Видео смотреть бесплатно

Смотреть без регистрации видео

Официальный сайт printclick 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческой лаборатории А.С. Пушкина)

Фото пользователя Галина Алексеевна Пак
Submitted by Галина Алексеевна Пак on Tue, 08/02/2011 - 15:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пак Галина Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 5" МО "Ахтубинский район"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. закрепить сведения о стихотворной речи (ритм, рифма, размер) на примере стихотворений А.С. Пушкина; 2. развивать творческие способности обучающихся; 3. содействовать воспитанию любви к поэзии А.С. Пушкина.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.П. Полухина, Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература» 6 класс, Москва, «Просвещение», 2008  г.

Используемая методическая литература: 

1.      Даль В.И. Записки о Пушкине: [Подробности поединка в Кишиневе]//Бартенев П.И. О Пушкине. – М., 1992. – С. 421-422.

  1. Гордин А.М. Вечер у «Жуковского… у Одоевского… у Карамзиной» //Гордин А.М. Пушкинский век. – СПб., 1995. – С.231-241

3.      Лицей. 1811-1817г. //Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 1984. – Гл. 2. – С. 39-64.

  1. Пушкин А.С.

       Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература,   1987.

5.      Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. – М., 1989. – С. 42-43.

  1. Смольников И.Ф. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. – М.: Мысль, 1991. – 271 с.
  2. Тынянов Ю.Н.

        Пушкин:   Роман/ Послесл.  Б.Костелянца. -     М.: Художественная литература,   1987.

8.      Юрьева И. Детская пушкинского Дома. Захарово //Наше наследие. - 1998.- №2.- С. 131-139.

 

.

 

Используемое оборудование: 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка сборников стихотворений А.С. Пушкина
  3.  Иллюстрации из альбома «А.С.Пушкин»
  4. Чернильница с пером
  5. Мультимедиа

На  доске  написаны   эпиграф, слова - термины.

Словарь: лира, муза, ритм, рифма, ямб, хорей.

              

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

                                                                                  И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. 

                                                                               Хорошие стихи не так легко писать.                                                       

                                                                                      

А.С. Пушкин. «К другу стихотворцу»

 

 

Краткое описание: 
Литература – не только предмет, но и учебник жизни. Именно литература призвана расширить и обогатить нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка путём приобщения к чтению, к искусству слова. Как же развить у современного школьника в век компьютеризации интерес к литературному творчеству? Несомненно, готовясь к уроку, учитель должен избегать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. В поле внимания должны оказаться наряду с эстетической природой художественного произведения, авторским отношением к окружающему миру ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. Уроки литературы должны стать уроками нравственности. Удивить сегодняшнего школьника трудно. Необходимо учитывать мир его интересов, вовлекать в процесс сотворчества, соавторства, соучастия. Нестандартные формы урока, новый подход к трактовке темы урока, отбор материала для изучения произведения - всё это позволяет учителю организовать творческий процесс изучения искусства слова, сделать живым и действенным фактором эстетические и нравственные ценности, заложенные в произведении. Вниманию коллег предлагаются нестандартные подходы к урокам литературы по творчеству А.С. Пушкина.

I   ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

 

  Учитель. Сегодня наш урок посвящается замечательному русскому поэту, которому 6 июня 2009 года исполняется 210 лет со дня рождения.

Перед вами выставка сборников стихотворений А.С. Пушкина. Творчество его обширно и многогранно. Он создал произведения и для детей, и для взрослых.

                   А легко ли писать стихи? Как Пушкин работал над своими стихами? Об этом сегодня наш разговор. Эпиграфом  к уроку буду строчки из стихотворения А.С. Пушкина

 «К другу стихотворцу» (чтение эпиграфа).

                  

 Эти строки  написаны в 1814 году, когда будущий поэт учился в лицее,  и было ему всего 15 лет. Это его первое стихотворение, опубликованное в журнале «Вестник Европы».

 

Используется мультимедиа.  На экране – иллюстрация обложки журнала «Вестник Европы».

 

 

   Но юный Пушкин не подписался под ним, а зашифровал свою фамилию в буквах Н.К.Ш.П. (В обратном прочтении с добавлением гласных -  Пушкин).

Вопрос к классу. Что это означало? Почему так поступил юный поэт?

 

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель. Когда же Пушкин стал писать стихи?

Чтец 1. Я мирных  звуков наслажденья

              Младенцем чувствовать умел,

              И лира стала мой удел.

                                            («Дельвигу»)

Учитель. В стихах Пушкина часто встречаются слова «лира»,  «муза». Что они означают?

 

Работа справочного бюро. Обучающиеся подготовили сведения о значении слов «лира»,  «муза».

Лира – древнегреческий струнный инструмент, который считается символом поэтического творчества, вдохновения.

Муза -  1. в греческой мифологии: одна из девяти  богинь, покровительниц искусств и наук; 2. источник поэтического вдохновения,  а также само вдохновение, творчество.

 

Учитель. Ю. Тынянов в романе «Пушкин» вот как  рассказывает о первых шагах в поэзии мальчика Пушкина  (часть1, глава 9  стр. 157 – 161 ).

   ( Тынянов Ю. Н./ Пушкин - Москва «Художественная литература», 1987)

Вопросы к классу. О чём говорит эта история?

                                 Почему так поступил маленький Пушкин?

Учитель. Конечно, Пушкин не осознавал себя ещё поэтом, но уже  в эти годы он понимал, что «хорошие стихи не так легко писать». Пушкин был требователен к себе, к своим стихам, по несколько раз переделывал ту или иную строчку. Вот почему он напишет:

Счастлив, кто,  ко стихам не  чувствуя охоты,

Проводит тихий век без горя,  без заботы.

 

Используется мультимедиа.  На экране – иллюстрации «Работа  Пушкина над стихами»

 

Учитель.  Каждый ли человек может писать стихи?

Чтец 1. Дана  мне лира от богов,

              Поэту дар бесценный;

              И муза верная со мной:

              Хвала тебе, богиня!

 

Учитель. Возможно,  и у вас есть «божий дар»? Прочтите свои стихи.

     (Дети  читают стихи собственного сочинения)

 

III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель.  О таланте юного Пушкина  учителя и ученики узнали на уроке словесности. Тогда  на этом уроке не только читали произведения, но и писали стихи. А писать стихи  в начале ХIХ  века хотели все, и у многих это получалось.

 

Ученик. Но войдём в класс словесности и услышим профессора Кошанского: «Сегодня будем пробовать перо! Опишите розу».  По воспоминаниям друга Пушкина,

И.И. Пущина, у многих лицеистов ничего не получалось, а Пушкин быстро написал четверостишье, но оно не сохранилось.

 

Учитель. В Лицее было написано А.С. Пушкиным 132 стихотворения. Его друзья понимали, что среди них растёт настоящий поэт. Осознавал уже это и сам Пушкин.

Чтец 2.        В углах  лицейских  переходов

               Являться  Муза  стала мне,

               Моя  студенческая  келья,

            

              

               Доселе  чуждая  веселья,

               Вдруг  озарилась,  Муза  в  ней

               Открыла  пир  своих  затей;

               Простите,  хладные науки!

               Простите,  игры  первых  лет!

               Я изменился,  я  поэт.

 

Учитель. Но каждый поэт, помимо дара божьего, должен знать законы стихотворчества, стихотворной речи, которая отличается от прозы. Чем же отличается стихотворная речь? Обратимся к справочному бюро.

 

Работа справочного бюро. Ответы  обучающихся.

  1. Ритм – равномерное чередование каких - нибудь  элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии чего - нибудь.

2.  Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Рифмы бывают  смежные, перекрестные, кольцевые.

3.      Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

       

              '  /       '  /     '/     

  1. Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

 

            '    /     '    / '    /     

 

Учитель. Как вы думаете, легко ли давались рифмы Пушкину?

 

Чтец 3.     Рифма,  звучная подруга

                  Вдохновенного досуга,

                  Вдохновенного  труда,

                  Ты умолкла,  онемела;

                  Ах,  ужель  ты  улетела,

                  Изменила  навсегда!

 

Учитель. Откройте учебники. Найдите рифмы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро»,  «Мой первый друг… ,  «Узник». Определите размер стиха.

 

Самостоятельная работа. Запись ответов в тетради.

Проверка выполненных работ.

 

Учитель. Сейчас игра  «Угадай рифму». Перед вами  на карточках строки из стихов  А.С.Пушкина, в которых пропущены рифмы. Вам нужно дописать рифмы. При проверке узнаете, совпадут ли ваши рифмы с замыслом поэта.


  

 

 

  Карточка 1                                                         

      По небу крадётся луна,                                          

На холме тьма седеет,

На воды пала        ….         (тишина)

С долины  ветер  ….         (  веет)

 

Карточка  2.

В светлой горнице , кругом

Лавки,  крытые   …….       (ковром)

Под  святыми стол  дубовый,

Печь  с лежанкой   ……  (изразцовой)

 

  

 

 

 

  Карточка  3.

      Бог помочь  вам,  друзья  мои,

И в бурях,  и  в житейском  горе,

В краю  чужом,  в  пустынном  (море)

 

И  в  мрачных  пропастях    (земли)

 

      Карточка 4.

Яснели  холмы  и  леса,

И  просыпались       ….  (небеса)

Ещё  в  бездейственном  покое

Дремало  поле       ….      (боевое)

 

                   

 

 

Карточка  5.

Балда,  с попом  понапрасну  не споря,

Пошёл,  сел  у  берега  …… (моря)

Там он стал верёвку крутить

Да конец  её  в  море         (мочить)

 

Карточка  6.

Богами вам  ещё  даны

Златые  дни,  златые  ночи

И томных  дев  устремлены

На  вас  внимательные  ….. (очи)

 

Карточка 7.

Уж всадников  не  видно  боле.

Но  долго  всё  ещё  глядит

Великий  князь  в  пустое  …… (поле)

И думой им вослед        …….    (летит)

 

 

      Карточка  8.

Цветы  последние  милей

Роскошных  первенцев  …..    (полей)

 

Карточка  9.

Моя  прекрасная  Людмила,

По  солнцу  бегая  с  утра,

Устала, слёзы  …….      (осушила),

В  душе  подумала  ….. (пора)

 

      Карточка  10.

И никто  с  начала  мира

Не  видал  такого   ……. (пира),

Я там  был,  мёд,  пиво  пил,

Да усы лишь       …….     (обмочил).

 

 

Карточка 12.

И  снится  вещий  сон  герою:

Он  видит,  будто  бы  княжна

Над   страшной   бездны    (глубиною)

Стоит  недвижна  и          ….   (бледна)

 

      Карточка  13.

     Луна  чуть  светит  над  горою;

     Объяты  рощи  …….   (темнотою),        

     Долина  в  мёртвой  тишине.

     Изменник  едет  на  ……     (коне).

 

Карточка  14.

Любезный  именинник,

     О  Пущин  дорогой!

Прибрёл к  тебе     …..  (пустынник)    

С   открытою    …….          (душой).

             

      Карточка  15.

Сквозь  волнистые  туманы

Пробирается   луна,

На  печальные     …..          (поляны)

Льёт  печально  свет ….     (она).

   

       Карточка 16.

Мать  и сын  теперь  на  воле;

Видят  холм  в  широком   ….   (поле);

Море  синее  кругом,

Дуб  зелёный  над  …..          (холмом).   

 

Карточка  17.     

Бледнела  утренняя  тень,         

Волна сребрилася  в  потоке,

Сомнительный  рождался    (день)

На  отуманенном     …..      (востоке).            


 

      Карточка  11.                                                            Карточка18.

      Но , помня  тайный  дар  кольца,                            Сын  подумал:  добрый  ужин

      Руслан  летит  к  Людмиле  спящей,                       Был  бы  на , однако,…..(нужен).

Её  спокойного  …..                   (лица)                    Ломит  он  у дуба сук

Касается  рукой   ….        (дрожащей).                    И  в   тугой  сгибает       (лук).

 

Самостоятельная работа (обучающиеся работают в парах).

Самопроверка (учитель раздаёт ответы – отгадки).

 

IV  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА

Учитель.  Подводим  итоги игры: у кого совпали  рифмы  с замыслом поэта.

                  (Ответы обучающихся).

                   Теперь, конечно,  вы убедились в том, что «хорошие  стихи  не  так   легко писать». Я буду рада, если вас этот урок вдохновит на поэтическое творчество, на такое,   о  котором  писал в стихотворении «Осень»  (1833 год) А.С. Пушкин:

      И  мысли  в  голове  волнуются  в  отваге,

И  рифмы  лёгкие  навстречу  мне  летят,

И  пальцы  просятся  к  перу,  перо  к  бумаге,

Минута  -   и  стихи  свободно  потекут.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: «ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческо


Спасибо за прекрасный урок. Творческих успехов Вам, Галина Алексеевна! Жду новых разработок.

Комментарий был изменен с момента создания (ahsp251, чт, 10/02/2011 - 01:48).
Журбина В.В.



Фото пользователя Анаида Заярнова

На: «ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческо


Галина Алексеевна!Спасибо за прекрасный урок! Насыщенный и познавательный материал поможет в создании очень интересного урока! Ждем еще интересных идей!С уважением Анаида Арушановна!



 Сообщество "Ахтубинский словесник"

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно