя и т.д.
Логопед: Мы с вами познакомились? А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?».
Один из играющих детей закрывает глаза. Дети по очереди называют имя водящего, а ребёнок  угадывает, кто его позвал.
 
Фрагмент занятия 2
Цель: Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплоченности. Развитие памяти.
Игра «Кого не хватает»
Логопед: Сядьте,  пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? (Если в этот день кого-то нет, обратите на это внимание всех детей и попросите вспомнить имя отсутствующего).
Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадывать, кто именно спрятался. Сначала попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался.
А теперь закройте глаза.
(Эти задания следует давать воспитателям и проводить их в группе).
Фрагмент занятия 3
Цель: Настроить детей на активную совместную деятельность. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.
Игра «Воробушек»
Логопед: Мы с вами сегодня превратимся в воробушков. Выглянуло солнышко, тепло, лучики греют воробушка. Он веселый, радостный, крылышками машет, быстро летает.
Дети изображают веселого воробушка.
Логопед: Вдруг пошел дождик, стало холодно. Воробушек промок, стал грустный.
Дети изображают грустного воробушка.
Эти задания следует распределять на несколько занятий с другими персонажами. Дети сначала могут изображать эмоции все вместе, а затем по одному.
        
Фрагмент занятия 4
Цель: Знакомство с эмоциональным состоянием радости. Познакомить с пиктограммой, схематично изображающей радость.
Логопед: Я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы послушайте внимательно и дайте ему название.
Рады, рады, рады                               Рады, рады, рады
Светлые березы,                                 Темные осины,
И на них от радости                               И на них от радости
Вырастают розы.                               Растут апельсины.
 
- Как бы вы назвали это стихотворение? (веселье, хорошее настроение). Можно назвать и так. К.И. Чуковский, автор этого стихотворения, назвал его «Радость».
- Какими словами можно передать состояние радости? (веселый, радостный; смеяться, хохотать, танцевать, хлопать в ладоши). А как другими словами можно сказать про радостного человека? (счастливый, летящий, парящий).
- Состояние радости сопровождается различными выразительными движениями: мы прыгаем, хлопаем в ладоши, держимся за бока, от смеха падаем в траву.
- Посмотрите на картинку (пиктограмма, фотография радости).
-Какое лицо у человека, когда он смеётся? (губы растянуты в улыбке, глаза блестящие).
Радость мы будем обозначать синим цветом.(полоска синего цвета).
 
Фрагмент занятия 5
Цель: Знакомство с эмоциональным состоянием грусти; познакомить с пиктограммой, схематично изображающей эмоциональное состояние – грусть.
Логопед: Я прочитаю стихотворение, а вы послушаете внимательно.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч.
- О ком говорится в этом стихотворении? (о девочке Тане).
- Почему она плачет? (уронила в речку мячик).
- Какое настроение у Тани? (грустное).
Логопед показывает картинку, на которой нарисован грустный человек (пиктограмма).
- Посмотрите на лицо: брови, кончики губ опущены.
 Вам жалко этого человека? Да, и мне тоже жалко.
 Это эмоциональное состояние  можно назвать – грусть.
Возьмите зеркало, изобразите грусть. Опишите состояние грусти.
- Какие глаза у человека, когда он грустный? (печальные, тусклые).
- Какие у него губы, рот? (кончики губ опущены вниз).
- Когда вы испытывали  грусть?
Грусть мы будем обозначать салатовым цветом (полоска салатового цвета).
- Каким цветом мы будем обозначать грусть? (салатовым цветом).
Фрагмент занятия  6
Цель: Знакомство с эмоциональным состоянием злости; познакомить с пиктограммой, схематично изображающей эмоциональное состояние злости.
Логопед: Послушайте загадку.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?      (волк).
- Какой волк зимой? (злой).
- Посмотрите на картинку (пиктограмма).
- Какое лицо у этого человека?
Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо?
Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?
Возьмите зеркало, изобразите на лице злость.
Это состояние называют гнев или (злость).
Гнев мы будем обозначать красным цветом (полоска бумаги красного цвета).
- Каким цветом мы будем обозначать гнев? (красным цветом).
 
Фрагмент  занятия 7
Цель: Знакомство с эмоциональным состоянием испуг (страх); познакомить с пиктограммой, схематично изображающей эмоциональное состояние – испуг.
Перед детьми 3 картинки (пиктограммы: радости, грусти, страха).
- Найдите на картинке,  где на лице видна эмоция страха. Как мы узнаем, что человек испытывает страх (испуг)? Рот открыт, глаза у него становятся большими. Есть такая русская поговорка: «У страха глаза велики».  Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?
- Как выглядит человек, когда он боится? (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые).
Логопед обобщает высказывания детей и вводит дополнительные признаки: «Да, у человека, который чего-то испугался, глаза становятся большими, зубы стучат, и он дрожит от страха. Лицо у него бледнеет от испуга, он говорит шепотом или дрожащим голосом, выглядит беззащитным, а в глазах ужас и страх ».
Эмоцию страха мы будем обозначать оранжевым цветом.
        
Фрагмент занятия 8
Цель: Знакомство с эмоциональным состоянием удивление; познакомить с пиктограммой, схематично изображающей эмоциональное состояние – удивление.
Логопед: читаем отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот, какой рассеянный».


Однажды в трамвае                             
Он ехал на вокзал.
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
 
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
 
Во, что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
 
Вожатый удивился –
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!


- Что сделал вожатый? (удивился).
- Какими словами можно передать состояние удивления? (удивленный, растерянный, развести руки в стороны, раскрыть рот).
- Посмотрите на картинку (пиктограмма). Какое эмоциональное состояние на ней изображено? (удивление)
- Как мы узнаем, что человек удивился? Рот у него раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Возьмите зеркало, изобразите удивление на своем лице.
Эмоциональное состояние – удивление, будем обозначать бирюзовым цветом (полоска бумаги бирюзового цвета).
- Каким цветом мы будем обозначать удивление? (бирюзовым цветом).
 
 
Фрагмент  занятия  9
Цель: Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания, обобщающие средства (мимики, пантомимики), используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; импровизировать в создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального состояния с помощью игры «Море волнуется раз…». 
Логопед: На прошлом занятии вы узнали, что эмоциональное состояние, например радости или злости, можно выразить с помощью движений по-разному.
- Давайте попробуем позлиться: как два барана на мосту; как ребенок, у которого не получается рисунок.
- Покажите, как испугается ежик (сворачивается в клубок).
 Иногда про человека, который чего-то сильно боится, говорят, что он «дрожит как осиновый лист». Это как? Покажите.
- Улыбнитесь, как кот, который греется на солнышке.
- Что обозначают слова: радость, злость, удивление, страх, грусть. Вы можете различить, когда человек радуется, а когда грустит или злится?
Логопед показывает детям пиктограммы (страха, радости, грусти, злости, удивления).
- Покажите, где грусть, где радость и т.д.
Предлагаю вам игру: Море волнуется – раз! Изобразите определенную фигуру: «Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Фигура радости (страха, печали, испуга, гнева, удивления) на месте замри»!
 
Фрагмент занятия 10
Цель: Познакомить детей с различными видами эмоций с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики.
Логопед предлагает детям игру «Обезьянки».
Дети выходят в круг. Одному из них дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, испуг, злость, удивление. Другие – «обезьянки», повторяют все движения исполнителя. Нужно стараться выполнить все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
А сейчас мы с вами будем «художники».
У каждого ребенка на столе стоит зеркало. Логопед предлагает детям представить, что они художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того,  чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменить выражение лица. Логопед просит детей изобразить на лице радость, грусть, испуг, злость, удивление.
 Воспитатель аналогичные игры проводит в группе – «На меня посмотри, что изменилось на лице, скажи». «Я веселым буду, а кто, будет веселее, тот и молодец!» и другие.
 
Фрагмент занятия 11
Цель: Учить детей понимать содержание отрывков из музыкальных произведений и соотносить их с эмоциональным словарем.
Детям дается прослушать музыкальный отрывок (В. Герчик «Песня стрекозы», В. Шаинский «Чунга-Чанга» или др.)
Вопросы:
-Какая это мелодия? Что представилось вам, когда вы слушали музыкальные отрывки.
После ответов детей логопед предлагает еще раз прослушать мелодию и сказать, какая она: грустная, или взволнованная, озорная или серьезная, спокойная или тревожна, усталая или бодрая, довольная или сердитая.
Затем логопед раздает наборы цветных карточек и предлагает подобрать к звучащей музыке подходящие цветные карточки. Затем дети прослушивают две мелодии – «Тревожную колыбельную» Н. Маяковского и русскую народную колыбельную песню. По ходу звучания музыки дети, выбирая подходящие цветные карточки, составляют «рисунок» двух колыбельных. Логопед интересуется у детей, какие «рисунки» мелодий получились, чем они похожи между собой, чем отличаются, какая мелодия больше понравилась, почему другая понравилась меньше, что чувствовали дети, когда звучала первая колыбельная, изменилось ли ваше настроение, когда звучала вторая мелодия.
Воспитатели проводят  аналогичную работу в группе.
 
 
Конспект занятия 12
Развлечение «Страна сказок».
Цель: Закрепить знания об эмоциях; продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке; развивать эмпатию.
Оборудование: сказочные домики, пиктограммы с различными эмоциями человека, картина В.М. Васнецова «Алёнушка».
Сказочные герои: Карабас Барабас, зайчик, Карлсон, Буратино.
                                                  Ход 
1. Рассказ о путешествии по стране сказок.
Рассказать детям о том, что на их пути будут встречаться сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои будут выходить к детям, если они правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме. Пиктограмма будет висеть на двери домика.
2. Первый домик с пиктограммой гнева.
Дети называют эмоцию.
Из домика выходит злой Карабас и говорит, что у него в театре нет актеров. Он хочет забрать всех детей в театр.
Ведущий предлагает детям изобразить гнев и зло ответить Карабасу Барабасу, что они ни за что не пойдут в его театр.
Это помогает прогнать Карабаса Барабаса и продолжить путешествие.
3. Второй домик с пиктограммой страха.
Дети отгадывают эмоцию.
Из домика выходит зайчик, который боится лису. Она выгнала его из собственного дома.
Вопросы детям:
- Кто пытался помочь зайчику, но не помог?
- Почему звери не смогли помочь зайчику?
- Как пугала лиса зверей?
- Кто помог зайчику?
Затем предлагается проиграть сценку, в которой петух выгоняет лису. Для этого выбирают детей на роль лисы и петуха.
Зайчик благодарит детей, и путешествие продолжается.
4. Третий домик с пиктограммой горя.
Дети называют эмоцию.
Предлагается рассмотреть картину В.М. Васнецова «Аленушка».
Вопросы:
- Кто написал эту картину?
- Как она называется?
- Как художник показал горе Аленушки?
После того, как дети ответят на вопросы, из домика выходит Аленушка. Она рассказывает детям о своем горе. Дети предлагают разные варианты того, как можно помочь Аленушке расколдовать Иванушку. А чтобы чудо свершилось, дети должны назвать пословицы о горе.
Ответы детей помогают Аленушке встретиться с братом, который выходит из домика. Иванушка и Аленушка благодарят детей.
Дети продолжают путешествие.
5. Четвертый домик с пиктограммой удивления.
Дети называют эмоцию.
Из домика выходит Карлсон. Он предлагает детям вспомнить эпизоды из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», в которых герои удивляются. Карлсон просит детей рассказать, чему они удивились в своей жизни. Далее Карлсон предлагает детям потанцевать под веселую мелодию так, чтобы все удивились, как дети здорово танцуют.
После танца дети продолжают путешествие.
6. Пятый домик с пиктограммой радости.
Дети называют эмоцию.
Из домика выходит Буратино. Он предлагает детям вспомнить:
- Каким героям вы помогли?
- Какие чувства вы при этом испытали?
- Каких веселых героев сказок вы знаете?
Затем Буратино предлагает детям поиграть в игру «Хоровод сказочных героев».
Дети встают в круг и, двигаясь по кругу, изображают веселых сказочных героев, которых называет Буратино.
 
 
Фрагмент занятия 13
Цель: Научить детей различать эмоциональные состояния (страха, грусти, злости, испуга, удивления) у людей и зверей.
Логопед. Вы знаете, что люди испытывают разные эмоции грусти, радости, испуга, удивления, страха. И животные тоже испытывают эти же эмоции.
На картинках (пиктограммы)  животные и люди с разными эмоциональными состояниями.
 Найдите среди карточек всех веселых (грустных, испуганных, злых, удивленных) людей и зверей. (Два ребенка выполняют задание).
А теперь изобразите на своем лице это состояние. Ребенок смотрит на свою картинку и изображает радость.
Воспитатели обучают  детей составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей: овал лица, брови, глаза, нос, губы. Эта работа проводится на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности.
 
Фрагмент занятия 14
Цель: Помочь детям различать (дифференцировать) понятия, обозначающие состояния, такие  как радость – грусть.
 Игра «Профессии»
1.По заданию логопеда дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу,  веселого и грустного художника, воспитателя, строителя, водителя, парикмахера и т.д., имитируя движения, характерные для людей определенной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
2. Дети делятся на две группы. Группам по очереди предлагаются фрагменты сказок, радостного и грустного содержания. Одна команда поднимает соответствующую картинку с выражением на лице радости, когда прочитали радостный отрывок, а другая реагирует на грустный отрывок из сказки и показывает нужную картинку (с изображением грусти).
Проводится предварительная работа: чтение сказок «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди» и т.д.
Воспитатели проводят игры на развитие мимики и пантомимики: «Кубик» «Хоровод».  
 
Фрагмент занятия 15
Цель: Учить детей различать «эмоциональные состояния радости, грусти и страха».
Логопед предлагает детям прослушать отрывки из произведений К. И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице в зависимости от ситуации. Затем детям предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.
 
Фрагмент занятия 16
Цель: Учить детей воспроизводить заданный ритм.
Логопед. Послушай (те) с закрытыми глазами и повтори (те), что услышали:
ритм IIили IIIII. (если ребенок затрудняется выполнить задание, логопед предлагает зрительную опору (карточки с ритмами)).
 
 
Фрагмент занятия 17
Цель: Формировать выразительность речи. Учить детей различать эмоционально – окрашенную речь через образы сказочных героев.
Логопед. Послушайте сказку «Золушка» (отрывок).
Первый раз логопед читает ее без интонационного оформления, а второй раз – выразительно.
- Какое чтение вам больше понравилось и почему? После ответов детей логопед разъясняет: голос при чтении можно изменить, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу, приказ и т.п. Можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т.д. После второго прослушивания сказки логопед задает вопрос, какими голосами говорили Мачеха, ее дочери, Золушка, фея, и т. д.
Предлагается поиграть в игру «Чей голос?» (логопед, меняя громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети, определяют, какому персонажу принадлежит голос).
 Воспитатели проводят игры «Какое настроение у ежика?». «Какая маска говорит?»
 
Фрагмент занятия  18
Цель: Продолжать формировать у детей выразительность речи
в небольших рассказах.
Логопед. Послушайте рассказ и произнесите правильно фразу «Мама пришла»
Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетел время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал «Мама пришла» и т. п.
 
Фрагмент занятия 19 (по сказке «Репка»).
Занятие 1.
Цель: Учить детей пересказывать сказку с опорой на зрительные образы.
 
Дети сидят за столом. У каждого персонаж сказки.
Логопед рассказывает сказку.
«Посадил дед репку.…   Позвал дед бабку». (Ребенок, у которого фигурка деда, говорит за деда «Бабка, иди репку тянуть!»).
Игра продолжается. После того, как дети запомнили содержание сказки и последовательность появления персонажей, можно предложить детям игру: «Отгадай, кто герой».
Дети встают в круг и вспоминают действующих лиц русской народной сказки «Репка». Логопед предлагает детям выбрать роль их сказки и не кому не говорить о ней. Затем каждый ребенок выходит на середину зала и мимикой, пантомимой, звуками изображает своего героя. Остальные дети отгадывают, называют и показывают его.
 
Фрагменты занятий 20
Занятие 1.
Цель: Знакомство с содержанием сказки «Теремок» и со словосочетаниями: лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, серый волк-зубами щелк, мишка-топтыжка.
Оборудование: фигурки-выпиловки персонажей сказки, картинка изображающая теремок.
Логопед рассказывает сказку, показывая персонажей.  Рассказывая сказку, логопед объясняет, что теремок-это сказочный, необыкновенный домик, мышка-норушка названа так потому, что ее домик норка и т.д., т.е. ведется словарная работа.
Занятие 2.
Цель: Запомнить последовательность персонажей сказки.  Активизация словосочетаний: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, серый волк-зубами щелк, мишка-топтыжка.
Логопед:  Кто пришел к теремку?
Образец ответа: Мышка норушка и  т.д.
Занятие 3.
Цель: Учить детей узнавать персонажей  сказки по характерному движению. Развивать моторику.
Логопед. Все зверушки бегают по-своему. Мышка бегает очень тихо (бег на носочках). Лягушка передвигается большими прыжками (прыжки на согнутых ногах). Зайчик тоже прыгает (прыжки на 2х ногах). Лисичка бегает - хвостиком виляет, след заметает. Волк передвигается большими прыжками. Медведь ходит вперевалку (ходьба вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую). Все движения показывает логопед, потом каждое движение отрабатывает со всеми детьми.
               
Игры «Узнай по движению, кто это». Логопед показывает характерные движения каждого животного, дети отгадывают, кто это.
                                         «Мы мышки - норушки».
Логопед объявляет, что все дети – мышки.  Дети начинают бегать на носочках.  Затем он объявляет, что они лягушки – квакушки, дети начинают прыгать на согнутых ножках. И т.д.
 
Занятие 4.
Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание.
Оборудование: то же, что и на предыдущих занятиях.
Логопед демонстрирует поочередно каждого зверушку, подносит его к теремку и произносит одну и ту же фразу: «Терем-теремок, кто в теремочке живет?», но с разной интонацией.  Дети должны угадать, кто пришел.
 
 Занятие 5.
Цель: Формировать у детей диалог. Развивать мимику и пантомимику.
Оборудование: Персонажи сказки (выпиловки).
Логопед рассказывает детям сказку: «Стоит в поле теремок.  Он не низок не высок.  Вот по полю, мышка бежит. У дверей остановилась и стучит. Ребенок (за мышку). Кто в теремочке живет? (Кто тут живет)».
Логопед. Никто не отвечает.  Вошла мышка и стала жить. (Мышка – выпиловка ставится за теремок, ребенок остается на своем месте).
Логопед.  Вот по полю, лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит.
Ребенок (за лягушку).  Кто в теремочке живет? (Кто тут живет?).
Ребенок (за мышку).  Я мышка - норушка. Кто ты?
Ребенок (за лягушку).  Я лягушка - квакушка. А ты кто?
Ребенок (за мышку). Я мышка - норушка.  Иди ко мне жить! (иди ко мне).
Игра продолжается.
После того как дети запомнят порядок персонажей и диалог зверушек, можно перейти к драматизации сказки. Роль ведущего остается за логопедом.
 
Основной этап.
Фрагмент занятия 1.
Цель:  Формировать  у детей сравнительную степень качественных прилагательных.
 На столе у логопеда лежит пиктограмма или фотография с изображением эмоции радости, (грусти, испуга, удивления, гнева) и  трехтональная  полоска бумаги, окрашенная в светло-голубой, голубой,  синий цвета и др.
Логопед. Посмотрите на пиктограмму (фотографию) и определите, какое эмоциональное состояние она выражает.
Обратите внимание на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги. Таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния. Логопед обращает внимание детей пиктограмму и на светло-голубую полоску.
- Какой на картинке  человек? (радостный).
Затем на голубую полоску и пиктограмму (еще радостнее).
На синюю полоску и пиктограмму (самый радостный).
Дети самостоятельно называют степени сравнения качественных прилагательных по другим эмоциям.
 
Фрагмент занятия 2.
Цель: Продолжать формировать у детей сравнительную степень качественных прилагательных при составлении словосочетаний.
У логопеда на доске пиктограммы и трехцветная полоска бумаги.
Посмотрите на картинку, какой здесь клоун? Дети составляют словосочетания. (Клоун грустный).
 Логопед обращает внимание детей на светло-салатовую полоску бумаги. Посмотрите на вторую картинку: Какой здесь клоун? (А этот клоун ещё грустнее).
 Обращает внимание на салатовую полоску.
Посмотрите на третью картинку и ярко - салатовую полоску.
Какой клоун на этой картинке? (Это самый грустный клоун).
Аналогичная работа проводится с разными эмоциональными состояниями.
 
Фрагмент занятия 3.                                 
Цель: Продолжать у детей формировать сравнительную степень качественных прилагательных при составлении предложений.
На доске у логопеда пиктограммы животных и трёхтональная полоска бумаги, окрашенная в светло-оранжевый, оранжевый, ярко- оранжевый цвета.                      
Логопед: Составьте предложение с опорой на пиктограмму и трёхтональную полоску бумаги.
Дети составляют предложения: Сидит испуганный мишка, а ослик ещё испуганнее, слонёнок самый испуганный и т.д.    
 
 Фрагмент занятия 4.  
Цель: Учить детей образовывать сравнительную и превосходную степень качественных имён прилагательных в небольших рассказах.
На доске пиктограмма радости и трехтональная полоска бумаги.
Послушайте рассказ.
Жили-были три друга: Ваня, Миша и Саша. Однажды по­шли они гулять по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще веселее, а Саша поймал морского ежа и был самый веселый и т.д. (Дети самостоятельно образовывают сравнительную и превосходную степень качественных имён прилагательных).
 
 
                                                                    
Фрагмент занятия 5.
Цель: Учить детей подбирать синонимы.
На доске пиктограммы и цветные полоски бумаги. Логопед предлагает детям игру: « Кто больше придумает слов ».
Подберите как можно больше слов, похожих по значению, к слову весёлый. Дети называют слова: радостный, счастливый, довольный. Логопед выкладывает цветные полоски бумаги в том количестве, сколько названо слов приятелей. Аналогичное задание дети выполняют самостоятельно.
 
Фрагмент занятия 6.
Цель: Учить детей подбирать синонимы и составлять с ними предложение.
Логопед предлагает детям подобрать как можно больше слов, похожих по значению, к слову грустный.
Дети называют слова: печальный, унылый.
Под пиктограммой, обозначающей эмоциональное состояние грусти, ребёнок выкладывает две полоски бумаги.
Логопед показывает детям сюжетную картинку.
Составьте по картинке предложение. (Печальный, унылый мальчик сидит на скамейке) и т.д.
 
 Фрагмент занятия 7.
Цель: Учить детей подбирать к заданному слову синонимы и составлять с ними предложение.
Логопед предлагает детям игру: « Я начну, а ты продолжи».
Логопед произносит предложение, выделяя в нём какое-то слово, а дети подбирают к этому слову синонимы, например:
Грустный ослик гуляет на полянке.
Грустный…
Радостный зайчик бежит по дорожке.
Радостный…
Злой людоед возвращается в свой каменный дворец.
Злой…
Удивлённая бабушка выронила очки.
Удивлённая…
Испуганный мальчик мчится домой.
Испуганный…и т.д.                                                                                                     
 
Фрагмент занятия 8.
Цель: Учить детей употреблять  синонимы в небольших рассказах.
Логопед предлагает детям посмотреть на сюжетную картинку «Мышонок», на которой изображены сказочные персонажи. И предлагает придумать историю про них.
Инструкция. Определите эмоциональное состояние героев, выберите соответствующие пиктограммы и под ними положите столько цветных бумажных полосок, сколько могут быть « слов- приятелей». Теперь составьте небольшой рассказ.
Если возникают трудности, логопед помогает детям.
Послушайте рассказ «Мышонок».
 Однажды пошел мышонок Тим гулять и слышит плач. Подошел Тим поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он был очень грустный ... (пе­чальный, унылый). Тим спросил у него, почему он плачет. Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем иг­рать. Тим улыбнулся и предложил маленькому мышонку дру­жить с ним.
 
В конце занятия 2-3 ребёнка повторяют рассказ или придумывают свой.
 
Фрагмент занятия 9.
Цель: Учить детей подбирать антонимы.
На доске картинки, фотографии, пиктограммы.
Логопед предлагает детям игру: « Скажи наоборот».
весёлый – грустный
радостный – печальный
злой – добрый
плохой – хороший и т.д.
 
 
Фрагмент занятия 10.
Цель: Учить детей подбирать слова- антонимы.
Логопед показывает две картинки, на которых изображён один и тот же мальчик, только в первом случае он весёлый, а в другом – грустный.
Назовите, какой мальчик на первой картинке и на второй.
Составьте словосочетания со словами весёлый («весёлый мальчик, весёлый папа») грустный («грустный котёнок, грустный ослик») и т.п.
Логопед предлагает детям игру «Скажи наоборот».
Я начну предложение, а вы скажите наоборот, закончите высказывание.
« Мальчик весёлый, а девочка …(грустная); щенок грустный, а котёнок…(весёлый) и т.п.   
Придумайте и произнесите предложения со словом «грустный», «весёлый».
 
 
Фрагмент занятия 11.
Рассматривание картины В.М. Васнецова «Алёнушка».
 Цель: Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях.
Логопед обсуждает с детьми слова: тёмные, омут, печаль, бедность.
- Что может быть тёмным? (Лес, ночь, глаза, коридор, омут).
- Как об этом можно сказать по-другому?
- Как вы понимаете слово бедность? Как об этом можно сказать
 по - другому?
- Как вы понимаете слово печаль? Каким бывает печальный человек? (Грустным, огорчённым, опечаленным).
- Как об этом можно сказать по-другому? (Горюет, грустит, печалится)
Детям предлагается рассмотреть картину.
- О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она?
- Какие у неё лицо, одежда, поза? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?
- Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?
- Как вы думаете, кто сочувствует девочке?
- Какими красками написана картина? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?
- А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем она вам нравится?
-Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?
Далее следует рассказ логопеда о картине. На втором занятии дети составляют описательный рассказ по картине.
 
 
Конспект занятия 12.
Тема: Составление рассказа по серии картин «Вороны».
Цель: Учить детей составлять рассказ по серии картин.
Оборудование: серии картин «Вороны».
                                                   Ход.
I. Организационный момент:
Ребята, рассмотрите картинки. Расположите их по порядку. Определите эмоциональное состояние героев и выложите под соответствующей картиной пиктограмму, выражающую то или иное эмоциональное состояние.
II. Вопросы:
- Куда пришли мальчики? (в лес)
- Что они нашли на березе? (гнездо)
- Кто был в гнезде? (птенцы)
- Что хотели сделать ребята (вынуть из гнезда птенцов)
- Кто на мальчиков налетел? (вороны)
- Что делали вороны? (клевали мальчиков и били их крыльями)
- Что стали делать ребята? (убегать)
- Кого спасли вороны? (своих птенцов)
III. Мы будем составлять рассказ по этим двум картинкам.
К доске выходят двое детей и составляют рассказ по цепочке.
1 ребенок. Юра и Володя пришли в лес. Они нашли на березе гнездо. В гнезде были птенцы ворон. Ребята хотели вынуть из гнезда птенцов.
2 ребенок. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с березы и убежали. Так вороны спасли своих птенцов.
IV. Физ. минутка.
Игра: «Вороны».
V. Придумайте название этому рассказу (Вороны)
VI. Логопед переворачивает картины другой стороной.
-А теперь составьте рассказ по памяти, самостоятельно. (Дети составляют).
VII. Дополните его описанием предыдущего события. Как вы думаете, перед тем как пойти в лес, что делали мальчики?
VIII. Итог.
 
Фрагмент занятия 13.
Цель: Обогатить словарный запас детей эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок. Учить детей составлять словосочетания со словами противоположного значения.
Логопед предлагает детям игру: «Скажи наоборот».
Полезная еда - вредная еда
здоровый человек – больной человек
 хороший день – плохой день
умный принц — глупый принц
невкусный обед — вкусный обед
скучный фильм — интересный фильм
печальный ос­лик — радостный ослик
красивая принцесса — уродливая принцесса
добрый волшебник — злой волшебник
правиль­ный ответ — неправильный ответ
неудачная покупка — удачная покупка и т. п.
 
Фрагмент занятия 14.
Цель: Продолжать формировать эмоциональную лексику, состоящую из слов-оценок. Учить детей составлять предложения с заданным словом.
 
Логопед предлагает детям составить предложение с заданным словом, например: «вкусный».
Дети составляют предложения.
Мама купила вкусный торт. Кот ел вкусный Вискас и т.д.
 
Фрагмент занятия 15.
Цель: Учить детей составлять предложения, используя прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
 
На столе у логопеда картинки: иллюстрация сказки, фрагмент мультфильма, фрагмент фильма, и 3 картинки с изображением мальчика.
Логопед предлагает детям составить предложение, по картинкам используя прилагательные.
Дети составляют предложения.
1.Сказка была интересная, мультфильм ещё - интереснее, а фильм самый интересный.
2.Саша был печальный, его друг Сергей - ещё печальнее, а Семён самый печальный.
3.У царя было 3 сына.
Старший сын был глупый, средний сын - ещё глупее, а младший сын самый глупый и т.д.
 
 
 
Фрагмент занятия 16.
Цель: Учить детей образовывать слова с ласкательным значением.
Имена прилагательные.
 
Логопед предлагает детям игру: «Скажи наоборот».
Вкусный – вкусненький
Кислый – кисленький
Сладкий – сладенький
Солёный - солёненький
Хитрый – хитренький
Весёлый – весёленьки
Сухой – сухонький
Страшный – страшненький
Красивый - красивенький и т.д.
 
 
Фрагмент занятия 17.
Цель: Учить детей образовывать превосходную степень имён прилагательных.
 
Логопед предлагает детям образовать слова:
Глупый – наиглупейший
Хитрый – наихитрейший
Умный – наиумнейший
Вкусный – наивкуснейший
Чистый – наичистейший
Трудный – наитруднейший и т. д.
 
 
Фрагмент занятия 18.
Цель: Учить детей составлять предложения с указанным словом.
Логопед предлагает детям составить предложение со словом «наивкуснейший»
Мама испекла наивкуснейший торт.
Наивкуснейший пирог мы ели у бабушки и т.д.

»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн