Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Встреча с поэзией Владимира Высоцкого

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Лариса Александровна
Место работы, должность: 
учитель МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района»
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
- познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Владимира Высоцкого; - развивать интерес к поэзии; - прививать навыки работы с дополнительной литературой; - развивать у учащихся умение выразительного чтения стихов, их анализа; - на примере творчества Высоцкого воспитывать высокие нравственные качества.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
35
Используемое оборудование: 

плакаты:

1.    «…он делал то, что сегодня настоятельно требуетсяот художника и на что раньше отваживались немногие».

2.    « Артист и Поэт – оба эти определения по отношению к нему требуют употребления с большой буквы».

3. Стенд с фотографиями Владимира Высоцкого и его стихотворениями.

4. Плакат на доске: «Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был» напишите «есть»     П. Вегин

 

             Урок  внеклассного чтения

 

 

Учитель: Уже более 20-ти лет с нами нет Высоцкого.

                Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был:

 актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью, сильным или безвольным?

               

                 Я при жизни был рослым и стройным,

                 Не боялся ни слова, ни пули

                  И в привычные рамки не лез.

 

 

                                                 1

 

1-ый ведущий:У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем

ещё не написанных пьес. И он хотел играть эти роли сегодня, сейчас,

немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

 Учитель: Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни,

которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то

роднее, ближе, убедительнее.

         Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может

поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

 

     Звучит песня «Сыновья уходят в бой».

 

2-ой ведущий : «Сыновья уходят в бой» … Эта песня из военного цикла,

самого значительного в творчестве Высоцкого. В ней создан образ воина –патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно ранен-ный, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его.

 Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч.

 

1-ый ведущий: Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него,

в строй встанет другой – вон тот, одетый во все не по росту. Может показаться странным: почему умирающий герой выбирает именно его.

Ведь если форма для солдата велика, если ему даже не смогли подобрать

её по росту, - значит это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему именно он, а не какой-нибудь мускулистый, физически

сильный? Наверное, потому, что главная черта героя – сила духовная.

 

1-ый ученик: Я разовью эту мысль в другом направлении. В книге И.Руба-

новой о поэте есть детские фотографии Высоцкого. На обеих – он мальчишка лет 7-8 в военной форме. На одной из этих фотографий, рядом с ним отец – офицер, участник Великой Отечественной войны.

         « Я, конечно, много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал обо всем – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых. После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке. Туда же в январе 1947

года переехали из Москвы моя жена и Володя.                   2 стр.

Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда? Да, пожалуй, самым обычным. Играя в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костёр…  Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время войны наверняка

бы удрал на фронт…», - из воспоминаний отца – Семёна Владимировича Высоцкого.

 

3-ий ведущий: Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин СССР, а в это время ещё шли тяжелые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.

Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их самый близкий человек ещё

стоял на краю гибели. Это мгновение, в котором слились и радость, и боль,

горькая память и светлые надежды, навсегда запечатлелись в сердце поэта.

Он не только писал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого мгновения всему своему творчеству: грусть и

надежда у Высоцкого неразделимы, как, например, в «Песне о конце войны»:

  1-ый чтец: Сбивают из досок столы во дворе,

                      Пока не накрыли – стучат в домино.

                      Дни в мае длиннее ночей в декабре,

                      но тянется время и всё решено.

                      Вот уже довоенные лампы горят вполнакала,

                      И из окон на пленных глазела Москва свысока…

                      А где-то солдат ещё в сердце снарядом толкало,

                      А где-то разведчикам надо добыть «языка». 

 

2-чтец : Вот уже обновляют знамена и строят в колонны.

              И булыжник на площади чист, как паркет на полу.

              А все же на Запад идут и идут эшелоны,

               И над похоронкой заходятся бабы в тылу.

              Вот от копоти свечек уже очищают иконы.

              И душа и уста – и молитву творят, и стихи.

              Но с красным крестом всё идут и идут эшелоны,

              Хотя и потери по сводкам не так велики.

 

 

 

                                       3 стр.

3-ий чтец: Уже не маячат над городом аэростаты.

                  Замолкли сирены, готовясь победу трубить.

                  А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,

                  которых пока ещё запросто могут убить.

                  Вот уже зазвучали трофейные аккордеоны,

                  Вот и клятвы слышны жить в согласье,

                                                              любви, без долгов… 

                   А все же на Запад идут и идут эшелоны,

                   А нам показалось, совсем не осталось врагов.

 

3-ий ведущий: Для этого стихотворения характерно и чувство тревоги. Тре-

воги за мир, добытый такой дорогой ценой.

 

Учитель: Это чувство тревоги, беспокойства пронизывает все творчество поэта. Не случайно и сборник поэта назван «Нерв». Высоцкого интересуют

прежде всего такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца.

В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновение между жизнью и смертью. Так, в песне «Як-истребитель» рассказывается о гибели боевого самолета. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погиб-

шему в воздушном бою Николаю Горбунову и, поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы, дважды Герою Советского Союза Н.М. Скоморохову.

 

   Звучит песня «Смерть истребителя»  (Як-истребитель)

 

Учитель: Давайте попробуем представить образный мир песни.

 

2-ой ученик: Это произведение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвященный лошадям – умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоц-кого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.

 

Учитель: Да, здесь и метафора и перевоплощение(в переносном смысле, конечно) поэта – певца в истребитель. В этой песне , наверное, как и во многих других выражена личность самого поэта.

                                                 4 стр.

 

 

«Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его характера: Но тот, который во мне сидит, опять заставляет в штопор!

Приводя их Алла Демидова пишет: «он был неповторимым актёром …

А при всем этом какая-то самосъедающая  неудовлетворимость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями. Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача. Вечная напряженность , страсть, порыв. Крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться  до конца, до изнанки».

 

3-ий ученик: Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды

военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей.

 

Учитель: Как человеку, никогда не воевавшему удалось создать исключительно правдивые произведения о войне?

 

3-ий ученик:  - У Высоцкого есть замечательные слова: «Моё поколение мучает чувство вины за то, опоздали родиться». Своим творчеством он как бы «довоевывал».

 

4-ый ученик:  - Он не только «довоевывал». Он любил писать о сильных и красивых людях. Их он находил сразу среди героев – известных и неизвестных – Великой Отечественной.

 

Учитель: Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое  Р.Рождественский по праву назвал лучшим, - «Он не вернулся из боя».

Послушаем его.

 

  Звучит песня «Он не вернулся из боя».

 

Учитель: - Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Как вы думаете, почему?

                                        

 

 

                                                        5 стр.

Ученик: - Наверное, потому что не оставляет какое-то странное чувство:друг погиб, а его, оставшийся в живых товарищ предъявляет претензии к нему.

 

Учитель: - А если бы наоборот? Если бы он говорил о друге только хорошее?

 

Ученик: - Это был бы образ идеального, ни в чем непогрешимого человека.

 Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.

 

Учитель: - Значит, «Не лгать ни единой буквой» - этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни?

 

3-ий ведущий: Да. И хочется обратить внимание на точность даже тех деталей, которые вроде не имеют прямого отношения к образу погибшего

друга: «Отражается небо в лесу, на воде». Но подумав, вдруг понимаешь:

«Да ведь это раннее утро, выпала роса, и в ней отражается небо, и поэтому

лес стал голубым. То самое раннее утро, которое так любил друг!». Я представляю эту сцену так: раннее утро напоминало бойцу о погибшем друге, сделало боль утраты ещё острее. И тут, увидев, как красива, как чиста утренняя природа боец вдруг понял какой духовно-отзывчивый ко всему прекрасному человек жил рядом с ним. Вот поэтому стихотворение заканчивается словами: «Это я не вернулся из боя».

 

Учитель: - Сравните это стихотворение с тем, что мы читаем о Великой Отечественной войне. Какие общие черты мы можем отметить?

 

Ученик: - Эта песня по тематике очень близка к стихотворению А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

 

2-ой ведущий: - А мне кажется, что песня по настроению, по мировосприятию очень близка к повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

В обоих показана невосполнимая утрата, произведения пронизаны чувством трагизма.

 

Учитель: - Можно было бы сказать ещё точнее: эти произведения сближает чувство всеобщей человеческой связанности.«Хемингуэй вышел когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол», Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца в яме легли миллионы…», - так исследователи определяют  круг

идейно близких военной лирике Высоцкого произведений.                6 стр.

1-ый ведущий: Мысль о всеобщем человеческом братстве, единстве всего живого пронизывает все творчество Владимира Высоцкого. Об этом и стихотворение « К вершине», посвященное памяти грузинского альпиниста

М. Хергиани:

                   Ты идешь по кромке ледника,

                    взгляд не отрывая от вершины.

                    Горы спят, вдыхая облака,

                    выдыхая снежные лавины.

                    Но они с тебя не сводят глаз,

                    будто бы тебе покой обещан,

                    Предостерегая каждый раз

                    камнепадом и оскалом трещин.

                     Горы знают, к ним пришла беда,

                    Дымом затянуло перевалы.

                    Ты не отличал ещё тогда от разрывов

                                                       горные обвалы.

                     Если ты о помощи просил,

                     Громким эхом отзывались скалы.

                     Ветер по ущельям разносил эхо гор,

                     как радио сигналы.

                     И когда шел бой за перевал, чтобы не был

                     ты врагом замечен,

                     Каждый камень грудью прикрывая,

                     Скалы сами подставляли плечи.

                     Ложь, что умный в горы не пойдет, - ты пошел,

                                                          ты не поверил слухам.

                      И мягчал гранит и таял лёд,

                      И туман у нас стелился пухом.

                      Если в вечный снег навеки ты ляжешь –

<;p class="MsoNormal" style="margin: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 219.0pt">                                                         над тобой,

 

                      Как над близким, наклоняются горные хребты

                      Самым прочным в мире обелиском.

 

Учитель: - Каким вы видите мир гор Высоцкого?

 

Ученик: - Он добрый: «Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Если ты о помощи просил, громким эхом отзывались скалы»,

«Каждый камень грудью прикрывал, скалы сами подставляли плечи».

 

 

                                                7 стр.

2-ой ведущий: - Природа у Высоцкого одушевлена.В том, как возникают метафоры, чувствуется что-то есенинское: человек – частица природы, мироздания. Для лирики Есенина тоже характерна идея единства всего земного.

 

Учитель: - Почему стихотворение названо «К вершине»?

 

Ученик: - Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.

 

3-ий ведущий: - К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но прежде всего к себе:

                        Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.

                        Невнятно выглядел я в нем и неприглядно –

                        Во сне я лгал и предавал и льстил легко я…

                        А я и не подозревал в себе такое…

                        Я не шагал, а семенил на ровном брусе,

                        Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.

                        Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.

                        И сам себе я мерзок был, но не проснулся.

                        А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть

                                                            к костру сил.

                         Мне будет стыдно, как во сне, в котором

                                                                                     струсил.

 

Ученик: - А я думаю: на вершину может взойти только тот, кто не трусит,

кто честен: альпинист не поверил расхожему мнению, что умный в горы не пойдет. Он поверил горам, и потому они ему помогают – подставляют плечи. В известной песне Высоцкого «Скалолазка» этот мотив тоже звучит:

автор сначала удивлен, затем поднимается на Эльбрус – он и с самолета виден здорово. И лишь потом понимает, что истинное счастье в преодолении, в стремлении к вершине, когда весь мир перед тобой, ты счастлив и нем…»

 

1-ый ведущий: - Кстати, прообраз героя песни – грузинский альпинист

М.Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен

(«горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою Родину, любил горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен.

                                            8 стр.

(Хергиани трагически погиб в Италии). Вот в чем смысл последней строки песни: наклоняются горные хребты самым прочным в мире обелиском.

 

Ученица: - Знаете, я заметила, что почти все песни и стихи, о которых мы сегодня говорим, посвящены погибшим героям, погибшим друзьям. Вспомнились строки песни Высоцкого:

              Возвращаются все, кроме лучших друзей,

              Кроме самых любимых и преданных женщин.

 

Ученик: - А мне кажется, что это мнение не совсем верно: ведь сам поэт в одном из стихотворений сказал: «Я не люблю фатального исхода». Просто он очень дорожил своими друзьями. Вот что писал его друг, актер Валерий

Золотухин: «Владимир Семенович был человеком увлекающимся, импульсивным, идущим в своих симпатиях и антипатиях до конца: уж если друг, то лучший и никакой другой, а если враг, то и руки не подаст и лицемерно улыбаться не станет…Нашу с ним дружбу почитаю за счастье и драгоценнейший подарок судьбы».  («Советская культура» от 1 апреля 1986 года)

 

2-ой ведущий: - Драгоценнейший подарок…У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвященное другу. Я прочитаю вам отрывок:

          Если где-то в чужой незнакомой ночи

          Ты столкнулся и ходишь по краю,

          Не  таись, не молчи, до меня докричи –

          Я твой голос услышу, узнаю.

          Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?

          Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.

          Мы вернемся туда, где и воздух и травы врачуют,

          Только ты не умри, только кровь удержи.

 

3-ий ведущий: - Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал. Я прочитаю своё любимое стихотворение, которое по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:

         Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю.

         Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

         Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю

         И ещё: когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо.

                                         9 стр.

         Я не люблю, когда наполовину, или когда прервали разговор.

         Я не люблю, когда стреляют в спину, но если надо выстрела в упор.

         Я ненавижу сплетен в виде версий, червей сомненья, почестей иглу,

         Или когда все время против шерсти, или когда железом по стеклу.

         Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза

         Досадно мне, коль слово «честь» забыта

         И коль в чести наветы за глаза.

         Я не люблю себя, когда я трушу, и не терплю, когда невинных бьют.

         Я не люблю, когда мне лезут в душу,

         Тем более, когда в неё плюют. 

 

Учитель: - Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим порокам, но было бы ошибочно определять его внутренний мир поэта.

Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать:

«…Я люблю, - то же, что дышу и живу…»

                              Баллада о любви.

Чтец: Когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов,

          Из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь.

          И растворилась в воздухе до срока, а срока было сорок сороков.

          И чудаки – ещё такие есть –

          Вздыхают полной грудью смесь,

          И ни наград не ждут, ни наказания и

          Думая, что дышат просто так,

         Они внезапно попадают в такт

         Такого же неровного дыханья…

          Их голосам дано сливаться в такт,

          И душам их дано бродить в цветах,

          И вечностью дышать в одно дыханье,

          И встретиться со вздохом на устах,

          На хрупких переправах и мостах,

          На узких перекрестках мирозданья…

          Я поля влюбленным постелю,

          Пусть поют во сне и наяву!

          Я дышу, - и, значит, я люблю!

          Я люблю – и, значит, я живу!

 

Учитель: - Какой предстаёт страна любви Высоцкого?

 

 

                                             10 стр.

Ученица: - Я увидела её прекрасной. В ней живут счастливые люди – влюбленные. Их души бродят в цветах, дышат вечностью… Мне кажется, это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться с настоящей любовью. Оно учит нас беречь её – ведь это такое счастье! И тогда не будет разводов, не будет сиротства при живых родителях, не будет безотцовщины.

          Пусть эти слова не покажутся кому-то наивными: Высоцкий верил в силу слова, как и вообще в высокое предназначение искусства.

 

1-ый ведущий: - Из воспоминаний актрисы театра драмы и комедии на Таганке Аллы Демидовой: «Сегодня часто сетуют, что женщины растеряли

свою женственность, а мужчины переняли много женских черт: слабость,

незащищенность, отсутствие воли и постоянное прислушивание к собственному состоянию и настроению…Высоцкий – один из многих актеров, который постоянно играл мужественные, решительные роли. Вся энергия была направлена на безусловные преодоление ситуации…В любой безысходности – искать исход. В беспросветности – просвет! Не думать о том, возможен ли он. И во всех случаях знать и верить: «Ещё не вечер!»

 

Учитель: - Раз мы уже заговорили о Высоцком – актере, наверное, нельзя не вспомнить известное высказывание о нем: « поэт, рожденный театром».

      Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им блистательно сыгран Хлопуша в «Пугачеве» Сергея Есенина. Вообще в его актерском репертуаре – в основном классика:

Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе Б.Брехта, Лопахин из чеховского «Вишневого сада», Свидригайлов из «Преступления и наказания»…Ролей много, но любимая – одна: Гамлет.

 

2-ой ведущий: Владимир Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как они поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители, встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра волновались, как и я, чтобы они понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое волнение.

Только оно может помочь духовному совершенствованию».

 

Учитель: Так кем он все-таки был Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом?

11      стр.

 

             Он был личностью. Явлением.

Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.

   Песня Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам. Вместе с самолетами они взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

                          Если друг оказался вдруг

                          и не друг и не враг, а – так …

 

                          Звучит песня о друге.

Прослушав песню, учитель:

                     Соплеменники, встаньте, окажите честь,

                     Зачеркните «был», напишите «есть»!

                         

                           Все встают.

 


»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн