Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание суффиксов – чик, чек

Фото пользователя Анна Ивановна Плешкова
Submitted by Анна Ивановна Плешкова on Sat, 23/10/2010 - 20:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плешкова Анна Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ Комская СОШ №4
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Познакомить учащихся с суффиксами существительных - чек, - чик- и правилом написания Е и И в суффиксах.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемое оборудование: 

Компьютер; проектор; мультфильм, откорректированный для работы на уроке с помощью программы Windows Movie Maker; слайды, используемые в начале урока и на этапе рефлексии, выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.
 

Краткое описание: 
Задачи: I Образовательные: 1. Актуализировать знание учащихся о суффиксе; 2. Научить рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв И, Е в суффиксах ЧЕК, ЧИК; 3. Дать алгоритм применения правила. II Развивающие: 1. Формировать умение правильно определять букву в суффиксе ЧЕК, ЧИК. 2. Закрепить правописание изучаемого правила. III Воспитательные: 1. Привить интерес к познанию русского языка. 2. Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, посредством использования ИКТ.

Ход урока:
I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
 - В тетрадях с домашним заданием отступаем 2 строчки, записываем число, лексический диктант.
Задание лексического диктанта. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв Ч и Щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
5. Рабочий по проходке горных выработок.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь.
8. Лицо, которое снимает, арендует помещение;
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей.
Слова, которые учащиеся должны были выписать в тетрадь
Перебежчик, бетонщик, подносчик, каменщик, проходчик, наборщик, учётчик, съёмщик, смазчик, банщик.
По окончанию лексического диктанта тетради сдаются учителю на проверку.
III Изучение нового материала.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
( слайд №1)
Задание: запишите первые буквы картинок и получите слово, относящееся к теме нашего с вами урока. (СУФФИКС)
Давайте вспомним, что такое суффикс? (Морфема (значимая часть слова) находящаяся после корня,  перед окончанием. С помощью суффикса образуются новые слова)
(слайд №1 гиперссылка(нижний левый угол)  (1 отрывок из мультфильма))
- Ребята, чтобы помочь Перестукину, мы должны сегодня изучить новое правило, связанное с суффиксами.
-Как вы думаете о правописании каких суффиксов мы сегодня будем говорить? (определяем тему урока) (слайд №2)
-Запишите тему урока в тетрадь:
Употребление суффиксов существительных - чек, - чик.
Чтобы знать какую букву вставить, мы должны знать правило, откроем учебник на с. 234, прочитаем правило.
IV Закрепление изученного материала.
- Правило в учебнике мы прочитали, разобрали его на примерах, теперь используя его, выполним упражнение 692 на  стр. 234
 - Запишем в тетради упражнение 692(выполняем письменно, под диктовку учащегося по цепочке, проговаривая правило; первое слово (для примера) (слайд № 3))

Упражнение 692.
1) Коридор - коридорчика - коридорчик;
2) Кирпич - кирпичика - кирпичик;
3) Мешок - мешочка - мешочек;
4) Горох - горошка - горошек;
5) Заяц - зайчика - зайчик;
6) Порог - порожка - порожек;
7) Барабан - барабанчика - барабанчик;
8) Работник - работничка - работничек;
9) Карандаш - карандашика - карандашик;
10) Сучок - сучочка - сучочек;
11) Цветок - цветочка - цветочек;
12) Дождик - дождичка - дождичек.
-Молодцы, выполнили упражнение. А теперь давайте посмотрим, понял ли это правило Перестукин? (слайд №3) (гиперссылка в левом нижнем углу)
-Молодец, Перестукин, понял правило!!!
V Работа по развитию речи
А теперь вы поработайте самостоятельно на стр. 234 из упражнения 693 выписать любые 6-7 слов, записать их с суффиксами -ик-(чик), -ек-(чек) и составить с этими словами 3-4 предложения.
Выбранные слова: молоток, внук, гвоздь, лист, арбуз, цветок, голос.
Слова с суффиксами: молоточек, внучек, гвоздик, листочек, арбузик, цветочек, голосочек.
Пример предложений:
1. Внучек взял молоточек и забил гвоздик.
2. Я взял листочек и нарисовал на нем арбузик.
3. Красивый цветочек рос у бабушки на окошке.
4.У моей сестры самый тоненький голосочек в хоре.
VI Этап подведения итогов урока
- Ребята, сегодня на уроке мы изучили новое правило, обратите внимание на экран, на нем написаны незаконченные предложения, закончите их.
(слайд № 4)
VII Домашнее задание и его разбор
На стр. 234 § 90 выучить правило, упражнение 693 записать слова с суффиксами -ик-, -ек-, образовав их от всех слов данных в этом упражнении.

ПРИЛОЖЕНИЕ  К УРОКУ


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Учитель в современном информационном обществе - 2010

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн