Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть жесткий видео

Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поход на Восток

Данные об авторе
Автор(ы): 
Степанцева Ирина Викторовна
Место работы, должность: 

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа, Шатковский района

учитель истории и права

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

- познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск

- расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Вигасина А.А., Годер Г.И. История древнего мира.5 класс

Используемая методическая литература: 

Поурочные разработки по истории Древнего мира . 5 класс. Арасланова О.В.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Годер Г.И.

Используемое оборудование: 

карта "Завовевательные походы войска Александра Македонского",

портрет Александра Македонского, мультимедийный проектор, телевизор, DVD - фильм "Александр Македонский", кроссворд, карточки сзаданиями, карточки самоконтроля.

Используемые ЦОР: 

презентация "Поход на Восток"

Краткое описание: 
<p> <strong>Задачи</strong>: формирование умений работы с исторической картой, текстом учебника, историческим документом; совершенствование навыков самостоятельной работы, умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.</p> <p> <strong>Предмет искусства</strong>: фильм &quot;Александр Македонский&quot; (1957 г.), бюст Александра Македонского.</p> <p> <strong>Планируемые результаты:</strong> освоение исторического материала по заданной теме, создание представления о великой исторической личности полководца и правителя, повышение интереса к истории, повышение компетенции учащихся, развитие коммуникативных способностей.</p> <p> <strong>Этапы урока:</strong></p> <p> 1. Организационный момент.</p> <p> 2. Актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.</p> <p> 3. Изучение новой темы.</p> <p> &nbsp;4.Закрепление изученного на уроке.</p> <p> &nbsp;5. Домашнее задание. Рефлексия.</p> <p> &nbsp;</p>

   Красноборскаясредняя общеобразовательная школа

                     Тема урока:

                                Поход Александра   Македонского на Восток

 

Подготовила: учитель истории      высшей категории Степанцева  И.В.

 

Программыобщеобразовательных учреждений.

История, обществознание.  История древнего мира (Вигасин А.А., Годер И.С.).

 

Учебник:Вигасин А.А.,Годер Г.И.  История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2008.

 

Поурочные разработкипо истории Древнего мира. 5 класс.  АраслановаО.В.М.: «ВАКО», 2008.

 

Рабочая тетрадьпо истории Древнего мира. 5 класс. Годер Г.И., М.: «Просвещение», 2009.

                

 

                     Красный Бор – 2011

                               

Цели и задачи урока

Образовательные:

- познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

- расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македон –

ском;

- подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Развивающие:

- продолжить формирование умений работы с

исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности;

- формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

- продолжить формирование коммуникативной компетентности;

-формировать интерес к исторической науке.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Формаурока: урок - путешествие

 

Учебное оборудование: эпиграф; карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток»; портрет  Александра  Македонского; мультимедийный проектор,  DVD- фильм  «Александр Македонский»; кроссворд; карточки с заданиями; контурная карта « Походы Александра Македонского на Восток»; карточки самоконтроля.

 

Основные события и даты:

Битва при Гранике – 334 г. до н.э.

Битва при г.Иссе – 333 г. до н.э.

Подчинение Египта – 332 – 331 г.г.до н.э.

Битва при Гавгамеллах – 331 – г .до.н.э.

Поход в Индию – 327 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон – 325 г. до н.э.

Смерть Александра Македонского – 323 г. до н.э.

 

Личность  в  истории: Александр Македонский,

Парменион, Дарий III.

 

 

                            Этапы  урока:

1.       Организационный момент.

2.       Актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

3.       Изучение новой темы.

4.       Закрепление изученного на уроке.

5.       Подведение итогов. Домашнее задание.

                 План урока:

1.       Победы Александра Македонского.

2.       Гибель персидского царства.

3.       Поход Македонского в  Индию.

 

Литература к уроку:

1.       История. «Первое сентября», № 1, 2002г.

2.       Ханс-Кристиан Хуф. Сфинкс. Загадки истории. От Марко Поло до Распутина.

«Внешсингма»,М., 1998 г.

 

Опережающее задание:используя дополнительную литературу, познакомиться с биографией Александра Македонского.

 

                  Изучение новой темы

 

 

Основные структурные и содержательные  элементы урока:

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цели урока

 

Формулируются и объясняются учителем.

 Эмоционально настраиваются на работу и изучение темы

Организационный этап

 

 

Объявляется тема урока;  учитель называет эпиграф к уроку.

 

Записываю эпиграф в тетрадь

Фронтальный опрос учащихся

 

 

 

Постановка вопросов; выполнение проблемных заданий; игра «Приобретение билетов в путешествие».

Работают с кроссвордом, выполняют проблемные зхадания

Информационно-деятельный этап

 

 

 

Рассказ учителя; работа с картой;

использование киносюжета; работа с датами, составление таблицы, логических схем; словарная работа;

работа в тетрадях.

Слушают учителя, просматривают видеосюжет, составляют таблицу, логические схемы, записывают даты и термины в тетрадь.

Закрепление материала, изученного на уроке

 

 

Дает задание по выполнению задания  в контурной карте; настраивает на выполнение заданий в рабочих тетрадях; предлагает работу  с карточками.

Работают с контурной картой; выполняют задания в рабочих тетрадях; работают с карточками.

Заключительный этап

                       

Задает домашнее задание; подведение итогов урока; предлагает заполнить карту самооценки.

Записывают домашнее задание, заполняют карту самооценки.

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии.

Учитель: Македонский царь Александр – в отличие от многих других властителей – был не зря прозван Великим.

Масштабы его завоеваний, включивших земли, простиравшиеся, от полуострова Пелопонесс до Каспийского моря и от Ливийской пустыни до Индии, и совершенных за короткий срок (около 10 лет), произвели на современников и потомков неизгладимое впечатление и сделали его героем многочисленных легенд и сказаний. Многое из того, что рассказывалось – правда, многое – несколько приукрашено, кое-что – просто выдумка, однако все это  говорилось о непобедимом полководце, мудром правителе, остроумном человеке.

          Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам и  местностям, где пролегал маршрут похода, пройдем по следам лучшей в то время македонской армии.

         Для этого вам сначала надо приобрести билеты, цена которых - ваши знания о жизни Александра, его близких и друзьях. Затем, подходя к тому или иному  пункту на пути следования, нам нужно будет выполнить задание, чтобы занять их, как когда-то это сделал Александр Великий.

( С одной стороны билета пишутся номера и его название, с другой – вопрос, на который учащиеся должны найти ответ. Список ответов без номеров можно раздать на руки ученикам, чтобы они выбирали правильный, исходя из ситуации, описанной в билете).

 

1. Мне не хватит славы.

 Когда царь Филипп одерживал победы, Александр сначала радовался, а затем мрачнел и говорил…

(Отец завоюет все, что можно, и мне уже не удастся совершить ничего великого и блестящего.)

 

2. Два уха царя.

Александр, слушая обвинителя, всегда закрывал одно ухо. Когда его спрашивали, зачем это он делает, отвечал…

(Второе ухо я оставляю, чтобы слушать обвиняемого)

3. Ищи царство по себе.

Когда Александр в  присутствии отца смог укротить и объездить непокорного коня Буцефала, что не удалось никому из людей при дворе, то царь воскликнул…

(Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!)

4. Два отца.

Александр высоко ценил своего учителя Аристотеля и когда сравнивал его с отцом, то замечал…

(Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.)

5. Я не повелеваю даже этим.

В юности Александр прочитал сочинения о существовании множества миров и огорченно воскликнул…

(А я не повелеваю даже этим миром!)

6. Просьба.

Когда Александр посетил Диогена, то спросил философа, нет ли у кого какой-либо просьбы, и получил ответ…

( Подвинься немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце.)

7. Что кому нужно?

Встретившись с философом Диогеном. Александр рассказал ему о своем желании завоевать весь мир, на что Диоген ответил…

( Ты хочешь завоевать то, что мне и даром не нужно.)

8. Надежный капитал.

Перед походом на Восток Александр раздарил свои владения и деньги друзьям; на их вопрос, что же он оставляет себе, молодой царь ответил коротко…

(Надежды!)

 

 

Учитель:

Готовясь к походу на Восток, Александр отправился в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула о своем будущем. Он приехал в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней сам и хотел силой заставить её исполнить свои обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула:

- Ты непобедим, сын мой!

Покажите на карте это место и подумайте, что мог сказать ей в ответ Александр?  (Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!)

III.Изучение новой темы.

Учитель: Весной 334 г. до н.э. 160  кораблей македонского флота, груженные пехотой и конницей пересекли Геллеспонт, нынешний пролив Дарданеллы между средиземным  и Мраморным морями (Показывает пролив на карте).От сюда начинался поход Александра в сердце огромной персидской державы. Немного войска имел молодой царь. Всего 30 тыс. отборной и закаленной в боях пехоты, 5 тыс. всадников и корабли. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей. Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Многие народы давно уже страдали от власти персов и мечтали о том. Чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей.

Вопрос:Вспомните, какие государства были покорены персами?

Ответ уч-ся: Египет, Ассирия, Финикия.

Вопрос:А что вам известно об армии персов?

Ответ уч-ся:Персидская армия была огромной, лучшую её часть составляла царская гвардия и наемники разных национальностей.

Вопрос:Что отличало наемную армию из покоренных народов?

Ответ уч-ся:Наемники были плохо обучены, не выдерживали трудных походов.

 

Учитель:Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания и гражданские войны.

         Узнав о переправе Александра через пролив Дарий IIIсобрал большое войско – 20 тыс. всадников и 20 тыс. наемников. Персы расположились на обрывистом берегу горной реки Граник, надвигался вечер. Военачальник Александра Парменион предложил дождаться утра. Александр же сказал, что ему будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, он  испугается  какой-то речушки. Александр повел войска в бой. В схватке он был окружен врагами, и военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема. Гибель царя казалась неизбежной, в это время подоспел друг Александра  - Клит, прозванный Черным, и пронзил врага копьём. Македоняне победили, путь к городам Малой Азии был открыт. Одни города без боя признавали власть Александра, другие он покорил силой оружия.

         Дарий IIIдвинул своё огромное  войско навстречу Александру. Персы и македоняне встретились близ города Исса  (показывает на  карте). Работа с учебником.

Вопрос: Чем закончилась битва под Иссом?

Ответ уч-ся:Дарий покинул поле битвы, македоняне захватили лагерь персов и семью царя – мать, жену и двух дочерей.

Вопрос:Как поступил Александр по отношению к семье Дария III?

Ответ уч-ся:Александр сказал, что воюет только с Дарием, женщинам были оказаны почести, к которым они привыкли на свободе.

         Дальнейшей целью Александра была Финикия.

    (Показывает на карте Финикию город Тир).

 Богатый финикийский город Тир решил сопротивляться. Более полугода длилась осада этого города. Жители сражались не за Дария, а за свободу. Город был окружен кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины. Стены Тира рухнули, македоняне ворвались в город, разграбили его и подожгли, мужественные защитники были убиты, жители города превращены в рабство.

         Александр получает от Дария письмо, где царь персов предлагает ему мириться, он готов был отдать в жены Александру дочь и полцарства- все земли до Евфрата.

«Будь я Александром, - сказал Парменион, - я бы принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было недостаточно. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он. Война продолжалась.

         Дальше путь великого полководца лежал в Египет.

Вопрос:Вспомните, когда Египет потерял свою независимость?

Ответ уч-ся:Персы захватили Египет в 525 г. до н.э.

         Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном солнца. Военные успехи вскружили голову Александру. В дельте Нила, на острове Фарос им был основан город Александрия. (Показывает на карте).

         В 331 г. до н.э. начался поход в персидские земли. Перейдя воды Тигра и Евфрата, войско Александра оказалось у селения Гавгамелы. Перед битвой Александр лег

спать и уснул так крепко, что Парменион с трудом его разбудил в то время, когда войско уже строилось к бою. Старый полководец предложил напасть на врага ночью, на что Александр ответил: «Я не краду побед!»

Задание:   Используя схему и фрагмент фильма «Александр Македонский» ответьте на вопросы:

Вопрос:Скажите. Что общего между битвами при Иссе и при Гавгамелах?

Ответ уч-ся:Бегство с поля битвы Дария, после чего следует разгром персидского войска.

Учитель: После разгрома при Гавгамелах Дарий IIIбылубит своими приближенными. Александр был провозглашен «царем Азии». Войско македонян было измотано, воины роптали, молодой царь менялся на глазах, власть и слава

затмили ему глаза. Посмотрите, сколько на карте городов с одним и тем же названием «Александрия». О каких чертах характера Александра это говорило?

         Вскоре Александр подошел к Вавилону, город был захвачен им.  Жители города встретили его как освободителя. После Вавилона македонский царь овладел столицей персов городом Персеполем (показывает на карте). Александра овладело желание завоевать весь мир, которое многим его друзьям и соратникам казалось безумным, но они были вынуждены подчиниться. После трех лет беспрерывных боев Александр вторгся в долину Инда, в кровопролитной битве македоняне столкнулись с боевыми слонами. Несмотря на трудности, войско Александра одержало победу, но дальше идти  отказалось.

Александр был вынужден повернуть назад.

Вопрос:  Как вы думаете, почему войско Александра отказалось продолжать его замыслы?

Ответ уч-ся: Воины были измучены  долгими переходами  и сражениями.

         Обратный путь был очень трудным. Вернувшись в Сузы, Александр женился на дочери Дария Статире. В 325 г. до н.э. он сделал столицей своей державы Вавилон, здесь завершился его десятилетний поход. В Вавилоне он прожил два года, стал суеверным, окружив себя прорицателями.

Александр помышлял о новом походе – на Запад, он мечтал покорить Карфаген, Сицилию и Италию. Внезапная смерть от малярии в 323 г. до н.э. положила конец всем его грандиозным планам.

 

IV. Закрепление изученного на уроке.

         Учитель: Мы завершаем свое путешествие в Александрии Египетской. Здесь мы попробуем прочитать зашифрованный «папирус», найдя правильные решения заданий.

1.По ходу рассказа учителя составляется синхронистическая таблица «Поход Александра Македонского на Восток».

                                 Хронограф

Дата

(до н.э.)

События

Результат

334 г.

Битва при Гранике

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333 г.

Битва при Иссе

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария отрезаны Сирия, Финикия и Египет.

332 г.

 

 

 

Осада и взятие Тира

 Покорение бассейна Средиземного моря.

 

332 – 331 г.г.

 

 

Подчинение Египта

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы.

331 г.

Битва при Гавгамелах

 Полностью сломлены военные силы Дария III.

 

329 г.

 

 

 

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии.

327 г.

 

 

Война в Индии

Крайнее истощение сил македонского войска.

325 г.

 

 

Возвращение Александра в Вавилон

Вавилон стал столицей

державы  А. Македонского

323 г.

Смерть Александра

 

 

Начало распада державы Александра.

 

2. Соотнесите государства, города и факты их характеризующие

 

Вавилон             Более полугода продолжалась оборона города

Египет              Провозглашение столицей державы Александра

Индия                Объявление Александра богом солнца

Персия              Провозглашение Александра «царем Азии»

Тир                    Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя        Находится памятник Ахиллу

 

 

 

3. Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей ирод их занятий

 

Филипп                       Друг Александра, спасший ему жизнь

Парменион                  Царь Македонии

Клит                   Полководец, советник Александра

Аристотель                 Царь Персидской державы

Дарий III                     Философ, учитель Александра

 

4. Дать характеристику исторического деятеля, используя памятку: (может быть домашним заданием).

№ п.п.

Основные критерии характеристики

Оценка исторической личности

1

Страна, в которой жил исторический деятель.

 

 

2

Черты его характера и личности: властолюбие, образованность, интеллект, ораторские способности, скромность, отношение к людям и др.

 

3

Насколько черты характера помогали решать стоящие перед ним задачи.

 

 

4

Оценка современниками деятельности  этого человека.

 

 

5

Дайте свою оценку результатам его деятельности.

 

 

6

Сделайте вывод о роли государственного деятеля в истории.

 

V. Домашнее задание: 

1.п. 42, подготовить развернутый ответ навопрос: Почему Александр Македонский смог покоритьПерсидскую державу?

2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. с. 37,  № 52.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся выражают своё отношение к уроку с помощью голосования «по-гречески».


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно