Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Введение в этноэкологию: традиционно-культурные знания

Фото пользователя Дмитрий Юрьевич Доронин
Submitted by Дмитрий Юрьевич Доронин on Tue, 10/03/2009 - 19:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Д.Ю.Доронин
Место работы, должность: 
ГОУ ДПО НИРО, ст.преподаватель кафедры педагогики и андрагогики
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Вводное занятие по этно-экологии

 

Тема занятия: «Введение в этноэкологию: традиционно-культурные знания»
 
Предмет занятия: Традиционно-культурное знание (ТЗ) об окружающем мире
 
Цели занятия:
Цель занятия сформулирована нами согласно требованию целостности и триединства цели в уроках (занятиях) развивающего типа с деятельностным содержанием образования.
Познавательная цель: Сформировать у учащихся базовые представления о структуре и видах ТЗ как предмете этноэкологии.
Развивающая цель: Научить учащихся выявлять, анализировать, систематизировать (по предметной структуре) ТЗ, а также сравнивать, сопоставлять эти знания с доступными им научными знаниями.
Воспитательная цель: Подвести учащегося к выводу о значимости ТЗ в современном мире.
 
Количество участников:
Оптимальная группа учащихся для занятия: от 5 до 15 человек.
Возможно варианты, когда ребята не знакомы друг с другом или, наоборот, занимаются в одном кружке, учатся в одном классе.
 
Условия реализации: помещение класса ЦРТДиЮ НО, компьютерное и мультимедийное обеспечение для демонстрации обучающей презентации, предметы традиционной материальной культуры для выполнения задания в группах, лист-анкета для выполнения индивидуального задания.
Согласно дидактике развивающего образования, продолжительность учебного (проектного) занятия зависит от индивидуального режима решения учебной задачи (проектной ситуации) каждым из учащихся, т.е. занятие может продолжаться от 30 до 90 минут.
Главным критерием эффективности действий педагога здесь является не полный объём правильно усвоенных учащимися знаний, а индивидуальные приращения личности учащегося, например, открытие учащимся действия некого принципа, освоение им определённых способов деятельности и т.д.
Поэтому, в зависимости от индивидуальных особенностей темпа освоения проектной ситуации конкретными учащимися, содержание данного занятия может не умещаться в рамки традиционного 40-минутного урока.
 
Результаты:
В результате занятия:
  • Учащиеся сформируют базовые представления о структуре и видах ТЗ как предмете этноэкологии.
  • Учащиеся овладеют простейшими принципами выявления, анализа, систематизации ТЗ о мире природы, сопоставления с доступными им научными знаниями.
  • Учащиеся сформируют представление о значимости ТЗ в современном мире.
 
Конспект-описание занятия
Вступительная часть
1. Преподаватель представляется как этноэколог.
2. Преподаватель формирует ситуацию проблематизации – задаёт вопрос: «А что же такое этноэкология?» Выясняется, что сам преподаватель не знает точного ответа. Наше занятие поможет разобраться в этом вопросе.
3. Преподаватель даёт рабочее определение (это наука, изучающая ТЗ о природе), предлагая учащимся в конце занятия самим сформировать свои собственные версии определения этноэкологии
4. Этноэкология изучает ТЗ о природе, отражённые в мифе, фольклоре, обряде и традиционной материальной культуре.
5. Преподаватель формирует ситуацию проблематизации – задаёт вопрос: «А какие знания о природе есть у нас?»
Это, прежде всего, научные знания, о которых мы узнаём в школе: например, физическое, ботаническое, зоологическое, анатомическое, географическое, химическое знания.
А верные ли это знания?
Что значит этот вопрос? Оказывается, что в каждую эпоху, в каждое столетие было своё верное знание. И через сто лет верное знание будет выглядеть по-другому, чем сейчас.
6. Преподаватель приводит примеры: знания о мире аборигенов Австралии, знания Средневековья, а также применяет приём метафоризации – концепция фильма «Матрица», концепция человеческого знания в эволюционной эпистемологии.
7. Древние знания сохраняются и имеют большое значение для нашей жизни до сих пор.
Структура мира, в котором мы живём – идёт с древнейших времён.
Преподаватель начинает демонстрировать презентацию: страницы с шаманскими бубнами.
8. Базовая модель трёх миров; жизнь всего живого как связь этих миров.
Этноэкология – наука о связи миров.
Экология – наука о взаимосвязях живой и неживой природы.
 
Первая часть занятия:
1. Разные объекты и разные люди, связывающие миры: педагог демонстрирует презентацию.
2. Традиционное знание (ТЗ) не предметно, а функционально организовано: понятие границы, рубежности, оборотности, ритуалов перехода.
3. Правило выявления природных объектов, с которыми связана богатая этно-экологическая информация
4. Представление о природе как Ином пространстве: близость ТЗ к учению научного экологического знания об экосистеме; многообразие, иерархия природы как Иного, многообразие связей и взаимодействий в «народной экологии».
ТЗ – древнее мифологическое знание, отражённое в современном фольклоре.
5. Двойственность структур мифологического мышления и ТЗ: верх и низ, право и лево, видимое и невидимое, чёрное и белое, реальное и отражённое и т.д.
6. Оказывается, ТЗ есть у каждого из нас с самого детства. Интерактивная беседа с учащимися: ребята вспоминают персонажей «страшилок». Анализ персонажей как выявление ТЗ.
7. Практическое занятие «Методика трёх корзин»: выявление своего ТЗ (особое место, странный случай и пр.)
 
Вторая часть занятия:
1. Обратимся к другим особенностям ТЗ.
Современное знание предметно организовано. ТЗ – тоже предметно.
2. Как можно обнаружить эту предметность?
Этноботаника – это знания травников. Этнозоология – пастухов и охотников. И т.д.
3. Мы с вами можем создать свою собственную школу древних знаний по типу школы Гарри Поттера.
4. Игровой приём по формированию случайных проектных групп: методика «Ледокол»
5. Практическое занятие: выявление описание ТЗ о мире природы, содержащегося в предмете материальной культуры (с помощью пособий и раздаточных материалов)
 
Третья часть занятия:
1. Учащиеся выбирают из списка возможные ценностные аспекты ТЗ в современном мире. «Мне нужны традиционно-культурные знания, потому что…» (работа с карточками)
2. Интерактивная беседа с учащимися: преподаватель заслушивает ученические версии определения «этноэкология». Вместе приходим к заключительному определению.


Фото пользователя Лариса Александровна Пятко

На: Введение в этноэкологию: традиционно-культурные знания


Полезная информация. Но для того, чтобы можно было в полной мере ею воспользоваться, хотелось бы увидеть приложение с раздаточным материалом, с описанием используемых игр и методик, а также презентацию.

С уважением, Л.Пятко.




Фото пользователя Алексей Сергеевич Черников

На: Введение в этноэкологию: традиционно-культурные знания


Очень наукообразно, но результативно ли? Сомневаюсь.

Алексей




Фото пользователя Наталья Ивановна Юрченко

На: Введение в этноэкологию: традиционно-культурные знания


Хотелось бы увидеть мультимедийное сопровождение.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн