Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Помнит мир спасенный..."

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева
Размещено: Людмила Петровна Курышева - чт, 06/05/2010 - 14:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курышева Людмила Петровна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8" г.Вологды, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Вологодская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Урок литературы по стихам о войне с презентацией

 

Курышева Л.П. Урок литературы в 8 классе
«Помнит мир спасенный…»
Цели:
1)      формирование нравственной позиции учащегося в отношении к войне посредством обращения к текстам поэтов – вологжан разных поколений;
2)      совершенствование навыка анализа поэтического текста.
Ход урока.
1.      Творческая мотивация.
А) Выявление ассоциаций
Напишите пять первых приходящих на ум слов, когда слышите слово «война»
Б) Чтение текста Ю.Роста о В.П.Астафьеве.
Виктор Петрович Астафьев был опорной фигурой нашей жизни. Не то чтобы мы часто опирались на него, но знание, что такой человек живет и достижим, вселяло надежду, что и достойных людей рядом немало. Спокойней было с ним.

Он был не просто выдающимся русским писателем. Он был одним из достойнейших русских людей. Не примерял маски, не бегал в стае, не поддерживал и не разделял... Он жил сам в мощном своем неприсоединении. Без пародийного мессианства или самоуничижения перед идеей, цену которой знал.

Ему не надо было любить народ. Да он его и не любил.  Он любил человека в этом народе, того, кого знал и понимал. Он жил среди рядовых не офицером и не генералом, а рядовым, различая достоинства, а не ранги.

Солдат войны, он вынес точное понимание разницы в оценках жизни носителя ее с винтовкой, плугом, сетью (если рыбак) и тех маршалов – военных и штатских, – которые разменивали эту чужую жизнь на власть.

Откуда столько геройских офицеров и генералов в военной литературе, если в мирной жизни это безразличные чинуши, для которых человек – расходный материал? Не любил он знаменитых полководцев. И я не люблю.

Cотни тысяч погибших при обороне Москвы – одна цифра.

Cотни тысяч погибших при взятии Берлина – другая. Могли на два дня позже и на сотни тысяч меньше. Не считали.

А Виктор Петрович считал. И своими книгами и жизнью не давал округлять...
 
- Какую проблему ставит автор, говоря о жертвах войны?
- Какую нравственную категорию нередко забывали военачальники во время сражений?
- Во что это выливалось для тысяч русских семей?
В) Слово учителя.
Война сломала, покалечила судьбы многих людей. Она ломала судьбы и души людей. Она же позволила проявиться героическому характеру русского народа, каждого русского человека.
2.      Война в стихах поэта – вологжанина, поэта – фронтовика, танкиста Сергея Сергеевича Орлова.
А) Какой была Победа для С. Орлова? Почему вы так решили?
Слайд 1. Чтение стихотворения С.Орлова «Вот человек…»
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.
 
Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть — и глаз не отвести!
                                         1946
Прочитайте стихотворение еще раз. Выделите два ключевых слова в этом стихотворении ( «Человек», «искалечен», «победа»)
Составьте ряды, раскрывающие видение этих явлений лирическим героем
«человек»
«победа»
«шел, задыхаясь»
«такая: Взглянуть – и глаз не отвести»
«не думал о себе»
 
«искалечен»
 
«в рубцах лицо»
 
«Взглянуть – и глаз не отвести»
 
 Каким автор видит человека, прошедшего войну? Почему?
Каким был путь к Победе?
Почему слова «Взглянуть – и взгляд не отвести» мы записали в оба столбика?
Слайд 2, 3. Краткий рассказ ученика о войне в жизни С.Орлова.
( В 1938 году, будучи школьником, С.Орлов начал писать стихи, и в этих стихах – предчувствие войны, хотя жил С.Орлов в городе Белозерске Вологодской области, куда война не добралась, но откуда также ушли на фронт многие. У рядового 12 запасного танкового полка было немало обязанностей, но он успевал писать стихи. Оказавшись на курсах в Челябинске, выпускает свой первый сборник «Фронт». Вернувшись в звании «лейтенант» и в должности командира экипажа танка КВ, Сергей Орлов оказывается на Волховском фронте 33 отдельного гвардейского тяжелотанкового полка прорыва. А спустя месяц принимает участие в первом для него кровопролитном бою под Карбуселью. Осенью 1943 уже командовал танковым взводом. Горел в танке и Сергей Орлов, но вновь и вновь возвращался в строй. Однажды разорвавшийся внутри танка снаряд изранил, ослепил, обжег двоих оставшихся в живых членов экипажа… )
Слайд 4.Чтение стихотворения «Пистолет из рук не выпуская…»
 
Только ли о себе пишет С.Орлов? Почему вы так решили?
Какой прием использовал автор в последней строке стихотворения? С какой целью?
Война изменила жизнь поэта: его лицо обожжено, руки плохо слушались. Всю оставшуюся жизнь он носил бороду, знакомые не сразу узнавали его, не смогла принять и ушла любимая девушка. Как трудно это было пережить 23-летнему юноше?! Но таков страшный лик войны, которая не щадила никого…
Задание. Сделайте в тетради таблицу из 4 столбиков, в конце урока вы должны будете с ее помощью подвести итог, озаглавив каждый столбик, сопоставив записи. Запишите в 1 столбике, какой видит войну солдат?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.      Война в стихах Ольги Александровны Фокиной.
А) Слово учителя о поэтессе (Слайд 5)
 
Б) Чтение стихотворения «Подснежники» (Слайды 6 – 9)
Фокина О.А. Подснежники
 
Рос мальчишка далеко не неженкой,

Матери,отца почти не помнил.

Помнил он пожары,толпы беженцев,

Мертвецов,которых не хоронят.

Помнил виселицу - там на площади.

При нуже умел,хоть и не вор был,

Из-под носа утащить у лошади

Ячменём наполненную торбу.

И машину бешенно летящую,

Мог догнать и намертво вцепиться

В жёсткий борт,чтоб унести на кашу

Под рубашкой пригоршни пшеницы.

Рос мальчишка дерзким и насмешливым.

С малолетства зная лишь потери,

Не терпел ни нытиков , ни вежливых

В доброе добро совсем не верил.

И не шутки ради, а сознательно

Жёг себя,угрюмо стиснув губы:

Он и солнце делал истязателем,

Наводя на кожу через лупу.

Знал,как все дружки его вихрастые,

Разрезаясь в кровь осколком банки:

Будут пятки осенью распластаны

Льдом - больней,чем нынче от стекляшки.

Приходил в порезах и царапинах,

Плакала,над ним склоняясь,бабка,

А мальчишка только зябко вздрагивал,

В камешек сжимался,но не плакал.

Рос мальчишка далеко не неженкой!

Но чего не встретишь в царстве сонном!

И приснились раз ему подснежники -

Синие бубенчики со звоном.

Будто бы бежал он к ним сугробами,

Силою неведомой влекомый,

Листьями какими-то особыми,

Запахом,до радости знакомым.

Будто,издеваясь над мальчишкой,

Бил его,царапал,жёг щиповник,

И в лицо бросали сосны шишками,

Будто бы мальчишка был разбойник.

И на снег упал он,обессиленный,

Не способный больше к обороне.

А подснежник,глазоньками синими,

Будто,как живой,мальчишку понял.

Стебельком качая над сугробами,

Сам пришёл к мальчишке близко-близко:

С листьями,как руки папы,добрыми,

С голосом забытым материнским:

"Милый,твои ножки не устали ли?

Сыт ли ты?Твои рубашки чисты ли?" -

"Мама!"

...и подснежники растаяли.

"Папа!"

...ни бубенчиков ни листьев.

Только ветер где-то хлопнул ставней,

Только бабка охнула тревожно...

С этой ночи вовсе дома стало

Удержать мальчишку невозможно:

Следом за апрельскими ветрами

Убегал за город в одиночку,

Снег в лесу раскапывал руками,

Каждую осматривая кочку.

Он искал подснежники,конечно, -

Синие бубенчики со звоном,

Чтобы пережить любовь и нежность

Наяву,как в дивном царстве сонном.

...Солнце всё светлее улыбалось,

Ручейки текли из-под ладоней.

А когда и снега не осталось:

"Нет таких цветов!" - мальчишка понял.

Жизнь мальчишке показалась горше,

И себя мальчишке стало жальче:

Слёзы покатились,как горошины,

На мальчишкин "хлеб" - сосновый пальчик...

Всё!Он больше чудесам не верит!

Он уйдёт из сладостного плена, -

Слишком велика его потеря,

Чтобы можно ей найти замену.

Только всё ж на солнечной опушке

Он,вздохнув,нарвал цветов букетик,

Чтобы дома спрятать под подушку

Голубые,простенькие - эти.

Горсть цветов,наверно,безымянных,

Он сорвал бездумно и небрежно:

Для чего мальчишке имена их?

Не под снегом - значит,не подснежники,

Значит,не звенят они, не пахнут,

Листьями мальчишку не погладят...

Он не знал,что дома,как шальные,

Прямо к потолку его подбросят,

Что ему простят все-все вины его,

Где он был,что делал он, - не спросят.

"Наш родной,любимый!Наш упрямый!"

...Две шинели брошены на стулья.

Руки папы.Губы,голос мамы!

Кончилась война.Они вернулись!

И у этой неизбывной ласки

Быть в долгу мальчишка не захочет:

Он подаст цветы - не без опаски...

"Господи,подснежники...

сыночек!"


 
Напишите, какие слова вы выделите как основные. Объясните выбор.
Чьими глазами показана война? Как этот выбор меняет наши чувства?
Чем страшна война для ребенка? А для каждого человека?
В) Нарисуйте словами главные сцены этого стихотворения. Что мы чувствуем вместе с героями в каждой из них?
Объясните смысл названия. Почему так «мирно» названо стихотворение о войне?
Г) Запишите во второй столбик таблицы, какой видит войну ребенок.
4.  Тема памяти о погибших в поэзии Николая Михайловича Рубцова
А) Чтение стихотворения Н.М.Рубцова «Сердце героя». Подумайте, какой образ является центральным и почему?(Слайд 10 – 11)
 Спит герой у холодного моря,
Где о подвиге слава родилась.
Словно мать, затаившая горе,
Над могилой березка склонилась.
 
И под этой березкою низкой
При торжественных гимнах прибоя
Будто светит звездой с обелиска
Неумершее сердце героя.
 
Это сердце под ношею горя
Было чистым, как солнце в кристалле.
В этом сердце сильнее, чем в море,
Гнев и ярость в бою закипали.
 
Ничего нет врага ненавистней!
Тот, кто смело врагов истребляет,
Никогда не уходит из жизни,
Если даже в бою погибает!
 
И у моря холодного близко,
Как маяк, негасимой звездою
Будет вечно светить с обелиска
Неумершее сердце героя.
 
Почему осталось «неумершим» сердце погибшего солдата? Почему автор использует именно причастие «неумершее»?
Какую бы музыку вы включили над его могилой в День Победы?
Какие образы ему сопутствуют? Перечислите по порядку в стихотворении. Почему первой названа мать? Какое стихотворение Н.А.Некрасова вспоминается и почему?
Найдите сравнения, используемые автором для описания жизни этого сердца? ( «будто светит звездой с обелиска», «было чистым, как солнце в кристалле», «сильнее, чем в море, Гнев и ярость в бою закипали», «как маяк, негасимой звездою») Какою она была? Прекратилась ли она? До каких пор будет жить «неумершее сердце»?
Б) Слово учителя
Действительно, все солдаты будут живы, пока мы их помним, пока мы их достойны. В поэзии современных авторов о войне ключевой становится тема ПАМЯТИ. Не случайно вы носите Георгиевские ленточки, возлагаете венки к памятникам, даете концерты для ветеранов, готовите подарки. Все это лишь с одной целью – чтобы сохранить «НЕУМЕРШЕЕ СЕРДЦЕ СОЛДАТА»
Заполните третий столбик в таблице: как вы думаете, почему тема памяти стала основной в современной военной лирике?
5.      Итог урока
А) Объясните, с какой целью мы читали в начале урока текст о В.П.Астафьеве? Почему он не любил знаменитых полководцев? Какую важную истину о войне он открыл? (Напомню: « Cотни тысяч погибших при обороне Москвы – одна цифра.
Cотни тысяч погибших при взятии Берлина – другая. Могли на два дня позже и на сотни тысяч меньше. Не считали.
А Виктор Петрович считал. И своими книгами и жизнью не давал округлять...»)
Б) Озаглавьте столбики нашей таблицы? Какие этапы нашего разговора вы увидели? Как постепенно меняется подход к теме войны? Можно ли сказать, что военные стихи, стихи фронтовиков – это открытая, кровоточащая рана, более поздние стихи – это память, признательность, скорбь? Напишите об этом эссе.
В) Прослушивание песни Н.М.Рубцова «В минуты музыки печальной»(Слайд 12)
 
 
Прикрепленный файл Размер
Вологодские поэты о войне.ppt 2.89 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн