Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Происхождение человека

Submitted by Татьяна Васильевна Мануйлова on пн, 18/10/2010 - 12:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мануйлова Т.В.
Место работы, должность: 
МОУ лицей "Экос", учитель
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
конспект урока

                                   ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: Происхождение человека. Древние предки человека.

 

Цель: Изучить предков человека, иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образ жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

 

Оборудование: картины и таблицы с изображением древних людей.

                                      

                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

 Процесс исторического развития человека вызывает повышенный интерес и жаркие споры. Первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет назад. Откуда же они взялись?

  1. Изучение нового материала.

Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. Но это не те самые обезьяны, которые сейчас живут на Земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла,- наши родственники, а не предки.

                 (Иллюстрация Дриопитек)

Общим предком человека и человекообразных обезьян были вымершие дриопитеки, что в переводе с латыни означает «древесные обезьяны. Они обитали на деревьях. Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни из дриопитеков остались в лесах, от них и произошли современные обезьяны, но другие начали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах- в африканских саваннах и степях. Так появились австралопитеки.

                 (Иллюстрация Австралопитек)

Австралопитек нужно переводить не как «австралийская», а как «южная обезьяна».

Эти приматы жили в эпоху, когда тропические леса в Африке стали уступать место сухим степям и саваннам. Австралопитеки, покинув спасательную тень лесов, вышли в открытые пространства, кишащие хищниками: львами, леопардами, саблезубыми тиграми. Что же позволило им выжить в новых условиях?

Они могли ходить на двух ногах, высвободив руки для чего-то другого. Для чего понадобилось австралопитекам высвобождать руки? Наиболее подходящее объяснение такое: они уже пользовались орудиями (палками, дубинами, камнями, крупными костями антилоп).

Эти некрупные (до 50 кг, обычно меньше) приматы жили стаями. Общественный образ жизни позволял им не только сопротивляться хищникам, но и успешно нападать на других животных. Австралопитеки сами были настоящими хищниками: в слоях с их остатками были найдены черепа павианов с пробитой левой стороной (из чего следовало, что удар наносился правой рукой).

На стадии австралопитеков начался процесс потери шерстяного покрова. Выйдя из тени лесов, наш предок «оказался в теплой шубе», которую нужно было поскорее снять.

Впоследствии австралопитеки вымерли, но именно от них произошли ближайшие предшественники людей. Ученые считают их  особым видом- Человек умелый.

 

               (Иллюстрация Человек  умелый)

Человек умелый появился на Земле около 2 млн. лет назад

Человек умелый изготавливал орудия, конечно, самые простейшие. Ударом камня о камень он оббивал их с одной стороны, создавая режущий край. С их помощью можно было обстругать и заострить деревянное копье или копалку для выкапывания съедобных корней, или отрезать кусок мяса.

                (Иллюстрация Орудия Человека умелого)

Орудия Человека умелого окончательно вывели его из мира животных.

Впоследствии такие орудия нашлись во многих местах Африки, на Ближнем Востоке.

Однако кости Человека умелого известны пока только в Африке. На стоянках Человека умелого обнаружены и остатки добычи: рыб, черепах, улиток, мышей, птиц, а также антилоп, жирафа. Овладев огнем и изготовляя орудия, Человек умелый становился похожим на «царя природы».

Следующим в ряду наших предков стоит другой вид человека- Человек прямоходящий.

                (Иллюстрация Человек прямоходящий)

Человек прямоходящий или питекантроп. Он был значительно выше и сильнее своего предшественника. Из собирателя и ловца мелких животных, лишь изредка добывающих крупных подранков, Человек прямоходящий стал активным охотником на самую крупную дичь, вплоть до слонов и носорогов. Широко использовались коллективные облавные охоты, применяли огонь. Существенно улучшилась техника выделки каменных орудий. Применялись уже камни, заостренные с обеих сторон, ручные рубила. Орудия уже приобретают стандартную, устоявшуюся форму.

У человека прямоходящего уже начала развиваться членораздельная речь.

Впоследствии Человек прямоходящий вымер. Однако он дал начало третьему виду людей- Человеку разумному. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к этому виду. Конечно, Человек разумный не сразу стал таким, какой он сейчас. В прошлом существовало несколько форм  этого вида, среди которых наиболее известны Неандерталец и Кроманьонец.

                  (Иллюстрация Неандерталец)

Примерно 70 тыс. лет назад в Европе появился первый представитель Человека разумного- неандерталец. По сравнению со своими предшественниками он был более рослым, со значительно более развитым головным мозгом. Свое название он получил по реке Неандерталь в Германии, на берегах которой впервые были най дены его ископаемые остатки.

Неандертальцы широко пользовались огнем и были искусными и смелыми охотниками на самых крупных зверей.

                 (Сцена охоты неандертальцев)

Неандертальцы охотились на живших в то время в Европе северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов и пещерных медведей. Одолеть таких крупных животных в одиночку было очень трудно, поэтому на охоту отправлялись большими группами. Обладая развитой речью, неандертальцы умело координировали свои действия.

Несмотря на  звероподобные черты, они создали зачатки культуры. Неандертальцы хоронили своих близких , украшая могилы рогами горного козла и даже цветами.

                  ( Иллюстрация Жилище неандертальца)

Неандертальцы населяли Европу в один из самых суровых периодов- во время последнего оледенения. Поэтому они шили одежду из звериных шкур и спасались от холодов в пещерах или в сделанных из шкур убитых зверей жилищах. Свои жилища неандертальцы обогревали огнем. И днем и ночью огонь старательно поддерживался.

                   (Иллюстрация Стоянка Неандертальцев)

Кроманьонец жил позже неандертальца и был уже очень похож на современного человека.

                    (Иллюстрация Кроманьонец)

Человек современного типа появился на Земле около 30 тыс. лет назад. Впервые его ископаемые остатки были найдены в гроте Кроманьон во Франции. Поэтому его и назвали кроманьонцем. По сравнению с неандертальцем, которого он заменил, кроманьонец был более рослым и у него был лучше развит головной мозг.

У кроманьонцев была хорошо развитая общественная жизнь. Они жили семьями. Но так как они начали охотиться группами, то им пришлось объединиться в племена. Постепенно они создали более совершенные каменные орудия и новое оружие. Они научились вырезать копье из рога и кости. Они также изобрели стрелы для ружей. Женщины научились обрабатывать шкуры и шить из них одежды иглами из кости. Как мы видим, эти люди обладали интеллектом и достигли высокой стадии развития.

                  (Иллюстрация Жилище кроманьонца)

Кроманьонцы нередко поселялись в пещерах. Но чаще они строили жилища самостоятельно, используя для этого кости и шкуры убитых на охоте животных.

У кроманьонцев появилось первое домашнее животное- собака.

                  (Иллюстрация Наскальная живопись кроманьонцев).

Кроманьонцы были искусными художниками. Стены их пещер покрывали удивительно точные рисунки разнообразных животных и сцен охоты на них.

                  (Иллюстрация Орудия кроманьонцев)

                  

 

         (Размер головного мозга человека и человекообразных обезьян)

         (Скелеты человека и человекообразных обезьян)

         (Сравнение объема головного мозга у разных видов рода человек)

         (Строение тела человека и шимпанзе)

         (Человекообразные обезьяны)

         (Шимпанзе, видео)

 

 

  1. Закрепление знаний.

       Тест № 1   Выбери  один правильный ответ.

 

        1 .Сколько лет назад появились первые люди?

1)  2 млн. лет          2) 65 млн. лет        3) 500 млн. лет             4) 225 млн. лет 

2.   Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

1)  Шимпанзе         2) Гориллы            3) Австралопитеки      4) Дриопитеки

3.  Первые люди относились  к виду:

1)  Человек умелый                    2) Человек прямоходящий

3)  Неандерталец                         4) Кроманьонец

4.  Первые домашние животные появились у:

1) Человека умелого                   2) Человека  прямоходящего

3)  Неандертальца                       4)  Кроманьонца

5. Орудия труда из рогов и костей стали изготавливать:

1) Человек умелый                     2) Человек прямоходящий

3) Неандерталец                          4) Кроманьонец

 

Тест № 2  Задание на соотношение объектов.

1.Установите соответствие

 

1.Использовали природные  орудия

2.Изготавливали каменные орудия

3. Изготавливали орудия из камня, рога и кости

А) Человек разумный         Б) Человек умелый        В) Австралопитек

 

2. Установите соответствие

1. Боялись огня

2. Умели поддерживать добытый огонь

3. Умели сами разводить огонь

А) Человек разумный         Б) Человек умелый         В) Австралопитек

 

Тест № 3   Выбери правильное утверждение:

1.      Дриопитеки- общие предки человека и человекообразных обезьян

2.      Неандертальцы относились к виду- Человек умелый

3.      Первые люди появились на Земле более 10 млн. лет назад

4.      Неандерталец, кроманьонец и современный человек- это разные формы одного вида- Человек разумный

5.      Человек прямоходящий мог пользоваться только природными орудиями труда и боялся огня.

 

        Домашнее задание с. 142-144 учебник, с. 148 рубрика «Подумайте» (устно)

 

                       

 

 

 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн