Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа развития и поддержки творчески одаренных детей

Submitted by Надежда Леонидовна Степанова on пн, 11/10/2010 - 20:45

Программа развития и поддержки творчески одаренных детей в МОУ «Верхнеачакская СОШ»  .

 

Краткая информация о программе
 
Наименование программы:  «Одаренные дети» программа развития и поддержки творчески одаренных детей в МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Нормативно-правовая база программы:
·          Приоритетные направления развития российского образования на 2005-2010г.г.
·          Стратегия  развития  образования  в Чувашской  Республике  до 2040 года 
_ Приоритетный национальный проект «Образование»
·         Комплексный  проект  модернизации образования
·         Программа развития МОУ ВА СОШ на 2005-10гг
·         Устав МОУ Верхнеачакская СОШ» Ядринского района ЧР

 

 
Сроки реализации программы: 2008-2011г.г.
 
Цель: Развить каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков.  
 
Задачи программы:
 
·         Диагностика склонностей учащихся.
·         Создание условий для творчества.
·         Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
·         Активизация в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
·         Вовлечение одаренных детей в серьезную творческую работу.
·         Стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива и создание условий для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыживании;
 
Разработчики:
 Творческая группа МОУ «ВерхнеачакскаяСОШ»
Руководитель – Степанова Н. Л., старшая вожатая.
 
Участники программы
МОУ «Верхнеачакская СОШ» Ядринского района ЧР и ее социальные партнеры.
 
Основные направления деятельности
по реализации программы
 
1.Использование современных образовательных технологий по выявлению и поддержке одаренности детей
2. Совершенствование системы выявления и развития одаренных детей через конкурсную деятельность
3. Стимулирование одаренных детей на различных уровнях власти в виде премий, стипендий, грантов
4 Создания в школе технически оснащенных кабинетов для детей, занимающихся исследовательской, проектной и творческой деятельностью
5. Подготовка и участие в различных районных и республиканских конкурсах.
6. Мастер-классы опытных специалистов для одаренных детей.
 
Пояснительная записка
 
      Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу. 
           Али    Апшерони                                                          
 
      Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
 
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
 
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
 
Талантомназывают выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
 
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
 
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
 
 
 
Классификация учащихся по видам одаренности, на развитие которых направлена программа:
 
 - общая интеллектуальная одаренность: 
 
 - творческая одаренность:
 
 - спортивная одаренность:
  
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий.  
 
 
Формы фиксирования результатов деятельности одаренных детей:
 
·         публикации творческого опыта детей;
·         творческие выступления, участие в смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах;
·          компьютерный банк данных (успехи школы).
 
  Методы выявления « потенциальной» одаренности:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
 
 
Условия успешности реализации обучения (требования к педагогу, работающему с одаренными детьми):  
 
·         безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основным принципом является «не навреди»;
 
·         самосовершенствование педагога, как в профессиональном плане, так и в личностном.
 
      Для успешной реализации обучения необходим учет психологических особенностей одаренных детей, так как это особые дети, они не желают все принимать на веру, у них высокая самооценка, у них развито чувство самоотрицания, они достаточно самолюбивы и ранимы. Учет психологических особенностей таких обучающихся включает психодиагностику через тестирование по видам одаренности.
 
 
Этапы реализации программы
 
  2008-2009 учебный год – подготовительный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2009-2010,   2010-2011 учебные годы – практический, обобщающий
 
Цель:   Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
 
 Задачи:
·         Диагностика склонностей учащихся.
 
·         Создание условий для творчества.
 
·         Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
 
·         Активизация в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
 
·         Вовлечение одаренных детей в серьезную творческую работу.
 
·         Стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива и создание условий для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыживании;
 
Ожидаемый результат.
 
     Заключительным этапом в Программе развития и поддержки творческой одаренности детей является разработка критериев определения результатов обучения. Общеизвестно, что эта работа является одним из самых трудных процессов. В плане учебно-воспитательной работы – проведение мониторинга, который позволит определить, являются ли обучающиеся, которых мы относим к группе одаренных, таковыми на самом деле. Согласно результатам мониторинга сравниваются их успехи с успехами способных детей.
 
      Таких критериев несколько:
 
·         если способный ребенок обучается по общегрупповой программе, то для одаренного этого мало, ему необходима индивидуальная образовательная программа;
 
·         если способный ребенок участвует в итоговых и текущих концертах, выставках, спектаклях, то одаренный должен представлять персональные выставки, давать сольные концерты, бенефисы или иметь авторские публикации;
 
·         если способный ребенок участвует в межгрупповых смотрах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня, то одаренный должен демонстрировать продуктивное участие в них (то есть входить в число призеров, победителей или лауреатов);
 
·         если способные дети принимают участие в творческих мастерских, то одаренные могут ассистировать педагогу;
 
·          если способные выпускники связывают свою деятельность с данной образовательной областью, то одаренные добиваются высоких результатов в избранной творческой деятельности.
 
   Концептуальная задача, стоящая перед педагогами дополнительного образования МОУ«Верхнеачакская СОШ» – создание педагогической технологии работы с одаренными детьми, то есть комплекса способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.
 
 

 Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
 
      1.    Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

 

Кадровое обеспечение программы
 
Группа
Функции
Состав
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы.
Консультативная, Научно-методическая
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
 
Подготовка и издание методических рекомендаций.
 
Аналитическая деятельность.
Старшая вожатая
 
Заместитель директора по УВР,
Заместитель директора по ВР,
Педагоги школы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специалисты, сотрудничающие со школой
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Активизация в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
Использование новых педагогических технологий
Проведение тренингов
Организация исследовательской работы учащихся
Диагностика
Участие в школьных, районных и республиканских конкурсах и фестивалях
Классные руководители,
 
 
 
Учителя - предметники
Психолог школы
Педагоги дополнительного образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
Преподаватели учебных заведений дополнительного образования
 
 
Методическое обеспечение системы работы
 с одаренными учащимися в школе
 
Направление деятельности
Содержание
Информационное обеспечение
1. Нормативно-правоове обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
 
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
 
4. Издание материалов, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
 
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
 
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
 
5. Мониторинг работы системы.
 
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
учащихся школы
 
Форма
Задачи
Факультатив
·         Учет индивидуальных возможностей учащихся.
 
·         Повышение степени самостоятельности учащихся.
 
-    Расширение познавательных возможностей
      учащихся.
 
·         Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция
  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя.
Внеклассная работа
  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся
  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, творческие объединения (индивидуальные и групповые занятия)
  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 
 
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 
на 2008-2011 г.г. 
 
 
 
 
Мероприятия
Сроки
Ответственные
2008-
2009
2009-
2010
2010
-2011
1.
Разработка Программы "Одаренные дети".
ноябрь
 
 
Степанова
 Н. Л.
2
Диагностика склонностей учащихся
октябрь
 
кл. рук-ли
3.
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
 В теч. уч. года
 
 
администрация
4.
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися  
май
май
апрель
кл. рук-ли
5.
Участие на районном и республиканском туре предметных олимпиад.
Ноябрь, декабрь
 
Ноябрь, декабрь
 
Ноябрь, декабрь
учителя – предметники, педагоги доп. образ-ия
6.
Показательные выступления, выставка работ  творческих  объединений
 по плану
 
 
 
по плану
 
 по плану
педагоги доп. образования
7.
Участие на районных. республиканских конкурсах , соревнованиях, проектных мероприятиях
в теч. года
 
 
в теч. года
 
в теч. года
учителя – предметники, педагоги доп. образ-ия
8.
Отчет – концерт для родителей
апрель
апрель
апрель
Степанова Н. Л., Владимирова
Е. Л.
9.
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся
по плану
 
 
по плану
 
по плану
администация
11.
Организация и проведение школьных олимпиад.
октябрь
октябрь
октябрь
учителя - предметники
12.
Индивидуальные беседы с родителями
по необх-сти
по необх-сти
по необх-сти
администрация, кл. рук-ли
13.
Обобщение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.
октябрь
 
 
 
 
октябрь
октябрь
старшая вожатая
14.
Научно-методический семинар для педагогов школы "Методы работы с одаренными детьми
 
 
декабрь
 
зам. директора. по ВР
15.
Участие в краеведческой конференции. Поисково-краеведческая работа
в теч. уч. года
в теч. уч. года
в теч. уч. года
учитель КРК
16.
Участие на районной научно-практической конференции школьников "Будущие лидеры Отечества".
февраль
 
 
 
 
февраль
 
февраль
учителя - предметники
17.
Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности,   творческого саморазвития
в теч. уч. года
в теч. уч. года
в теч. уч. года
 психолог
18.
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»
 
 
 
 сентябрь май
администрация
19.
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми
Постоянно
 
 
Постоянно
Постоянно
старшая вожатая
20.
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми
 по необх-ти
 
 
по необх-ти
по необх-ти  
учителя-
предметники
21.
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.
+
+
+
администрация
22.
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей
+
+
+
администрация
23.
Обобщение результатов работы школы.
май
 май
май
старшая вожатая
24.
Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов
постоянно
постоянно
Постоянно
 зам. директора по УВР
25.
Творческий отчет
апрель
май
май
 старшая вожатая. зам. дир. по ВР
26.
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми
ежегодно
+
+
учителя – предметники, педагоги доп. образ-ия
27.
Распространение опыта работы с одаренными детьми
ежегодно
+
+
учителя – предметники, педагоги доп. образ-ия
 
 
 
    
 
 

 
 
Список использованной литературы.
1.    Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
2.    Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.
3.     Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995. Фан, 1971. - 176 с.
4.    Доржиева Т.В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. - Улан-Удэ, 1999. - 61 с.
5.    Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
6.     Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
7.    Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.
 
 
.
 
 


Фото пользователя Ирина Анатольевна Петрова

На: Программа развития и поддержки творчески одаренных детей


спасибо, много полезного и длч классных руководителей....



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн