Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитание информационной культуры учащихся через использование ИКТ в образовательном процессе

 

Воспитание информационной культуры учащихся через использование ИКТ в образовательном процессе

Гребенюк Е. Ф.

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа

[email protected]

 

Современное общество – общество информационное, поэтому социализация человека сегодняшнего дня немыслима без самых совершенных средств информации, которыми является  всемирная информационная паутина – Интернет. Переходный ( подростковый возраст  это наиболее сложный в плане психического развития  человека период.  От формирования у молодых людей таких личностных качеств, как воля, социальная зрелость, уровень притязаний, активность, и инициативность, зависит развитие системы социальных ценностей в последующие годы. Переживая сложный  этап физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него  в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интернета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план.[1]  Подростки  живут в виртуальном мире, но еще не способны дифференцировать информацию, отделять полезное  от вредного. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно воспитывать информационную культуру молодежи через призму уроков, воспитательных мероприятий и четко организованной работы школьной библиотеки  с широким привлечением новейших  информационных технологий.  Понятие информационной культуры личности включает в свой состав содержание понятия « информационная грамотность» и дополняет его понятием « информационное мировоззрение». Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем,  куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационная грамотность - это организация информационных процессов: владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информационных данных методами анализа и синтеза информации. Информационное мировоззрение  включает мотивацию учащихся на изучение информационной грамотности. Безусловно, формирование информационного мировоззрения требует овладения информационной грамотностью и, прежде всего, компьютерной, а также основными правилами поведения в компьютерной сети. Уже в  седьмом классе на уроке обществознания в рамках темы: «Что значит жить по правилам» учащимся предлагается памятка «Сетикет», где изложены элементарные правила этикета в сети Интернет. Однако следует отметить, что процесс формирования информационной культуры личности требует длительного и системного подхода. Именно поэтому проблема информационной грамотности вышла далеко за рамки государственных границ и приобрела глобальный характер. Об этом свидетельствует  издание ряда документов:  Всемирного информационного саммита ( Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г.)  В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА состоялся Открытый форум ЮНЕСКО, где наряду с другими важными направлениями получило развитие и продвижение информационной грамотности. В России идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности хорошо известны, признаны и одобрены[2]. Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход.  Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др. Между тем,  следует отметить, что межпредметные связи и возможности интегрированных курсов позволяют в большей степени достигнуть желаемого результата. С их помощью можно содействовать оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных гуманитарных предметов (литературы, истории и др.), так и специальных (документоведение; информатика и др). К примеру, можно предложить при составлении презентации по какому-либо предмету оценивать не только содержание (раскрытие темы), но и список литературы, умение творчески переработать информацию и оформление работы – учащийся, таким образом, получает две оценки. Одновременно в процессе обучения логично применять интерактивные, диалоговые технологии, позволяющие усваивать знания и развивать познавательные процессы в ходе совместного рассуждения, формировать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам. Немаловажная роль в формировании информационной грамотности учащихся  принадлежит школьным библиотекам. Одним из наиболее перспективных направлений работы  со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий и сервисов Web 2.0, что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки групповой работы и  сотрудничества,  навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников[3]. Именно поэтому существование в образовательном учреждении медиатеки открывает широкие перспективы работы с учащимися в данном направлении. Кроме этого на сегодняшний день  разработан курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина), составляющей частью которого является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

 – повышение актуальности и новизны содержания;

- электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

 --  использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто .

_ воспитание эстетических качеств личности.

Так  например,  составление электронных открыток к празднику День именинника, дает возможность ребенку проявить творческий подход в выборе фона, элементов рисунка,  музыкального оформления, содержания текста и т. д.. Это формирует эстетический вкус, позволяет самостоятельно осваивать азы компьютерной грамотности.

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе,  Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы: презентации выставок по темам; интеграционные научные конференции; обзоры; лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства. Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.  Таким образом, формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Информационная культура  должна заложить основы информационного мировоззрения, вооружить ребенка методологией и методикой работы с информацией, преподать ему азы философии информационного общества, помочь органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом.

 

 

 

 

Литература

1.       С. В. Фадеева  «Психолого- педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков» // Журнал «Воспитание школьников» № 10 2009 г. стр. 23.

2.       Н. И, Гендина «Можно ли изменить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования» // Журнал «Школьная библиотека» № 8-9 2008 г.  стр. 100 -101

3.       В. Б, Антипова «Информатизация школьных библиотек как условие соответствия инициативе  «Наша новая школа» // Журнал  «Школьная библиотека» №3-4 2010 г. Стр. 81.

 



[1] С. В. Фадеева  «Психолого- педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков» // Журнал «Воспитание школьников» № 10 2009 г. стр. 23.

[2] Н. И, Гендина «Можно ли изменить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования» // Журнал «Школьная библиотека» № 8-9 2008 г.  стр. 100 -101

 

[3] В. Б, Антипова «Информатизация школьных библиотек как условие соответствия инициативе  «Наша новая школа» // Журнал  «Школьная библиотека» №3-4 2010 г. Стр. 81.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн