Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы “Романсы и песни на слова русских писателей"

Submitted by Яна Сергеевна Рогозникова on чт, 05/05/2011 - 09:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рогозникова Яна Сергеевна
Место работы, должность: 

МБОУ Балахтинская СОШ № 1, учитель

 

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Учебный аспект — ознакомление с жанром романса и песни, формирование умений и навыков анализа поэтических произведений, ознакомление с литературным наследием.

Развивающий аспект — развитие умений выявления главного, логичного изложения и т.д.; развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

Воспитательный аспект – воспитание чувства прекрасного (на основе художественных текстов), воспитание личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим и т.д.)



 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2006. 

Используемая методическая литература: 

 

CD-ROM. Русская поэзия XVII – XX веков. Издательство ООО «ДиректМедиа Паблишинг»

2. CD-ROM. Хрестоматия по русской литературе. Издательство ООО «ДиректМедиа Паблишинг»

3. DVD-R. Фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!», реж. Эльдар Рязанов

4. DVD-R. Фильм «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов1.

5. Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2005.

6.  В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. – Т. 4. – 688 с.

7. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В. Розановой. – М.: Русский язык, 1979. – 228 с.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987. 9. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – М.: Дрофа, 2000. – 592 с. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация  “Романсы и песни на слова русских писателей" 

Краткое описание: 
<p>Урок основан на использовании ЦОР: презентация, видео.</p>

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Ход урока

Номер слайда

Примечания

1.Организа-ционный момент

На экране фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Хочу у зеркала, где муть…» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева)

1

2

3

Приложение 1

2. Актуали-зация полу-ченных ранее знаний

У. - Ребята, какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?

У. – Что такое романс?

У. – Какие романсы вы принесли на урок? Почему вы выбрали именно эти произведения? Чем они привлекли вас?

У. – Чем они вам нравятся?

 


 


 


 

Проверка д/з: принести на урок стихо-творение-ро-манс

3. Предъяв-ление нового материала

У. – Сегодня на уроке мы более детально рассмотрим жанр романса и песни, познакомимся с выдающимися произведениями русских поэтов, на которые была положена музыка, проанализируем некоторые из них.

У. – Для начала обратимся к определениям романса и песни, представленных в различных словарях.

Литературоведческий словарь: «Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением»

Толковый словарь В.И. Даля: «Романс – песня, лирическое стихотворение для пения с музыкой»

Музыкальный словарь: «Романс – жанр русской вокально-поэтической культуры»

У. – А что же такое песня?

Литературный справочник: «Песня - литературно-музыкальный жанр, соединение стихотворного художественного текста с пением и, как правило, музыкальным сопровождением».

Энциклопедический словарь юного литературоведа: «Песня – небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором».

Краткий толковый словарь русского языка: «Песня – музыкальное произведение для пения, написанное на текст стихотворения»

У. – Рассмотрев различные определения романса и песни, ответим на вопрос: Что общего у песни и романса? Что является обязательной составляющей для обоих жанров?

У. – Действительно, и в романсе и в песне обязательно присутствие стихотворного произведения. Как же развивался романс в России, и какие разновидности этого жанра существуют?

(Подготовленный ученик представляет сообщение на тему: «Романс, его разновидности»)


 


 


 


 


 


 


 

4


 


 


 


 


 


 


 

5

Цель урока


 


 


 


 

Ознакоми-тельная лекция


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

4. Форми-рование навыков и умений

У. – Итак, романс как жанр имеет множество разновидностей. Пример «городского» романса в исполнении Михаила Звездинского на стихотворение Н.А. Заболоцкого мы сейчас послушаем.

У. – Ребята, понравился вам романс? Что понравилось?

У. – Каким чувством окрашено это произведение?

У. – С чем связано ощущение печали и радости? Как передает его поэт?

У. – Кого описывает поэт? Как? (найдем эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

У. – Какой эмоциональный отклик у читателя рождает это произведение?

У. – Какие черты городского романса можно найти в этом произведении?

У. – Действительно, «городский» романс, с его гармоническим минором, ярко выражен в данном произведении. Любовь Н.А. Заболоцкого – это не любовь вообще, а своя любовь, личная.

У. – Мы продолжим знакомство с романсами. Но теперь вы поработаете самостоятельно (в группах). Мы прослушаем два романса и вы группой проведете небольшой анализ своего романса по плану. Затем определите выступающего, и он представит нам вашу работу.

На экране фрагмент из фильма «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов. Романс «А напоследок я скажу» в исполнении Анны Резниковой, написанный А. Петровым на одноименное стихотворение Беллы Ахмадулиной.

Затем фрагмент из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева).

После прослушивания ученики работают в группах.

Индивидуальное задание: Сопоставительный анализ романсов на стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» и «Хочу у зеркала, где муть…». В чем трагическое восприятие любви в одном и другом стихотворениях?

Ученики представляют свои работы.

У. – Мы рассмотрели жанр романса и песни, познакомились с некоторыми романсами и проанализировали их. Следующим заданием для вас будет творческая работа: написать этюд о своем восприятии романса любого из поэтов. (Цель данной работы – направить внимание детей на осмысление того впечатления, которое производит на них поэзия / романсы).

Дети пишут, затем сдают этюды.


 


 

6


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7

8


 


 


 

9

10

Учебник, стр. 277


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в группах

План – приложение 2


 

Хрестоматия, стр. 446


 


 


 

Учебник, стр. 111


 


 


 


 

Приложение 1

5. Подве-дение итогов

У. – Романс – это такой жанр, который шире своей жанровой формы. В нем человеческие драмы и судьбы. Музыка и слово в романсе взаимно дополняют друг друга, не могут отдельно существовать. Романс преодолевает пространственные и временные границы, переселяясь из одних стран в другие и видоизменяясь с течением времени. Без романса человеческое существование потеряло бы что-то очень важное для своего духовного мира, стало бы обделенным, ущербным.

Домашнее задание: выявить основные отличия романса от песни, привести примеры.

 

 

 



 

Прикрепленный файл Size
Романсы XX века.rar 5.82 MB
Самоанализ Рогозникова.doc 30 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн