Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Крепость в степи"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Стороженко Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 

Ставропольский край,г.Новоалександровск, МОУ лицей"Экос".Учитель русского языка и литературы.

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Познакомиться с произведением известного ставропольского прозаика Иоакима Кузнецова "Крепость в степи", повествующим об истории малой Родины.

Научиться определять тематику и идейноесодержание произведения.

Развивать умение видеть стилевые особенности текста.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Иоаким Кузнецов "Крепость встепи".- Ставропольское книжное издательство, 1987.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Литературное Ставрополье"

Краткое описание: 
<p> Познакомиться с фабулой исторического повествования И. Кузнецова. Увидеть особенности стиля писателя в лирических отступлениях - описаниях природы степи. Нацелить на прочтение книги.&nbsp;</p>

 

План урока: 

  1. Выразительное чтение отрывка из книги «Крепость

в степи» (инд.задание).

2.Сообщение «Биография и особенности творчества Кузнецова И. В.»  

3.Беседа по содержанию произведения: 

  • что выделяет писатель как самое главное в описании нашей малой Родины? ( Красоту степи, связь истории края с историей России, память о тех, кто прославил край и кто принимал участие в его становлеии.) 
  • зачем же нужна была Азово- Моздокская линия? 

(Кузнецов И.В. Крепость в степи. – Ставрополь , 1987. Ч.1,стр11). 

  • кто из государственных деятелей принимал активное участие в заселении земель на Северном Кавказе?  (Князь Потемкин) 
  • зачем хопёрские и волжские казаки едут на Кавказ? (Ч. 2, стр49)   
  • назовите героев книги, которые стали собирательным образом тех, кто осваивал кавказские земли? (Канон и Дмитрий Устиновы, майор Петров, Мария Николаевна Шульц )   
  • что такое Кавказ по мнению майора Петрова?

(Ч.2, стр. 51)

  • что за удивительное явление природы встретили казаки по пути к месту построения крепости?( Озеро Маныч. С.56-58, ч. 2 ). 
  • какова была миссия знаменитого Суворова на Кавказе?(Ч.3,с.97-113). 
  • почему так подробно автор описывает клятву казаков, построивших крепость?(Ч.3,с.96).

 

 

4.Устное рецензирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-Определите тематику повести. (История заселения 

степных земель Северного Кавказа. Взаимоотношения 

России и народов Северного Кавказа. Историческое повествование о городе Ставрополе. Уникальность и красота ставропольской земли. Пребывание на Ставрополье людей, чьи имена прославили Россию). 

-Сформулируйте идейное содержание повествования. 

(И. Кузнецов дает нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и осмыслить дела наших предков, узнать историю родного края, почувствовать его природную и историческую уникальность).   

- В чем особенности стиля писателя? ( Легкость изложения последовательности событий, умение сочетать реальные исторические события и факты с художественным вымыслом, точные и в то же время образные описания природы степи).         

-Какие страницы запомнились? 

 

Дом. задание: Грибоедов на Кавказе (Ч.6,гл. 5).

 

 Матермал к уроку.

               

         Каждый город, область, край имеет свое неповторимое лицо.                     

Сибирские поселения окружены тайгой, кавказские – горами. А у нашего Ставрополья лик степной. Куда ни кинь глазом, везде раздолье, пересеченное небольшими долинами, балками, взгорьями и курганами, продуваемое со всех сторон разгонистыми ветрами и прокаленное летом щедрым южным солнцем. В прошлом дикая, пустынная степь, с редкими войлочными кибитками кочевников, теперь прочно, по-хозяйски обжитая и смекалисто приспособленная для жизни людей на засушливом вольном просторе…

       Кто только не бывал в Ставрополе!.. Откройте страницы летописи присоединения Кавказа к России и вы сразу увидите имена выдающихся русских ученых, которые в далекие годы исследовали жизнь кавказских народов и природные богатства этого удивительного края, градостроителей, поставивших здесь первые русские города.

 

 

А какой заметный след оставили на Кавказе Суворов и Ермолов – гордость нашего военного искусства и немеркнущей славы русского оружия. Вчитайтесь в главы развития культурных связей России с Кавказом – и вам непременно попадут строки о пребывании в Ставрополе корифеев русской литературы – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Белинского, Льва Толстого, писателей – декабристов… 

       Скажите, много ли городов в России,  которые с гордостью могут показать вам, что вот по этим улицам и площадям ходили, в этих домах жили, здесь пробовали на вкус местного запашистого хлеба и ключевой воды выдающиеся мужи русской нации? Ставрополь один из таких.Здесь каждый аршин земли историей дышит.

                  

                  Иоаким Кузнецов. Крепость в степи.

 

          


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Кре


Не раз слышала от коллег, что часов на уроки литературы так мало, что необходимости знакомиться с произведениями писателей Ставрополья нет. Успеть бы познакомить с программным материалом. У меня другое мнение. О Кузнецове, Губине, Чёрном и других известных и очень талантливых писателях - земляках надо говорить наурокелитературы. Хотелось бы увидеть интересные разработки уроковпо РК.




На: Тематика и идейное содержание повести Иоакима Кузнецова "Кре


Замечательная разработка урока. Данный материал очень полезен на уроках литературы в качестве РК. Спасибо за новый взгляд на произведение.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн