Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология "Встречных усилий ученика и учителя" на уроках географии.

Фото пользователя Ирина Гергардовна Борисенко
Submitted by Ирина Гергардовна Борисенко on Tue, 19/04/2011 - 08:07

 

 

В поисках современных подходов к обучению я ознакомилась с технологией встречных усилий учителя и ученика. Необходимо отметить, что приемы этой технологии оказывают неоценимую помощь в нахождении общего языка, поиске приемлемых решений, вызывают у детей интерес, заставляют их мыслить: конкретизировать, сравнивать, анализировать и синтезировать, обобщать и строить умозаключения.

Действительно, без усилий невозможна активная познавательная деятельность, сознательное участие, взаимодействие учителя и ученика. При данной технологии ученик изначально поставлен в такие условия, при которых он должен приложить определенные усилия в процессе обучения. Педагог со своей стороны должен не только замечать эти усилия, но и поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Покажу в таблице этапы и соответствующие им приемы.

Таблица 1. «Мозаика встречных усилий учителя и учащегося»

Этапы урока

Педагогические приемы

1

Начало         урока:         введение, «разогрев»      учебной      группы, включающий  эмоциональную   и интеллектуальную «разминку»

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

2

Контрольно - подготовительный этап:    опрос    по    предыдущим темам

«Лови      ошибку»,      «Опрос кроссворд»,     «Согласен     -     не согласен» и др.

3

Постановка       учебной       цели, «вызов»,              обеспечивающий интерес   к   поставленной   цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю / не знаю» и др.

4

Этап   «Сотворчество»;   сведение воедино усилий всех участников.

Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.

5

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания»,  «Эссе»,  «Синквейн»  и

др.

Фрагменты уроков географии, построенных по технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Первый этап - разминка - цель которой, создать эмоциональный настрой;

Приемы данного этапа:

Прием  1.«Отсроченная  отгадка»  В   начале  урока  предлагаю  учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над темой. На доске пишу «Шепот звезд. Что это такое?» Дети молчат: в классе непонимание. А я говорю: «Да здесь же все ясно!». Когда дети изучили тему «Климат Антарктиды», они сами в конце урока возвращаются к фразе и говорят: «Это же просто!».

/В Антарктиде очень низкие температуры. В воздухе выдыхаемые человеком пары,   моментально кристаллизуются и при движении сталкиваются, как бы шуршат. Это шуршание и назвали «Шепот звезд»./

Прием 2. «Эпиграф» Ребятам предлагаю осмыслить текст, записанный на

доске, и подумать,  как он может быть связан с новой, неизвестной пока

ученикам темой  «Могущество России будет прирастать Сибирью» /М.В.Ломоносов/.

Тема « Природные ресурсы Сибири», 8 класс. «Артерия земли русской». Тема «Реки России», 8класс.

«Вся вселенная обширность единому взгляду повергает» /М.В.Ломоносов/. Тема «Что изучает география», 6 класс.

«Чудо природы во всех отношениях» /Л.С.Берг/.

Тема «Байкал - жемчужина Сибири», 8 класс.

Вначале можно услышать самые разнообразные версии того, какая тема урока. Главное - вернуться к версиям и предложениям учащихся в конце урока и дать оценку своей догадливости, воображению.

Прием 3. «Погружение» проводится по « учебной цепочке», при этом возможны варианты.

Вариант 7.Учащиеся один за другим дают характеристику какого - либо явления, вспоминая, что они знают о нем. Ученики не сразу могут вспомнить существенные характеристики, поэтому я им помогаю, уточняю. А в ходе уточнений у детей всплывают важные детали, которые потом обобщаются. Но необходимо подчеркнуть при этом, как много уже знают дети. Вариант 2. Я начинаю задавать вопрос по теме, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Чтобы не затянуть урок, можно ограничиться «цепочкой учащихся» одного ряда. Оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество.

Второй этап - контрольно - подготовительный, где создается основа для дальнейшего продуктивного усвоения учебного материала. Прием 1. «Лови ошибку» Я намеренно допускаю ошибку, а учащиеся не соглашаются с суждением определенным условным знаком - поднятая вверх рука с открытой ладонью. При этом я разрешаю рассуждать вслух, тем самым побуждая их к поиску правильного решения /можно в виде тестирования/. Калифорния - «горячий горн», поэтому самое жаркое место на планете в Калифорнии.

/Африка. Ливийская пустыня/

Очень много грузов перевозится российским авиатранспортом. Авиационный транспорт является ведущим в России. /Железнодорожный/ Прием 2. «Опрос - кроссворд» Даю ребятам заполнить кроссворд по изучаемой теме, заранее подготовленный. Но часть понятий кроссворда относится к новой теме. Дети сначала возмущены, но затем посовещавшись в паре, группе, преодолевая трудности, сами находят решение, используя при этом различные дополнительные источники информации.

Прием 3. « Повтор с расширением» Ребята самостоятельно готовят вопросы или задания, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. Я отвечаю на них /не обязательно на все/, на часть вопросов дети ответы ищут дома, самостоятельно. Дети соперничают: кто нашел ответов на большее количество вопросов.

Прием 4. «Согласен - не согласен» Работа проходит в форме диалога. Ребята обращаются друг к другу или ко мне с тезисами, которые можно принять или не принять. Например: «Я утверждаю, что меридиан - это линия, проведенная на карте или глобусе»

«Не согласен / - на/. Меридиан - это линия, проведенная от южного полюса до северного»

«Согласна,  но  есть  уточнение,  меридиан  -  это  кратчайшая  линия  между полюсами».

Проводя такой диалог, советую, ограничить тематику, чтобы дети долго не придумывали вопросы. Иногда даю задание - заранее подобрать не менее 5 тезисов. В результате данного приема можно сделать вывод о степени усвоения материала по характеру выбираемых учащимися тезисов.

Третий этап - вызов, цель которого - создание ситуации преодоления: учитель или ученик ставит сознательно себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий.

Прием 1. «Цель и цели» Я сообщаю тему и основную цель урока, предлагаю учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели урока. Поэтому ребята активно включаются в любые виды деятельности. Главное - вернуться к целям, поставленными ребятами на заключительном этапе урока.

Например, тема урока: « Грибы Красноярского края», 6 класс, цель: ознакомить учащихся с многообразием мира грибов.

Ребята на уроке озвучили следующие цели:

1.   «Хочу узнать, какие грибы на станции Абалаково самые вкусные?»

2.   «Хочу уметь отличать ядовитые грибы от съедобных»

3.   «Хочу понять, что такое грибы - растения или что - то другое?»

И хотя не все дети могут поставить и озвучить цель, но радует тот факт, что они  с  активностью включаются в работу.

Прием 2. «Вопросы к тексту» Более всего уместно при изучении общих и вводных тем.  Каждому ученику раздаю  краткий  конспект  сообщений  по изучаемой теме. Ученики текст прорабатывают, а на полях ставят условные знаки: «+» известные факты, «=» хотелось бы подробнее, «?» нуждаюсь в дополнительных разъяснениях.

При данном приеме происходит активная оценка собственного опыта ученика.

Ребята с большим интересом советуются друг с другом, консультируются со мной.

Прием 3. «Знаю не знаю» После знакомства с темой каждый ребенок заполняет таблицу

«Знаю/ Не знаю/Хочу знать». Из данной таблицы я вижу, на каком уровне находятся знания каждого ученика, каковы его запросы.

Например, после изучения темы «Австралия», 7 класс, была заполнена таблица так:

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Австралия - удаленный материк

Почему    не    было    ни одного   одомашненного животного?

Правда, что на гербе Австралии изображен кенгуру?

Рельеф равнинный

Какая    гора    на    юге Австралии?

Как надолго исчезают реки и озера?

5

 

 

 

Много             сумчатых, особенно кенгуру

Где живут аборигены?

Почему          Австралия заселялась      убийцами, бандитами из Англии?

Реки - крики

То чего не знаю.

Озеро      Эйр      хотели убрать с карты

Четвертый   этап   -          сотворчество,   где   просматривается   поддержка активности, интереса, усилий ребят.

Я на этом этапе выступаю в роли организатора, координатора, а в конце этапа -в роли руководителя.

Прием  1.   «Деловая  игра»  Провожу  ее  в  разных  вариантах.  Вариант   1. «Машина    времени»,    то    есть    события оцениваются с двух позиций: современной и   исторической   эпохи.   Наиболее   легко кладутся темы

1. «Географическая карта»

2. «Географическое положение России»

3. «История открытия и исследование материка» /любого/

4.   «Рельеф»

5.   «Глобальные проблемы человечества» При использовании данного приема работу учащихся   организую   с   использованием географических карт /см. рис 1/.

Вариант 2. «Колонка редактора». При знакомстве с текстом ребята записывают комментарии, уточнения, примеры. Затем команда экспертов оценивает и выбирает более удачный вариант.

Прием 2. «Театрализация» Это наши забытые «суды». Любой разыгранный учениками диалог становится предметом анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

Ребята охотно выступают в роли судьи, адвоката, прокурора, поэтому необходимо менять роли. У меня есть наиболее удачные разработки судов по теме «Глобальные проблемы человечества», «Стихийные природные явления».

Прием 3 « Кластер» Дети группируют знания в определенные блоки и располагают вокруг ключевого слова. Дети называют огромное количество ассоциаций, затем классифицируют, поэтому кластер может иметь несколько блоков. Дети —называют— огромное количество ассоциаций, -затем классифицируют, поэтому   кластер может иметь несколько блоков.

Например, тема «Внутренние воды России», 8 класс:

6Пятый   этап   -   рефлексивный,    содержание   которого   -   осмысление результатов работы ,их общая и индивидуальная оценки. Прием 1. «Эссе» Пятиминутное письменное задание, на котором дети подытоживают свои знания по изучаемой теме и дают мне представление о восприятии темы.

Прием 2. «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Лесенка из 5 строк. В каждой строке добавление /убывание/ слова /от 1 до 5/. Обычно 5 существительных, 4 - прилагательных, 3 - глагола, фраза -кульминация, эмоциональное отношение. Например, тема «Географическое положение России, границы»,8 класс.

Россия

Такая огромная

Не объехать, не обойти, не объять

Ты - величайшая держава мира

Родина моя. Важно на этапе рефлексии определить домашнее  задание.  Целесообразно давать по уровням:

1 - обязательный /должны знать все/,

2 - понятийный /те, кто считают, что хорошо знают предмет/,

3 - творческий /свободное владение материалом и умение выйти за его

рамки/. Оценивание. Оценка на таких уроках должна стать стимулом для дальнейшего приложения сил. Моя задача - уметь учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное на таких уроках- наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. Именно она корректирует ход урока, создает предпосылки для развития взаимопонимания, встречных усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн