Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-практикум. Почва-уникальный природный объект.

Фото пользователя Елена Геннадиевна Тихонова
Submitted by Елена Геннадиевна Тихонова on пн, 31/05/2010 - 17:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тихонова Елена Геннадиевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №64" заместитель директора по ВР, учитель географии
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок-практикум. Учащиеся учатся определять соств, тип, слои почв экспериментальным путём. Знакомятся с почвами Астраханской области.

Урок – практикум. Почва – уникальный природный объект.

Урок проводится в 6 классе с использованием УМК ИЦ «Вентана-Граф».

 

Цель: Усвоение учащимися нового учебного материала. Формировать  основные понятия о почве, путем опытов выявить ее состав и свойства.

 

             Формировать умения эффективно работать с образцами почв, текстом учебника, анализировать и уметь делать выводы.

 

              Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к почвенным ресурсам. Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения применять полученные знания на практике.

 

Методы: Частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

 

Оборудование: образцы почв и горных пород, спиртовка, пинцет, спички, колбы, раздаточный материал, сухие растения и насекомые, таблицы – образование почв, структура почв, почвы пустынь и полупустынь.

 

                             Ход урока

 

Организационный момент.

1. Актуализация знаний

(Показ горных пород, растений, червей, песка). Сегодня мы поговорим об уникальном объекте. Как вы думаете о каком? Вопросы 1, 4, 5 стр 172.

 

2.Изучение нового материала.

 

2.1 Постановка целей и задач урока.

Нам надо выяснить почему почва является уникальным объектом.

2.2. Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами,  заговорил Василий Васильевич Докучаев ( стр 173 рис 207). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по Русской равнине и Кавказу Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. По результатам подготовил труд «Русский чернозем», в котором доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. Образование почв – это сложный процесс. Ведущим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Начинается  этот процесс с выветривания горных пород. На них поселяются первые растения, первые животные. Умирая, они перегнивают, и образуют темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни.  От перегноя зависит плодородие почв, т.е. ее способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой. Так образуется почва.

Прочитайте стр 173 и выпишите определение  почвы.

(Почва – это тонкий поверхностный слой земной коры (в среднем около 1-2 м), обладающий плодородием и возникший в результате преобладания его совместным воздействием воды, воздуха и организмов).

 

3. Лабораторные исследования.

В определении состава почв нам помогут опыты.

 

Опыт 1. В стакан с водой насыпаем немного почвы. Из нее вверх поднимаются пузырьки воздуха.

Вывод: в почве имеется воздух. Какое он имеет значение? Размешиваем почву в стакане и даем ей отстояться. Образуется два слоя: нижний – песок, а сверху глина.

 

Опыт 2. Прокаливание почвы. Над жестяной коробочкой с прокаливаемой почвой помещаем кусочек стекла. На нем появляются капельки воды.

Вывод: в состав почвы входит вода. Продолжим нагревать почву. Появится дым. Это сгорают органические вещества.

 

Опыт 3. Немного почвы насыпаем в стакан с водой  и даем отстояться, затем размешиваем фильтруем. Несколько капелек прокаливаем на стекле. Вода испаряется, а растворенные в воде вещества остаются на стекле.

Вывод: в состав почвы входят минеральные вещества. Многие минеральные вещества необходимы растениям. Они растворяются в воде и поглощаются корнями.

Итак в состав почвы входят; воздух, вода, органические и минеральные вещества, песок и глина. (На доске чертится схема, которую ученики переносят в тетрадь).

 

Почвы бывают разной структуры, по которой наши эксперты определят типы почв. (Два ученика в белых халатах садятся за стол, где выставлено химическое оборудование и делают задание по карточке.)

 

 КАРТОЧКА

Определить  тип почвы на ощупь методом раскатывания увлажненной почвы.

 

Инструкция; Небольшое количество, предварительно растертой в ступке, почвы увлажнить до тестообразного состояния. Из подготовленной почвы на ладони нужно скатать шарик диаметром  1-2 см, потом раскатать из него шнур, который затем свернуть в шнур и кольцо и определить тип почвы.

 

Тип почвы

Шарик

Кольцо

Шнур

1.

Глинистая

Легко скатывается

Легко образуется

Не ломается и не трескается

2.

Суглинистая

Скатывается

Образуется, иногда дает трещины

С небольшим количеством мелких трещинок

3

Песчаная

Шарик не образуется

Нет

Нет

4

Супесчаная

Скатывается

Почти невозможно раскатать

Нет

 

Пока двое экспертов определяют тип представленных образцов почв, мы поговорим о микроорганизмах и почвенных животных, обеспечивающих  развитие почвы (стр. 175 рис.211 чтение текста).

От количества этих компонентов зависят свойства почвы, структура.

Эксперты показывают и рассказывают о результатах своих исследований, а ученики делают запись в тетрадь.

 

В почве выделяют три основных слоя (рис.209 стр.174)

1) поверхностный – максимально насыщенный корнями.

2) переходный

3) нижний, подпочвенный.

 Самыми плодородными почвами на земле считаются черноземы, верхний слой которых раньше мог превышать 100 см и содержать до 10-12% перегноя. Василий Васильевич Докучаев говорил, что «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был есть и будет кормильцем России».

 

 А какие же почвы распространены  в Астраханской области?

(показ на карте).

Почвы каштановые.

На территории Астраханской области распространены светло-каштановые почвы. В основном – это – право- и левобережная часть Волго-Ахтубинской  долины только в северной части.

 

Почвы бурые.

Располагаются пятнами при движении с севера на юг при усилении засушливости климата постепенно расширяя свои площади. Их можно встретить и в Бэровских буграх. Повышение солености – главная причина низкого естественного плодородия. Слова В.В. Докучаева «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают  ломанного гроша, как только удается ее оросить, стоит баснословные деньги. Дает прекрасные урожаи».

 

Почвы поймы.

Расположены в Волго-Ахтубинской пойме, которая ежегодно затапливается и наполняется плодородным илом.

 

Почвы  дельты.

Они характеризуются увлажненностью и засоленностью.

 

3. Рефлексия

Что же мы  узнали, почему почва является  уникальным природным объектом?

Это особое природное тело, которое состоит из воды, воздуха, органических и минеральных веществ, песка и глины. Главное свойство почвы – это плодородие. В ней обитают разнообразные микроорганизмы.

 

Выставление оценок за урок.

 

Д-З. пар.49 Каждой группе найти растения, которые могут произрастать на этих почвах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



На: Урок-практикум. Почва-уникальный природный объект.


Добрый день, Елена Геннадьевна. Спасибо за конспект урока по теме "Почва". Очень подробно,понятно, уверена, что с выполнением практической работы, учащиеся запомнят данную тему. Успехов Вам в работе. С уважением Н.Н. Брежнева.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн