Online video hd

Смотреть 365 видео

Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Радиация и здоровье человека

Фото пользователя Гузель Равилевна Гибадуллина
Submitted by Гузель Равилевна Гибадуллина on пн, 24/05/2010 - 21:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гибадуллина Гузель Равилевна
Место работы, должность: 
МОУ Мало - Лызинская СОШ Балтасинского муниципального района РТ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Данная разработка занятия составлена с целью: показать учащимся неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф; Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.

 

МОУ Мало – Лызинская

средняя общеобразовательная школа

Балтасинского муниципального района РТ

 

 

 

 

 

Разработка занятия

элективного курса по выбору

для 9 класса.

 

 

 

 

Тема: Радиация и здоровье человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель химии и биологии

Мало – Лызинской СОШ

II квалификационной категории

Гибадуллина Г.Р.

 

 

 

 

 

2008 год.

План занятия.

Тема: Радиация и здоровье человека.

Цели: 1. показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф;

           2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить   в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.

Оборудование: таблицы «Средняя концентрация радона в помещении», «Пути миграции радионуклидов в природе»; выставка книг, журналов по данной теме.

Ход занятия.

I.                  Организационный момент.

II.              Литературная композиция «Чернобыльский след»

Первый ученик. Человечество все еже помнит о печальной  техногенной катастрофе 1986 г. в Чернобыле. Это событие показала, какую страшную опасность несут всему живому «творенья рук человеческих».

Жизнь – беззащитна

 И любовь - нежна.

 И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

                             М.Дудин.

                             Надпись на ядерном реакторе, 1985 г.

Второй ученик. На земном .шаре более трехсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом  энергоблоке атомной станции. 26 апреля  1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьет колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Черно6ыльцев глаза печальны,

 Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвертый ученик. Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации - над реактором. А через две недели, в День Победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали смерть, спокойно, без слез прощались друг с другом и  тихо умирали. Первыми не стало Виктора Китенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 15 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 25 тыс. человек!

Пятый ученик. В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль - «Черная полынь». Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды Библейской полынью.

И погасли на реках костры ...

Тихо перекликаются села

«Болит голова и тошнит».

 Тихо в лесах и полях,

Тихо на плесе пустом ...

Зараженные радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

 Шестой ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовал ось последствиями строительства АЭС. Но Москва - далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, , пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брянской и Ростовской областей.

 

III.           Изучение новой темы.

1.  Объяснение учителя по плану:

1. Радиация. Что такое радиация?

Радиация – это процесс распада ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию.

 

 2. Источники радиации:

а) природные;

б) техногенные.

3. Естественный радиационный фон образуется за счет космических лучей, излучения почвы, содержащей радиоактивные вещества, и от выпадающих радиоактивных осадков.

Излучение природных источников, природных материалов: радий, торий (находящийся в земной коре); изотопы калия (в почве и в воде); изотопы углерода (в воздухе); изотопы водорода (в водяных парах).

 4. Источники техногенного излучения.

5. Виды ионизирующего излучения:

а) альфа – частицы;

б) бета – частицы;

в) гамма – излучение.

5. Нормы естественного радиационного фона. Наиболее распространенные единицы измерения радиоактивности (рентген, бэр, беккерель).

2. Работа с таблицей  № 1 «Средняя концентрация радона в помещении»

3. Нужна ли стране АЭС? Групповая исследовательская работа.

Учащиеся делятся на две группы: 1) Минатом; 2) экологи. Пользуясь научной газетой и журналами, приводят аргументы за и против АЭС.

Примерные ответы учащихся:

За

Против

- Возможность получения дополнительного количества энергии.

   -  Возможность получения дополнительных средств за счет продажи энергии.

   -  Создание новых рабочих мест.

 

- Повышение надежности энергоснабжения.

- экономия невозобновимых ресурсов: газа, нефти, угля.

- Путем развития энергосберегающих технологий можно высвободить куда больший "избыток" энергии.

- Продажа энергии не даст обществу ожидаемого дохода  т.к потребует затрат на переработку отходов

- Надежность распределенных систем энергосбережения во много раз выше,  локальные системы много более безопасны при авариях, стихийных катастрофах и действиях террористов.

 

 

4. Сообщение учащихся: «Радиоактивный фон Республики Татарстан».

5. Пути попадания радионуклидов в организм человека. Работа с таблицей. 

 

IV. Закрепление знаний.

1. Задания для размышления.

1.     Работники АЭС получают меньшую дозу облучения, чем шахтеры, и и значительно меньшую, чем летчики. Как это объяснить?

2.     Почему загрязнение молоко – важный показатель радиоактивного состояния местности?

3.      Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

4.     Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

2. Что говорят числа?

Все мы за свою жизнь получаем определенную дозу радиации:

72 % - излучение природных тел;

14 % - медицинские процедуры;

14 % - космические лучи.

За жизнь (70 лет) человек может без большого риска набрать радиацию в 35 бэр.

В зоне Чернобыльской АЭС в наиболее загрязненных участках можно получить до 1 бэр за час.

Мощность излучения на кровле в период тушения пожара достигла 30 тыс. рентген в час и поэтому без радиационной защиты (свинцового скафандра) смертельную дозу можно было получить за 1 минуту.

 

Приложение.

 


 

Таблица № 2. Пути попадания радионуклидов в организм человека.

 

 

 

 

 

Таблица № 1. «Средняя концентрация радона в помещении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно