Submitted by Надежда Вячеславовна Павлова on Tue, 08/11/2011 - 23:53
Программа проекта « Удивительный мир звуков»
Данная тема изучается в 9 классе основной общеобразовательной школы в главе « Механические волны », на которую отводится 4 урока. В соответствии со Стандартами образования нового поколения ученики должны уметь вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн, а также знать границы частоты слышимых звуков. Спецификацию звуковых волн связывают только с тем, что звуковые волны- это средство общения людей, и поэтому в акустике главным образом рассматриваются волны в воздухе с учетом особенностей восприятия звуков человеком.
Надо отметить, что вопрос о звуковых волнах наиболее разнообразнее и интереснее тех вопросов, которые рассматриваются в рамках школьной программы. Данная тема способствует осуществлению межпредметных связей, так как вопросы о звуке изучаются на уроках биологии, литературы.
Психологи изучают влияние звуков на живые организмы и возможность существования человека в мире безмолвия. Важное место в жизни человека играют музыкальные звуки.
Данный проект ставит перед собой основополагающий вопрос « Что нам еще неведомо о звуках?». Этот вопрос нацеливает учеников на поиск информации, выходящей за рамки школьной программы. В ходе работы необходимо ответить на ряд проблемных вопросов «Как создаются и распространяются звуки?», « Насколько разнообразен мир звуков?», « Как общаются животные?», « Справедлива ли пословица « Нем, как рыба»?», « Как влияет звук на психику человека?», « Имеет ли звук цвет?».
Учащиеся делятся на группы по интересам и работают над проблемой, которую им необходимо предоставить на защите проекта.
1 группа – журналисты. Делают подборку материала по теме « Что нам еще неведомо о звуках?». Представляют номер газеты в компьютерном варианте.
2 группа – компьютерщики. Ищут материал в Интернете, перерабатывают ее
и представляют мультимедийную презентацию по теме « Как разнообразен мир звуков».
3 группа- исследовательская. Участники группы должны произвести исследование по вопросу « Имеет ли звук цвет».
4 группа- биологи. Участники группы должны предоставить материал по вопросу « Влияние звука на живые организмы».
Защита работ проводится на заключительном этапе изучения главы «Механические волны» или на элективном курсе.
Данный проект решает множество задач обучения физике.
· Показывает, что вопросы, изучаемые на физике являются основополагающими в курсе естественно - научных предметов
( осуществление межпредметных связей).
· Способствует овладению навыков самостоятельного приобретения новых знаний, организации деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
· Позволяет приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
· Развивает умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
· Формирует умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Выполнение проекта будет полезно не только ученикам 9 классов. С ним могут быть ознакомлены учителя-предметники в рамках проведения традиционной недели физики и математики и учащиеся других классов.
В ходе написания и защиты проекта у учеников формируются
умения 21-го века
Ответственность и адаптивность – проявление персональной ответственности и гибкости в личных, служебных и общественных делах; формулировка и достижение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.
Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.
Креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими; открытость новым и отличающимся от вашей собственной точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Информационная и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Постановка и решение проблем – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – мониторинг процесса освоения и своих потребностей в обучении; поиск соответствующих ресурсов; перемещение информации из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – умение действовать в интересах всего сообщества; демонстрация этичного поведения в личном, служебном и общественном контекстах.