В поисках современных подходов к обучению я ознакомилась с технологией встречных усилий учителя и ученика. Необходимо отметить, что приемы этой технологии оказывают неоценимую помощь в нахождении общего языка, поиске приемлемых решений, вызывают у детей интерес, заставляют их мыслить: конкретизировать, сравнивать, анализировать и синтезировать, обобщать и строить умозаключения.
Действительно, без усилий невозможна активная познавательная деятельность, сознательное участие, взаимодействие учителя и ученика. При данной технологии ученик изначально поставлен в такие условия, при которых он должен приложить определенные усилия в процессе обучения. Педагог со своей стороны должен не только замечать эти усилия, но и поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Покажу в таблице этапы и соответствующие им приемы.
Таблица 1. «Мозаика встречных усилий учителя и учащегося»
Этапы урока
|
Педагогические приемы
|
1
|
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»
|
«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.
|
2
|
Контрольно - подготовительный этап: опрос по предыдущим темам
|
«Лови ошибку», «Опрос кроссворд», «Согласен - не согласен» и др.
|
3
|
Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.
|
«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю» и др.
|
4
|
Этап «Сотворчество»; сведение воедино усилий всех участников.
|
Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.
|
5
|
Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.
|
«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и
др.
|
Фрагменты уроков географии, построенных по технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Первый этап - разминка - цель которой, создать эмоциональный настрой;
Приемы данного этапа:
Прием 1.«Отсроченная отгадка» В начале урока предлагаю учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над темой. На доске пишу «Шепот звезд. Что это такое?» Дети молчат: в классе непонимание. А я говорю: «Да здесь же все ясно!». Когда дети изучили тему «Климат Антарктиды», они сами в конце урока возвращаются к фразе и говорят: «Это же просто!».
/В Антарктиде очень низкие температуры. В воздухе выдыхаемые человеком пары, моментально кристаллизуются и при движении сталкиваются, как бы шуршат. Это шуршание и назвали «Шепот звезд»./
Прием 2. «Эпиграф» Ребятам предлагаю осмыслить текст, записанный на
доске, и подумать, как он может быть связан с новой, неизвестной пока
ученикам темой «Могущество России будет прирастать Сибирью» /М.В.Ломоносов/.
Тема « Природные ресурсы Сибири», 8 класс. «Артерия земли русской». Тема «Реки России», 8класс.
«Вся вселенная обширность единому взгляду повергает» /М.В.Ломоносов/. Тема «Что изучает география», 6 класс.
«Чудо природы во всех отношениях» /Л.С.Берг/.
Тема «Байкал - жемчужина Сибири», 8 класс.
Вначале можно услышать самые разнообразные версии того, какая тема урока. Главное - вернуться к версиям и предложениям учащихся в конце урока и дать оценку своей догадливости, воображению.
Прием 3. «Погружение» проводится по « учебной цепочке», при этом возможны варианты.
Вариант 7.Учащиеся один за другим дают характеристику какого - либо явления, вспоминая, что они знают о нем. Ученики не сразу могут вспомнить существенные характеристики, поэтому я им помогаю, уточняю. А в ходе уточнений у детей всплывают важные детали, которые потом обобщаются. Но необходимо подчеркнуть при этом, как много уже знают дети. Вариант 2. Я начинаю задавать вопрос по теме, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Чтобы не затянуть урок, можно ограничиться «цепочкой учащихся» одного ряда. Оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество.
Второй этап - контрольно - подготовительный, где создается основа для дальнейшего продуктивного усвоения учебного материала. Прием 1. «Лови ошибку» Я намеренно допускаю ошибку, а учащиеся не соглашаются с суждением определенным условным знаком - поднятая вверх рука с открытой ладонью. При этом я разрешаю рассуждать вслух, тем самым побуждая их к поиску правильного решения /можно в виде тестирования/. Калифорния - «горячий горн», поэтому самое жаркое место на планете в Калифорнии.
/Африка. Ливийская пустыня/
Очень много грузов перевозится российским авиатранспортом. Авиационный транспорт является ведущим в России. /Железнодорожный/ Прием 2. «Опрос - кроссворд» Даю ребятам заполнить кроссворд по изучаемой теме, заранее подготовленный. Но часть понятий кроссворда относится к новой теме. Дети сначала возмущены, но затем посовещавшись в паре, группе, преодолевая трудности, сами находят решение, используя при этом различные дополнительные источники информации.
Прием 3. « Повтор с расширением» Ребята самостоятельно готовят вопросы или задания, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. Я отвечаю на них /не обязательно на все/, на часть вопросов дети ответы ищут дома, самостоятельно. Дети соперничают: кто нашел ответов на большее количество вопросов.
Прием 4. «Согласен - не согласен» Работа проходит в форме диалога. Ребята обращаются друг к другу или ко мне с тезисами, которые можно принять или не принять. Например: «Я утверждаю, что меридиан - это линия, проведенная на карте или глобусе»
«Не согласен / - на/. Меридиан - это линия, проведенная от южного полюса до северного»
«Согласна, но есть уточнение, меридиан - это кратчайшая линия между полюсами».
Проводя такой диалог, советую, ограничить тематику, чтобы дети долго не придумывали вопросы. Иногда даю задание - заранее подобрать не менее 5 тезисов. В результате данного приема можно сделать вывод о степени усвоения материала по характеру выбираемых учащимися тезисов.
Третий этап - вызов, цель которого - создание ситуации преодоления: учитель или ученик ставит сознательно себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий.
Прием 1. «Цель и цели» Я сообщаю тему и основную цель урока, предлагаю учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели урока. Поэтому ребята активно включаются в любые виды деятельности. Главное - вернуться к целям, поставленными ребятами на заключительном этапе урока.
Например, тема урока: « Грибы Красноярского края», 6 класс, цель: ознакомить учащихся с многообразием мира грибов.
Ребята на уроке озвучили следующие цели:
1. «Хочу узнать, какие грибы на станции Абалаково самые вкусные?»
2. «Хочу уметь отличать ядовитые грибы от съедобных»
3. «Хочу понять, что такое грибы - растения или что - то другое?»
И хотя не все дети могут поставить и озвучить цель, но радует тот факт, что они с активностью включаются в работу.
Прием 2. «Вопросы к тексту» Более всего уместно при изучении общих и вводных тем. Каждому ученику раздаю краткий конспект сообщений по изучаемой теме. Ученики текст прорабатывают, а на полях ставят условные знаки: «+» известные факты, «=» хотелось бы подробнее, «?» нуждаюсь в дополнительных разъяснениях.
При данном приеме происходит активная оценка собственного опыта ученика.
Ребята с большим интересом советуются друг с другом, консультируются со мной.
Прием 3. «Знаю не знаю» После знакомства с темой каждый ребенок заполняет таблицу
«Знаю/ Не знаю/Хочу знать». Из данной таблицы я вижу, на каком уровне находятся знания каждого ученика, каковы его запросы.
Например, после изучения темы «Австралия», 7 класс, была заполнена таблица так:
Знаю
|
Не знаю
|
Хочу знать
|
Австралия - удаленный материк
|
Почему не было ни одного одомашненного животного?
|
Правда, что на гербе Австралии изображен кенгуру?
|
Рельеф равнинный
|
Какая гора на юге Австралии?
|
Как надолго исчезают реки и озера?
|
5
Много сумчатых, особенно кенгуру
|
Где живут аборигены?
|
Почему Австралия заселялась убийцами, бандитами из Англии?
|
Реки - крики
|
То чего не знаю.
|
Озеро Эйр хотели убрать с карты
|
Четвертый этап - сотворчество, где просматривается поддержка активности, интереса, усилий ребят.
Я на этом этапе выступаю в роли организатора, координатора, а в конце этапа -в роли руководителя.
Прием 1. «Деловая игра» Провожу ее в разных вариантах. Вариант 1. «Машина времени», то есть события оцениваются с двух позиций: современной и исторической эпохи. Наиболее легко кладутся темы
1. «Географическая карта»
2. «Географическое положение России»
3. «История открытия и исследование материка» /любого/
4. «Рельеф»
5. «Глобальные проблемы человечества» При использовании данного приема работу учащихся организую с использованием географических карт /см. рис 1/.
Вариант 2. «Колонка редактора». При знакомстве с текстом ребята записывают комментарии, уточнения, примеры. Затем команда экспертов оценивает и выбирает более удачный вариант.
Прием 2. «Театрализация» Это наши забытые «суды». Любой разыгранный учениками диалог становится предметом анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
Ребята охотно выступают в роли судьи, адвоката, прокурора, поэтому необходимо менять роли. У меня есть наиболее удачные разработки судов по теме «Глобальные проблемы человечества», «Стихийные природные явления».
Прием 3 « Кластер» Дети группируют знания в определенные блоки и располагают вокруг ключевого слова. Дети называют огромное количество ассоциаций, затем классифицируют, поэтому кластер может иметь несколько блоков. Дети —называют— огромное количество ассоциаций, -затем классифицируют, поэтому кластер может иметь несколько блоков.
Например, тема «Внутренние воды России», 8 класс:
6Пятый этап - рефлексивный, содержание которого - осмысление результатов работы ,их общая и индивидуальная оценки. Прием 1. «Эссе» Пятиминутное письменное задание, на котором дети подытоживают свои знания по изучаемой теме и дают мне представление о восприятии темы.
Прием 2. «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Лесенка из 5 строк. В каждой строке добавление /убывание/ слова /от 1 до 5/. Обычно 5 существительных, 4 - прилагательных, 3 - глагола, фраза -кульминация, эмоциональное отношение. Например, тема «Географическое положение России, границы»,8 класс.
Россия
Такая огромная
Не объехать, не обойти, не объять
Ты - величайшая держава мира
Родина моя. Важно на этапе рефлексии определить домашнее задание. Целесообразно давать по уровням:
1 - обязательный /должны знать все/,
2 - понятийный /те, кто считают, что хорошо знают предмет/,
3 - творческий /свободное владение материалом и умение выйти за его
рамки/. Оценивание. Оценка на таких уроках должна стать стимулом для дальнейшего приложения сил. Моя задача - уметь учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное на таких уроках- наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. Именно она корректирует ход урока, создает предпосылки для развития взаимопонимания, встречных усилий.
|