Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

Фото пользователя Зоя Леонтьевна Молявко
Размещено: Зоя Леонтьевна Молявко - вт, 16/02/2010 - 10:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Молявко Зоя Леонтьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» и повесть «Один день Ивана Денисовича».

Краткое описание: 
Урок постороен в форме беседы.

 ХОД УРОКА 

I.                  Слово учителя.
Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича» написан в 1959 году, а опубликован в 1963. Первоначальное его название «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А.Т.Твардовского оно было изменено. « Матренин двор» - произведение автобиографическое. Этот рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», т.е. из лагеря. Ему «хочется в самой нутряной России, найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики в Владимирской области, жил в деревне Матрены Васильевны Захаровой. Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением. Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.
 
II.               Аналитическая беседа по рассказу «Матренин двор».
- Какова тема рассказа?
Выступления учащихся по темам:
- Матрена в восприятии рассказчика.
- Прошлое героини.
- После смерти.
Продолжение беседы.
_ В чем же состоит впечатляющая сила рассказа? Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа?
- Почему у Матрены Васильевны накопилось так много обид? Почему уже многие годы она не получает рубля?
Почему Матрене приходилось воровать? Как относилась она к работе?
- Какое значение в раскрытии характера героини имеет ее рассказ о любви?
- Понял ли ее жертвенность вернувшийся с венгерского плена Фаддей?
- Почему они такие разные – Фаддей и Матрена?
- А.Т.Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
- Какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?
- Какова главная тема рассказа, судя по высказываниям этих писателей?
- Согласны ли вы с такой оценкой?
III.Итог.
Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Матренин двор»?
IVДомашнее задание.
Сопоставить рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» и повесть «Один день Ивана Денисовича».

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Будем говорить по-русски!

Оценка материала

...


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн