Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инновационный педагогический проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание

 

      Введение

3

1.Проблемно-аналитический раздел.

 

1.1.  Актуальность проекта. Характеристика образовательной среды, анализ   социальных «вызовов»

4

1.2.  Степень изученности проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста    

5

1.3.  Постановка проблемы, анализ противоречий. Объект, предмет проектной  деятельности

6

 1.4.  Цель, задачи проекта. Рабочая гипотеза

7

1.5.  Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

8

1.6.  Диагностический инструментарий

10

2.  Реализация проекта в образовательном учреждении

 

  2.1. Этапы реализации проекта в учебном учреждении

10

 2.2.  Баланс задач и ресурсов реализации проекта в образовательном учреждении

12

2.3. Перспективный план  работы по проекту

20

  2.4.  Бюджет проекта

35

Список использованной научно-методической литературы

36

Приложение. Промежуточные результаты проектной деятельности – модифицированная  программа «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»…….

37

     

 

 

 

«Теперь, когда мы научились

                                                                 Летать по воздуху, как птицы,

                                                                  Плавать под водой, как рыбы,

                                                                   Нам не хватает только одного:

                                                                    Научиться жить на земле, как люди»

                                                                                                                                 Бернард Шоу

Введение

          Проект  «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад №7 «Рябинушка»  «Мотивация успеха у дошкольников 4-7 лет».

     Предметом инновационной деятельности  МДОУ детский сад №7 «Рябинушка» является социализация образовательного процесса - комплексная работа педагогов, направленная на включение дошкольников в социальную жизнь, формирование актуальных компетентностей для успешной адаптации в современном обществе.

     Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно-ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней  дошкольного образования). В данном  проекте, как одном из  инновационных практик,   заложена идея создания условий формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, включающие:

  • создание толерантного пространства дошкольного учреждения;
  •  подготовку педагогов в соответствии с  целями и задачам толерантного воспитания;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;
  •  разработку и внедрение в педагогическую практику дошкольного учреждения специальной программы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

 Программа «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности» базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности:

  • целенаправленности;
  • индивидуальных и возрастных особенностей
  • культуросообразности;
  • единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
  • уважительного отношения к личности;
  • положительных черт ребенка;
  • социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;
  • единства знания и поведения;
  • диалогичности и сотрудничества;
  • рефлексии.

Программа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возрастапризвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития  МДОУ детский сад №7:

Во-первых, способствовать формированию толерантности воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса

 Во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду.

 В-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.

 Актуальность проекта.  Характеристика образовательной среды, анализ   социальных «вызовов»

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который в, свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Сегодня всё большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают  в детские образовательные учреждения.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ  выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

 Общество начинает ясно понимать, что человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей,  неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания  человека в духе толерантности.

Степень изученности проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.     Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. 

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.

 В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г. Асмолова.

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А. Маслоу, основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать.

Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

С  одной стороны,  многие исследования,  направленные на изучение проблемы воспитания толерантности, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.

Несмотря на разнообразие научных  мнений, относительно проблемы формирования проблемы толерантности остаются  неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:

  • между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе и недостаточным использованием  потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности  детей старшего дошкольного возраста;
  • необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системедошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  •  потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ воспитания  толерантной  личности  и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем воспитания толерантности  для использования в работе с  детьми дошкольного возраста;
  •  потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
  • потребностью семьи в доступной технологии и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности, семейные и национальные  традиции  и недостатком специальной литературы для семейного чтения,  ориентированной на потребности и интересы современного ребёнка.

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально- культурной деятельности».

Объект проектной деятельности: процесс формирования толерантности у детей седьмого года жизни.

Предмет проектной деятельности: организационно – педагогические условия формирования толерантности у детей седьмого года жизни.

Цель проекта:

  • обеспечение условий для формирования у детей седьмого года жизни толерантности, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Задачи проекта:

  • разработать и апробировать  программу  по формированию у детей седьмого года жизни основ толерантности;
  • апробировать и реализовать технологию индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
  • разработать систему мониторинга и критериев эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы;
  • формировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;
  • формировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей, воспитателей, администрации ДОУ и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности;
  • обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;
  • создать благоприятную  предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.

Рабочая гипотеза основана на предположении о том,чтопроцесс формирования толерантности у детей может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

  • определены концептуальные положения, на основе которых разработана система формирования толерантности у детей седьмого года жизни;
  • содержание воспитания включат ценности и смыслы жизни, составляющие проявление способов толерантного мироотношения многообразных взаимосвязях ребёнка с другими людьми, природой, культурой;
  • культуросообразные технологии формирования толерантного мироощущения  у ребёнка - дошкольника (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность) формируют опыт толерантного мироощущения;
  • предметно-пространственная среда содержит элементы, создающие предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников.

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

 

целевой индикатор

показатели

сроки

Доля воспитанников  седьмого года жизни с высоким и средним уровнем

усвоения модифицированной программы «Я и мир  вокруг».

позитивная динамика

сентябрь 2010

январь  2011

май 2011

Доля воспитанников с высоким  и средним уровнем  развития толерантности.

позитивная динамика

сентябрь 2010

январь  2011

май 2011

Доля воспитанников ДОУ с высоким и средним уровнем эмоционально- волевой готовности к школе

позитивная динамика

сентябрь 2010

январь  2011

май 2011

Доля воспитанников, способных к активному интеллектуальному труду, продуктивной, художественной и спортивной деятельности.

позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин

октябрь2010

январь  2011

май 2011

Удельный вес детей, обучающихся  по программам дополнительного образования социальной и художественно-эстетической направленности.

позитивная динамика численности детей по годам

май 2010

май 2011

Создание материальной базы, отвечающей принципам развития толерантности.

функциональная среда для свободной самостоятельной деятельности детей

май 2011

Количество методических разработок, дидактических материалов. обеспечивающих формирование толерантности у детей седьмого года жизни.

позитивная динамика количества  методических разработок, дидактических материалов.

октябрь 2010

май 2011

Количество нормативно – правовых и нормативно-методических материалов, разработанных и реализуемых по формированию толерантности.

доля от требуемого

май 2011

Доля воспитанников, обучающихся по индивидуально-ориентированным программам, коррекционно-развивающим  маршрутам, нуждающихся в специализированной помощи педагога-психолога.

позитивная динамика снижения доли

май 2010

май 2011

Доля семей «группы риска»

позитивная динамика снижения доли

май 2010

май 2011

Доля родителей, принимающих активное участие  в Акциях городского, международного значения, проводимых в МДОУ.

позитивная динамика численности  родителей по годам

май 2010

май 2011

Доля воспитателей, активно использующих культуросообразные технологии формирования толерантного мироощущения  у ребёнка.

позитивная динамика численности  воспитателей  по годам

май 2010

май 2011

 

Диагностический инструментарий

  • методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями;
  • тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);
  • игровая диагностическая методика М.И.Лисиной по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников;
  • игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия  взаимоотношений» в детском коллективе;
  • наблюдение;
  •  контрольный опрос;
  • (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).

            Сроки и этапы реализации проекта: май 2010 – октябрь 2011г.г.

1 этап - информационно – аналитическая деятельность  (май - июнь 2010г.)

  • определение исходного состояния работы по формированию толерантности у детей    седьмого года жизни;
  • построение программы действий по реализации проекта.

2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (июль – сентябрь  2010г.)

  • организация обучения педагогов  проблеме (консультации, педсовет, семинар);
  • организация самообразования педагогов;
  • создание творческой группы;
  • создание психолого-педагогической  медико-социальной службы;
  • разработка  модифицированной программы по формированию толерантности у детей седьмого года жизни «Я и мир вокруг»;
  • организация  работы  родительского клуба с целью оптимизации и коррекции детско-родительских отношений;
  • разработка системы  диагностики и мониторинга развития основ толерантности у детей, стилей взаимодействия взрослых и детей в МДОУ и семье, уровней усвоения  модифицированной программы «Я и мир вокруг»

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность

( октябрь 2010г -  май 2011г.)

  • организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги);
  • обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребёнка, с учётом имеющегося у него психического и физического развития;
  • внедрение системы диагностики и мониторинга развития основ толерантности у детей, стилей взаимодействия взрослых и детей в МДОУ и семье, уровней усвоения  модифицированной программы «Я и мир вокруг»
  • вовлечение родителей, воспитателей МДОУ в единую деятельность по воспитанию толерантности у детей;
  • освоение технологии воспитания толерантности у детей педагогами МДОУ;
  • создание пакета  научно- методических документов;
  • создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей воспитание толерантности у детей;
  • осуществление гибкого охвата детей соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности, формирующими основы толерантности.

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2011г.)

  • анализ  усвоения детьми модифицированной программы  «Я и мир вокруг»;
  •  диагностика  уровня  развития толерантности детей седьмого года жизни;
  • анкетирование родителей и воспитателей.;
  • своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.

 5 этап- оформление результатов (июнь - сентябрь2011г.)

  • Обобщение опыта  и результатов осуществлённой деятельности;
  • подготовка управленческого решения  о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим в режиме инновации, рекомендаций по распространению опыта.

  6 этап - издательская деятельность (октябрь 2011г.)

  • издание учебно-методического пособия по формированию толерантности у детей седьмого года жизни.

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

 

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (май - июнь 2010г.)

 

Условия

Задачи

 

Организационные условия

Создать ТИГ по определению исходного состояния работы по формированию толерантности у детей    седьмого года жизни.

Создать ТИГ по разработке проекта.

 

 

 

Информационные условия

 

 

 

 

Определить уровень знаний, умений и навыков воспитателей, выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

 Выявить степень овладения детьми практическими умениями, правилами культуры поведения, формами и способами общения.

Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс, определить  их приоритеты в воспитании детей.

Изучить социальный статус семей воспитанников.

Мотивационные условия

Заинтересовать воспитателей  в разработке педагогических условий воспитания толерантности у детей седьмого года жизни

 

Программно- методические условия

Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики  для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по проблеме толерантности.

Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности  реализации и своевременной коррекции сконструированной системы.

Материально- технические условия

Прибрести репродукции картин художников мира.

 

 

 

Нормативно- правовые условия

Разработать положение о ТИГ по определению исходного состояния работы по формированию толерантности у детей    седьмого года жизни.

Разработать положение о ТИГ, разрабатывающую программу действий по реализации проекта.

Разработать положение о временной рабочей группе, разрабатывающей модифицированную  программу  «Я и мир  вокруг».

Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по проблеме толерантности.

Заключить договора о взаимодействии с социокультурными учреждениями города.

Кадровые условия

Привлечь воспитателей подготовительных групп, узких специалистов  к разработке программы воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

 

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

 

2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (июль - сентябрь2010г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные условия

.

Открыть кружки социальной, художественно–эстетической направленности.

Организовать смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование  толерантности у детей.

Организовать выпуск тематических общесадовских газет, отражающих проблемы воспитания толерантности у детей.

Организовать работу  родительского клуба с целью оптимизации и коррекции детско-родительских отношений.

Организовать работу  службы ППМС – сопровождения.

Скорректировать учебный план.

Информационные условия

 

 

 

 

Ознакомить воспитателей, родителей сФедеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Ознакомить воспитателей с задачами формирования толерантности у детей седьмого года жизни.

Кадровые условия

Обучить воспитателей новым технологиям и методам воспитания толерантности у детей  в условиях МДОУ.

Мотивационные условия

Заинтересовать детей содержанием кружков социальной и художественно- эстетической  направленности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программно- методические условия

 

 

 

Разработать план  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

Разработать программу воспитания толерантности детей седьмого года жизни  «Я и мир вокруг».

Разработать программы кружков социальной  и художественно – эстетической направленности.

Разработать календарь знаменательных международных событий, дат и краткую к ним аннотацию.

Разработать план мероприятий, направленных на информирование детей о возможных криминальных угрозах, способах их предотвращения.

Создать единую систему работы детского сада и родителей по воспитанию толерантности у детей, повышению уровня педагогической культуры.

Разработать план мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. 

Разработать план работы ППМС службы.

Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога.

Создать единую систему работы детского сада и школы по воспитанию толерантности у детей.

Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города.

Нормативно – правовые  условия

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по воспитанию толерантности у детей.

Утвердить скорректированный учебный план.

Материально – технические условия

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы.

Приобрести оргтехнику, расходные  и канцелярские принадлежности для службы ППМС – сопровождения.

 

Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

 

3 этап – опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(сентябрь 2010- май 2011г.г.)

 

 

Организационные условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные условия

 

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Организовать работу  психолого-педагогического лектория для родителей.

Организовать проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей.

Организовать систематическое проведение занятий по модифициронной программе «Я и мир вокруг».

Организовать работу по развитию коммуникативных способностей детей.

Организовать совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.

Организовать работу по обучению воспитателей технологии формирования толерантности у детей.

Организовать коррекционо-развивающую работу с детьми по преодолению агрессии, тревожности, страхов; по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Реализовать мероприятия плана работы с семьями «группы риска».

Информационные условия

 

Ознакомить  педагогический коллектив  с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантности.

 

Кадровые условия

Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. 

 

Мотивационные условия

Мотивировать воспитателей на участие в исследовательской деятельности.

Мотивировать воспитателей на  проведение открытых мероприятий по технологии воспитания основ толерантности у старших дошкольников.

 

Программно- методические условия

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме формирования толерантности у детей седьмого года жизни.

Создать картотеку подвижных игр народов мира.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы воспитания толерантности  у детей седьмого года жизни.

Материально- технические условия

Сформировать набор национальной одежды для кукол.

Нормативно-правовые условия

Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях.

 

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении

 

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2011г.)

 

Организационные условия

Организовать смотр материально–технического обеспечения программы «Я и мир вокруг» в подготовительных к школе группах.

 

 

 

 

 

 

 

Информационные условия

 

 

 

 

 

 

 

 

Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе «Я и мир вокруг».

Провести диагностику социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет»,  «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).

Изучить  детско-родительские отношения совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители.

Подготовить аналитический материал по итогам диагностики.

Выявить уровень освоения новшеств  воспитателями.

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

Кадровые условия

Обучить учителя – логопеда, инструктора по физической культуре  технологии воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Мотивационные условия

Мотивировать к совместным действиям ДОУ и семью  по формированию толерантности у детей.

Программно- методические условия

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

Материально- технические условия

Приобрести видеоматериал,  по темам »Моя семья», «Мой город, моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»;

Нормативно- правовые условия

Разработать локальные акты по  исполнениюФедерального  закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении

 

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2011г.)

                         6 этап – издательская деятельность (октябрь 2011г.)

Организационные условия

Организовать работу ТИГ по обобщению опыта работы  над проектом.

Информационные условия

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Кадровые условия

Привлечь воспитателей подготовительных к школе групп к обобщению опыта работы по воспитанию у детей седьмого года жизни толерантности.

Мотивационные условия

Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Я и мир вокруг» .

Программно- методические условия

Составить методическое пособие по воспитанию толерантности у детей седьмого года жизни.

Издать методическое пособие.

Материально- технические условия

Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме.

Нормативно- правовые условия

Издать приказ о поощрении сотрудников, участвующих в реализации проекта.

 

Перспективный план  работы по проекту

 

задачи

исполнители

оформление результатов

сроки

1 этап – информационно – аналитическая деятельность

(май - июнь 2010г.)

1.

Создать ТИГ, определяющая исходное состояние работы по формированию толерантности у детей    седьмого года жизни.

Заведующий МДОУ

Приказ

май 2010г.

2.

Создать ТИГ по разработке  проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ

май 2010г.

3

Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики  для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по проблеме толерантности.

Педагог - психолог

Анкеты, тесты, вопросники; методики  для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по проблеме толерантности.

май 2010г.

4.

Прибрести репродукции картин художников мира.

Начальник хозяйственного отдела

Приобретение

июнь 2010г.

5.

Разработать положение о ТИГ по определению исходного состояния работы по формированию толерантности у детей    седьмого года жизни.

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Положение

май 2010г.

6.

Разработать положение о ТИГ, разрабатывающую программу действий по реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Положение

май 2010г.

7.

Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по проблеме толерантности.

Заведующий МДОУ

Приказ

май 2010г.

8.

Заключить договора о взаимодействии с социокультурными учреждениями города.

Заведующий МДОУ

Договор

июнь 2010г.

9.

Привлечь воспитателей подготовительных групп, узких специалистов  к разработке программы воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

Заведующий МДОУ

Приказ об утверждении списка воспитателей и узких специалистов, участвующих в разработке программы воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

май 2010г.

 

2 этап - организационная, организационно- методическая, техническая деятельность (июль - сентябрь2010г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

сроки

 

1.

Открыть кружки социальной, художественно – эстетической направленности.

 

Заведующий МДОУ

 Приказ об утверждении работы кружков

(планов, сетки проведения занятий кружков, руководителей).

сентябрь 2010г.

2.

Организовать работу  родительского клуба с целью оптимизации и коррекции детско-родительских отношений.

Заведующий МДОУ

Приказ об утверждении работы родительского клуба (положение, план работы,  место и время проведения)

сентябрь 2010г.

3.

Организовать работу службы ППМС -сопровождения.

Заведующий МДОУ

Приказ об утверждении работы службы ППМС  -сопровождения. (положение, план работы, место и время проведения)

сентябрь 2010г.

4.

Провести семинар с воспитателями по ознакомлению сФедеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Ознакомление

сентябрь 2010г.

5.

Провести общее родительское собрание по ознакомлению сФедеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Заведующий МДОУ

Решение общего родительского собрания

сентябрь 2010г.

 

6.

Провести педсовет  на тему: »Задачи формирования толерантности у детей седьмого года жизни»

Заведующий МДОУ

Решение педсовета

сентябрь 2010г.

 

7.

Провести консультацию для воспитателей  «Новые технологии  и методы воспитания толерантности у детей».

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Сформировано представление о

новых технологиях  и методах воспитания толерантности у детей»

сентябрь 2010г.

 

8.

Ознакомить детей с  рекламным роликом, отражающим  содержание кружков социальной и художественно- эстетической  направленности.  

ТИГ

Ознакомление

сентябрь 2010г.

 

9.

Разработать план  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

План  повышения профессиональной компетентности   воспитателей по проблеме воспитания толерантности у детей седьмого года жизни

август 2010г.

 

10.

Разработать программу воспитания толерантности детей седьмого года жизни  «Я и мир вокруг».

ТИГ

Программа «Я и мир вокруг»

июль 2010г.

 

11.

Разработать программы кружков социальной  и художественно – эстетической направленности.

Руководители кружков

Программы кружков

июль 2010г.

 

12.

Разработать календарь знаменательных международных событий, дат и краткую к ним аннотацию, план мероприятий.

Музыкальные руководители

Календарь знаменательных международных событий, дат и краткая к ним аннотация, план мероприятий

август 2010г.

13.

Разработать план мероприятий, направленных на информирование детей о возможных криминальных угрозах , способах их предотвращения .

Старший воспитатель

План

июль

2010г.

14.

Создать единую систему работы детского сада и родителей по воспитанию толерантности у детей, повышению уровня педагогической культуры.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Система работы

август 2010г.

15.

Разработать план работы службы ППМС – сопровождения.

Руководитель службы ППМС – сопровождения

План

сентябрь 2010г.

16.

Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога.

Педагог-психолог

Индивидуальные планы работы

сентябрь 2010г.

17.

Создать единую систему работы детского сада и школы по воспитанию толерантности у детей.

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Система работы

сентябрь 2010г.

18.

Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города.

Воспитатели подготовительных к школе групп

План

август 2010г.

19.

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по воспитанию толерантности у детей.

Заведующий ДОУ

Приказ об утверждении планов

август 2010г.

20.

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы

Начальник хозяйственно-

го отдела

Приобретение

июль 2010г

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность

(сентябрь 2010 -–  май 2011г.г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

сроки

1.

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ о распределении обязанностей

сентябрь 2010г.

2.

Определить уровень знаний, умений и навыков воспитателей, выявить положительные достижения и возможные затруднения  воспитателей в вопросах воспитания толерантности у детей седьмого года жизни.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Аналитическая справка

октябрь 2010г.

3.

 Выявить степень овладения детьми практическими умениями, правилами культуры поведения, формами и способами общения.

Воспитатели подготовительных к школе групп

Аналитическая справка

сентябрь 2010г.

4.

Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс, определить  их приоритеты в воспитании детей.

Педагог- психолог

Аналитическая справка

ноябрь 2010г.

5

Изучить социальный статус семей воспитанников.

Воспитатели подготовительных к школе групп

Социальный паспорт группы

октябрь 2010г.

6.

Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности  реализации и своевременной коррекции сконструированной системы.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Система мониторинга и критерии оценки эффективности  реализации и своевременной коррекции проекта.

Ноябрь 2010г.

7.

Повысить уровень психолого-педагогичской компетентности родителей

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

 Цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей.

Провести цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей.

8.

Провести смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование  толерантности у детей.

Временная рабочая группа

Приказ  о поощрении воспитателей, занявших призовые места в смотре.

февраль 2011г.

9.

Организовать выпуск тематических общесадовских газет, отражающих проблемы воспитания толерантности у детей.

Редактор общесадовской газеты

Общесадовские газеты

В течение года

10.

Повысить  уровень компетентности семей  «группы риска» в вопросах воспитания толерантности у детей.

Педагог-психолог

Цикл тренинговых занятий

в течение года

11.

Оказать воспитателям практическую помощь  в освоении  методов формирования толерантности у детей седьмого года жизни

Павличенко О.В.

 Показ открытого  занятия по модифицированной программе «Я и мир вокруг».

февраль, май

12.

Провести  совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду: создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.

Родительский комитет

Благоустроенные групповые комнаты  и прогулочные участки детского сада

В течение года

13.

Провести теоретический семинар для воспитателей «Толерантность как проблема воспитания старших дошкольников»

Заместитель заведующего по учебно-воспитатель-

ной работе

Проекты на тему

 « День толерантности в детском саду»

Январь 2011г

14.

Оказать детям, нуждающимся в психологической поддержке, помощь в преодолении   агрессии, тревожности, замкнутости.

Педагог-психолог

Цикл коррекционо-развивающих занятий

В течение года

15.

Ознакомить  педагогический коллектив  с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантности.

Старший воспитатель

Выставка новинок

методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантности.

март 2011г.

16.

Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов,

викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения.

Заведующий МДОУ

Приказ о назначении ответственных за проведение выставок, турниров,

конкурсов,

викторин, акций,

мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. 

Октябрь 2010г.

17.

Реализовать план проведения выставок, турниров, конкурсов.

Члены ТИГ

Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок, турниров

В течение года

18.

Провести конкурс проектов «Мои права»

ТИГ

Приказ о поощрении победителя конкурса

апрель

19.

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме формирования толерантности у детей седьмого года жизни.

 

Старший воспитатель

Комплект учебно-методических материалов  по проблеме формирования толерантности у детей седьмого года жизни

апрель

20.

Создать картотеку подвижных игр народов мира.

Воспитатели подготовительных к школе групп

Картотека подвижных игр народов мира.

декабрь 2010г.

21.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы воспитания толерантности  у детей седьмого года жизни.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методические рекомендации

апрель

22.

Обучить учителя–логопеда, инструктора по физической культуре  технологии воспитания толерантности у детей. старшего дошкольного возраста в рамках детского сада.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Проект по формированию толерантности  у детей- логопатов;

формирование толерантности у детей средствами

физической культуры

февраль 2011г.

23.

Сформировать набор национальной одежды для кукол.

Рабочая по ремонту и пошиву одежды

Набор национальной одежды для кукол

январь 2011г.

24.

Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Приказ об утверждении положений

октябрь 2010г.

25.

Провести мероприятия по календарю событий, знаменательных дат международного значения

Руководитель ТИГ

Сборник «Хроника знаменательных событий, дат в рисунках детей»

В течение года

26.

Реализовать план работы с социокультурными учреждениями города.

Воспитатели подготовительных к школе групп

Рисунки детей, отражающие впечатления  от увиденного на экскурсии

В течение года

27.

Реализовать план мероприятий, направленных на информирование детей о возможных криминальных угрозах, способах их предотвращения .

Старший воспитатель

Плакаты, памятки- символы, изготовленные детьми

В течение года

28.

Провести мероприятия, отражающие  совместное творчество детей, родителей и педагогов

ТИГ

Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок

В течение года

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2011г.)

 

задачи

исполнители

оформление результатов

сроки

1.

Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе «Я и мир вокруг»

Воспитатели подготовительных к школе групп

Аналитические справки

январь, май

2011г.

2.

Провести диагностику социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет»,  «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).

Педагог- психолог

Аналитическая справка

январь, май

2011г.

3.

Изучить  детско-родительские отношения совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители;

 

Педагог- психолог

Выступление с докладом на педсовете

январь 2011г.

4.

Выявить уровень освоения новшеств  воспитателями.

Старший воспитатель

Выступление с докладом на педсовете

май

2011г.

5.

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Выступление с докладом на педсовете

май

2011г.

6.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методические рекомендации

март

2011г.

7.

Приобрести видеоматериал,  по темам «Моя семья», «Мой город, моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»;

Начальник хозяйственного отдела

Наличие видеоматериалов

 

февраль 2011г.

8.

Провести  педсовет «Итоги реализации проекта «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

9.

Разработать локальные акты по  исполнениюФедерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Заведующий МДОУ

локальные акты

декабрь

2010г.

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2011г.)

                           6 этап – издательская деятельность (октябрь 2011г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

сроки

1.

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

ТИГ

научно-методическая статья

октябрь

2.

Распространить опыт.

ТИГ

участие в областном конкурсе проектов

сентябрь 2011

3.

Разместить опыт на 2 педагогических сайтах.

Павличенко О.В

Размещение опыта в сети Интернета

сентябрь 2011

4.

Принять участие во Всероссийском  фестивале педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011».

Жуланов В.А.

Размещение   опыта на сайте

Всероссийского  фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011».

август 2011

2.

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Статья в общесадовскую газету

июнь

3.

Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Я и мир вокруг»

Заведующий МДОУ

Приказ о поощрении

сентябрь 2011

4.

Составить методическое пособие по воспитанию толерантности у детей седьмого года жизни.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методическое пособие

август

5.

Издать методическое пособие.

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

Методическое пособие

октябрь

6.

Спонсировать издание методического пособия по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Заведующий МДОУ

финансирование

октябрь

7.

Поощрить  сотрудников, участвующих в реализации проекта.

Заведующий МДОУ

Приказ о поощрении

сентябрь

                 

Бюджет проекта

 

бюджет

код

сумма

приобретение

Приобрести видеоматериал,  по темам «Моя семья», «Мой город, моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»;

340

3000

Приобретение методической литературы по заявленной теме»;

340

800

Приобретение оргтехники.

310

19180

Приобретение расходных  и канцелярских принадлежностей

340

3500

Приобретение  народных игрушек.

340

10000

Приобретение настольно- печатных игр по ознакомлению с разными странами, сказками народов мира

340

7000

Приобретение наглядного материала о быте народов разных стран, их традициях.

340

3000

Награждение победителей конкурсов

290

2000

Итого

 

48480

 

 

 

 

Используемая литература:

Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. :  Педагогика, 1991. –  479 с.

Коломийченко Л.В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.

“Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.

Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8. 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн