Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок «Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя милая мамочка…»

Submitted by Александра Владимировна Вишнякова on вс, 07/11/2010 - 16:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вишнякова Алесандра Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №35" г.Саранска, учитель русского языка
Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Учить овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, учить свободно говорить и писать на заданную тему.
Краткое описание: 
Урок развития речи, подготовка к домашнему сочинению описанию с включением повествования о маме

Урок «Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя милая мамочка…»

Цели:

1. Продолжить языковое развитие учащихся и их логического мышления.

2. Учить овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки грамотного

письма, полноценного восприятия звучащей речи, учить свободно говорить и писать на

заданную тему.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи.
  4. Подготовительная беседа к сочинению.
  5. Физкультминутка.
  6. Орфографическая и пунктуационная работа.
  7. Заключительная беседа.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент Слайд1.

2. Вступительная беседа

 (Звучит музыка «Утро» Пер Гюнт, сюита №1, соч.46)

Сегодня у нас обычный и вместе с тем особенный урок, потому что мы будем готовиться к сочинению и  будем говорить о самом дорогом нам человеке. Слайд2.

Простыми, добрыми словами поговорим сегодня мы о маме.

Есть много разных праздников, веселых и торжественных,

Профессиональных праздников и праздников божественных.

Есть женский день весною,

А этот пал на осень.

Просить тепла у солнца? Да нет, мы не попросим. Ведь наше солнце – мама!

И с нами мамы рядом!

Попробуйте на минуточку закрыть глаза и вспомнить свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама»…

Почувствовали, как на душе стало тепло…

? Как вы думаете, почему? (потому что мама любит меня…)

Слайд 3:

Чтение учителем высказывания о маме Н. Некрасова:

«Мама! Сколько в этом слове света, нежности, доверия, души. Нет ничего святее слова «мама». Оно рождается как бы вместе с нами. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет».

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела Вас! Как счастливо светились её глаза! На Вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год, время Вашего рождения, Ваш вес. Вы были совсем крошечными.

 Мама ждала, когда же принесут Вас кормить. Ей хотелось смотреть на Вас долго-долго…

И сейчас,  когда Вы стали  взрослее, мамы также любят Вас и будут любить, сколько будут жить на свете…

3. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи. Слайд 4,5:

Тема нашего урока «Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя милая мамочка…». К нему мы начали готовиться заранее: провели  конкурс чтецов «Мама», оформили газету-интервью «Маму я свою люблю потому, что…», обсуждали рассказы писателей по данной теме, подготовили выставку рисунков «Моя мама», наблюдали за мамой дома и т. д.

            Вы должны рассказать о своей маме, создать ее словесный портрет, а для этого нам нужно выбрать самое главное.

На уроке необходимо отобрать накопленный материал с учётом темы и основной мысли вашего рассказа, упорядочить, привести в систему мысли,  итогом долгой и плодотворной работы будет домашнее сочинение.

 

4. Подготовительная беседа

 Эпиграфом урока взяты слова из рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»

а) выразительное чтение учителем рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»:

«В толпе на улице заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая твоя мама?». А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».

б) обращение к эпиграфу урока: «Моя мама лучше всех!» (Л. Н. Толстой) Слайд 6:

? А как вы объясните, что обозначает слово «мама»? (уч-ся рассуждают)

Мы выслушали ваши рассуждения. А теперь давайте обратимся к словарям.  В. И. Даль так трактует  слово «мама»: «Мать – та, которая даёт жизнь (женщина)»

Слайд 7.

А Ожегов в своём словаре пишет: «Мать – женщина по отношению к своим детям»

Слайд 8.

Мама – это самое прекрасное слово на Земле, первое, которое произносит человек.

Слайд 9:

А) Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения Р. Гамзатова «Мама»


Воспеваю то, что ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово  это -  зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.


Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

Б) Вспомните, пожалуйста, пословицы о маме. Слайд 10:

 

- Сердце матери лучше солнца греет.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Птица рада весне, а младенец матери.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много он выпадает, да скоро растает.

- и т. д.

В) выразительное чтение учащимися стихотворений о маме

Тема матери нашла отражение в творчестве большинства русских поэтов.

Представляю слово победителям конкурса чтецов стихотворений о матери:

Мама


Подумай…

Подумай…

Вновь задай вопрос

Той, что с тобой,

Той, что вскормила.

Подумай…

Мир не так уж прост,

И не легко познанье мира.

Всему

приходит в жизни срок –

Шагай уверенно

и прямо.

Как много впереди дорог…

Как хорошо, что рядом мама.

(Т. Егоров)


 

Мама


Голос мамы так певуч,

Ласковый и мудрый,

Словно первый нежный луч

Начинает утро!

Мамы добрая рука,

Если загрустил я

Прикоснётся,

так легка

И подарит крылья!

Пробуждается сирень…

И поёт капель!

-Дзень, дзень… –

Тоненькою скрипкой.

Светит каждый вешний день

маминой улыбкой!

(Раим Фархади)

 


 

 


Мать


Бедный мальчик! весь в огне,

Всё ему неловко!

Ляг на плечико ко мне,

Прислонись головкой!

Я с тобою похожу…

Подремли, мой мальчик,

Хочешь, сказочку скажу:

Жил-был мальчик с пальчик…

Нет! не хочешь?... сказки – вздор,

Песня лучше будет…

Зашумел сыр-тёмен бор,

Лис лисичку будит;

«Во сыром бору» поёт

Мать и ходит, ходит…

Тихо, долго ночь идёт…

Ночь уж день выводит.

Мать поёт… рука у ней

Затекла, устала,

И не раз слезу с очей.

Бедная роняла…

И едва дитя в жару,

Вздрогнув, встрепенётся,

«Во темном-сыром»

Снова раздаётся…

Отклони удар, уйди,

Смерть со своей косою!

Мать дитя со своей груди

Не отдаст без бою!

(А. Майков)

 


 

Г) Выразительное чтение учащимся стихотворений о маме собственного сочинения

А сейчас я хочу пригласить сюда наших  «классных» поэтов, которые сами сочинили стихи о самом близком человеке – маме.

Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на всех языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах мира отмечают День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, говорят комплименты.

? Как вы думаете, что такое комплимент?

Слайд 11 :

(Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв)

? А теперь я прошу вас вспомнить те комплименты, которые вы дарили своей маме, когда продолжили фразу  «Маму я свою люблю потому, что…».

Слайды 12-18 

 

5. Физкультминутка

Каждый из вас принес на урок нарисованное сердце с написанным пожеланием своей маме. Встаньте, ребята. Возьмите сердца  в руки, поднимите их к солнышку, пусть добавится в них солнечного  тепла. А теперь, вытянув руки перед собой, повернитесь друг к другу, покажите сердечки, прижмите их к груди и улыбнитесь.

 

6. Орфографическая и пунктуационная работа

Для того, чтобы грамотно написать своё сочинение, нам необходимо повторить ряд орфограмм, пунктограмм.

а) работа со словом Слайд 19:

Для начала давайте обратимся к словам- комплиментам, прочитаем их хором и постараемся запомнить их правописание:

Справедливая, терпеливая, ласковая, заботливая, таинственная, хозяйственная, понимающая, трудолюбивая, доброжелательная, добродушная, лучшая, чудесная.

б) орфографическая работа учащихся по карточкам у доски

Карточка № 1

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова?

Р…ботать, г…товит, п…суда, х…зяйка, вс…гда.

Карточка № 2

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

В…сёлая, кр…сивая, м…л…дая, д…рить, цв…ты.

Карточка № 3

Вставить нужное окончание, правильно согласовав имя существительное с именем прилагательным.

Чутк…. сердце, хорош…. хозяйка, нежн.... руки, верн…. друг, надёжн…. человек.

Карточка № 4

Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

(По)могает, (пре)красная, (не)повторимая, (за)мечательная.

в) пунктуационная работа учащихся «на месте»

Составить словосочетания со словами : мама, заботиться.

г) разбор предложения по членам предложения: Мама  всегда поможет мне в трудную минуту.

Эти слова, словосочетания, предложения учащиеся могут использовать в своём сочинении.

 

7. Заключительная беседа

(Звучит музыка «Мой ласковый и нежный зверь»)

Слайд 20 :

Ранним утором поднимаются ваши мамы. Надо и домашние дела переделать, и на работу не опоздать. У них золотые руки, а ещё у них самое верное и чуткое сердце. Заболеете – мамы вас вылечат, загрустите – развеселят, а если станет страшно – обязательно успокоят и спасут.

Мам надо радовать примерным поведением, хорошими отметками, часто говорить им о своей любви и ничем не расстраивать. А если уж случилось, что ненароком обидели вы маму, то не стесняйтесь попросить прощения.

Морщинки на лицах ваших мам появляются оттого, что вы их чем-то огорчили. Вам хочется видеть их всегда молодыми, весёлыми, жизнерадостными. А чтобы мамы не уставали от дел, им надо обязательно помогать. Мамы вас любят такими, какие вы есть, но самое заветное мамино желание – видеть вас здоровыми, добрыми, умными.

Давайте вместе прочитаем стихотворение. Я буду читать строчки поочерёдно, а вы хором говорите завершающее слово:

Слайд 21:


Солнце ярче для меня – мама!

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

В небе яркая звезда – мама!


Как был прав М. Горький, когда писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери  нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира от матерей»

Просмотр выставки «Я рисую свою маму».

8. Подведение итогов

Много слов сегодня было сказано о маме: читали стихи, дарили комплименты. Также вы за мамой наблюдали дома… А сейчас приступим к главному этапу нашей работы – написанию сочинения на тему «Моя милая мамочка…».

? Какую основную задачу вы поставите перед собой при написании данной творческой работы?

(рассказать о своей маме)

Правильно, рассказать о своей маме. Но вы должны не просто рассказать о своей маме – какая она по характеру, описать внешность, где работает, чем любит заниматься, но и показать, что мама – главный человек на свете, к тому же ваша – лучше всех.

9.Домашнее задание Слайд 22

Поздравить мам, бабушек с Днём Матери. Написать сочинение.

 
Прикрепленный файл Size
Моя милая мама.ppt 2.54 MB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн