Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть 3d видео

Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



презетация и конспект урока по литературе в 11 классе по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"

Фото пользователя татьяна ивановна парушкина
Submitted by татьяна ивановна парушкина on пн, 31/10/2011 - 21:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Парушкина Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ" с.Грузино Чудовский район Новгорродская область

Регион: 
Новгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> данную презетацию и конспект урока можно использовать на уроках литературы в 9 и 11 классах&nbsp;</p>

 

                                           -1-

Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Задачи урока:

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

 

Оборудование урока: презентация

 

                  Ход урока

 

1.Организационный  момент

 

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор»  выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как  жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

 

  • Беседа по содержанию рассказа

 Учитель:  Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского  языка это обозначает  «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает?

 

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на  две  части: прошлое и настоящее.

 Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

 

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

                                    -2-

Задание: подобрать к ключевым словам определения                                                                                                                                                                                                                                                                   из текста

 

изба

Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий

фикусы

Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой

кошка

Колченогая, подобранная из жалости, немолода

мыши

Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание

тараканы

Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи

коза

Грязно-белая

 

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

 

Было

не было

Страшная болезнь

Одиночество

Тяготы быта

Несправедливость общества

Хлопоты с пенсией

Бедность

убогость

пенсии, денег

понимания родственниками, сельчанами

семьи                                                                       

 

 

 

 

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

 

Счастье

Горе

Любовь к Фаддею

 Замужество

 Воспитание Киры

  Здоровье, сила

Смелость «коня на скаку остановит»

 

 

разбитая любовь

замужество без любви

смерть 6 детей

Потеря мужа на войне

Непосильный труд в колхозе

Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки

 

 

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

 

Учитель: Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

 

                                         -3-

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.

- Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

 -Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает  окружающим?

( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому  же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием  Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

 

Бескорыстный  - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

-Можно ли считать героиню верующей?

(Да, хотя и была безгрешна.)

-Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых  детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена?(Решила помочь мужикам)

 

 Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена  вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны.

 

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

( Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

                                                           -4-

 Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

 

-Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается  шесть раз)

 

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный  по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

-К какому выводу приходит автор-рассказчик?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

 

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова?  Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

 

Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против  правил нравственности.

 

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам?

 

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

 

праведники

грешники

 

 

 

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

 

 

 

                                               -5-

 

Добро, вера в бога и в людей.

Хорошее отношение к людям,

милосердие, бескорыстие,

умение прощать,смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,

 неприхотливость, выносливость

Зло, недоброжелательнось, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность,

ожесточенность, ложь

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней  человека, село – это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа?

 

  • Вывод по уроку.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

 

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни , прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

                                        -6-

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

 

Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного  терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

 

  • Оценивание работы учащихся.

 

  • Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение (на выбор)

 «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

 

 

« О чем бы я спросил(а) героиню?

Прикрепленный файл Size
Урок по литературе в 11 классе.ppt 503.5 KB

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно