Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по русскому языку для 11 класса. Профильный уровень.

Submitted by Марина Анатольевна Гиниятуллина on Wed, 09/11/2011 - 17:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гиниятуллина М.А.
Место работы, должность: 

Преподаватель русского языка МОУ "СОШ №95"

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Данный материал будет интересен для преподавателей русского языка, работающих в профильных классах по учебнику Хлебинской Г.Ф.</p>

Наименование раздела, тема урока

Элементы содержания

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

1. 

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. (5 часов)

 Ценность русского литературного языка и его место среди языков народов мира

Раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира. Русистика наука о русском языке

Знатьроль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметьобъяснить с помощью словаря значение слов

Уметьнаписать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”.

Индивидуальные задания

 

2. 

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Фонетика. Орфоэпия.

Фонетика; звуки русского языка; тон; шум; тоновые звуки

Знатьпринципы классификации звуков русского языка, уметь проводить фонетический анализ

Вопросы для повторения , словарный диктант

Разборы в тетради

 

3

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе. Лексика и фразеология.

Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

Знатьосновные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

тест

Разборы в тетради

 

4

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе.  Морфемика. Способы словообразования

Способы словообразования. Аффиксы словоизменительные и словообразовательные

Уметь строить словообразовательную цепочку

Словарная работа

Разборы в тетради

 

5

 Контрольный диктант по итогам повторения.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

 

 

 

Морфология -48+4р

 

 

 

 

 

6.

Имя существительное.

Морфологические категории существительных. Категория одушевленности – неодушевленности, рода, числа.

Морфологические категории, категория одушевленности - неодушевленности, общий род, число сущ-ных

Знать морфологические категории существительных, уметь отличать одушевленные сущ-ные от неодушевленных, определять род и число.

Определение одушевленности-неодушевленности, рода и числа у существительных.

Упр.6,8

 

7.

Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Склонение некоторых имен и фамилий

Уметь склонять иноязычные имена и фамилии

Словарная работа

Упр.11

 

8

Падежные окончания существительных в единственном числе.

Окончания –ым, -ом в Т.п. имен собственных

Уметь писать правильно собственные имена в Т.п.. Знать варианты падежных окончаний в ед. числе

Практическая работа.

Упр.12

 

9.

Окончания существительных во множественном числе.

Окончания сущ-ных в И.п. и Р.п. множественного числа.

Уметь правильно образовывать формы  множественного числа имен существительных.

Словарная работа (№17)

Упр.20

 

10.

Правописание суффиксов существительных.

Суффиксальный способ образования слов, суффиксы существительн.

Знать суффиксы существительных и уметь их писать.

Сам. работа (Упр.22)

Упр.21

 

11.

Правописание НЕ с именами существительными.

Способы образования имен существительных

Знать и уметь применять правило «Правописание НЕ с существительными»

Подбор синонимов, морфологический разбор.

Упр.24

 

12.

Правописание сложных имен существительных.

Способы образования имен существительных

Уметь писать сложные существительные

Определение способа словообразования

Упр.26,27,28

 

13.

Изобразительно-выразительные средства, образованные при помощи существительных.

Изобразительно-выразительные средства языка,  метафоры, сравнения, литота и др.

Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь определять и находить их в тексте.

Практическая работа.

Упр.31

 

14.

Урок развития речи.Сочинение в формате ЕГЭ, часть С

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме  Соблюдать нормы построения текста

Умение работать с текстом

Дописать сочинение

 

15.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Полные и краткие формы.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Знать разряды прилагательных. Уметь определять их.

Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя.

Упр.36

 

16.

Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.

Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных

Уметь образовывать степени сравнения прилагательных и правильно употреблять их в речи.

Практическая работа

Упр.40

 

17.

Правописание сложных прилагательных.

Сложные прилагательные

Уметь писать сложные прилагательные

Словарная работа (№45)

Упр.43,44

 

18

Правописание суффиксов прилагательных.

Суффиксальный способ словообразования, отыменные прилагательные

Знать суффиксы прилагательных. Уметь их правильно писать.

 Закрепление практических навыков,

Упр.47,49

 

19

НЕ с прилагательными. Морфологический разбор.

Морфологический разбор прилагательных

Знать и уметь применять правило «Правописание НЕ с прилагательными»

Морфологический разбор прилагательных

Упр.52, 54 (по вариантам)

 

20

Изобразительно-выразительные средства, образованные при помощи прилагательных.

Изобразительно-выразительные средства языка,  эпитет, градация и др.

Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь определять и находить их в тексте.

Практическая работа.

Упр.55(1)

 

21.

Контрольная работа в формате ЕГЭ. 

 

Уметь решать тестовые задания ЕГЭ

ТЕСТ

Подгот. к сочинению

 

22.

Лексико-грамматические разряды  числительных.  Словообразовательная структура.

Количественные и порядковые числительные.

Знать лексико-грамматические разряды числительных, их словообразовательную структуру. Уметь определять их.

Морфологический разбор числительных

Упр.57

 

23.

Правописание имен числительных.

Несколько типов склонений числительных

Знать типы склонения числительных. Уметь писать падежные окончания числительных.

Повторение теоретического материала.

 

Упр.61, 63(1)

 

24.

Варианты сочетаний числительных с существительными.

Употребление собирательных числительных

Знать правила сочетания числительных с существительными. Уметь правильно употреблять числительные в речи.

Формирование практических навыков

Упр. 65,66

 

25.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Личные, указательные, притяжательные местоимения и другие.

Знать разряды местоимений, уметь определять их.

Практическая работа.

Упр.70

 

26.

Употребление местоимений в речи.

Речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений

Уметь правильно употреблять местоимения в речи

Редактирование, исправление речевых ошибок

Упр.71

 

27.

Правописание местоимений.

Неопределенные и отрицательные местоимения.

Знать правила дефисного написания местоимений и уметь применять их на письме.

Закрепление практических навыков, морфологический разбор местоимения

Упр.74, 73(1)

 

28

Контрольная работа по теме «Морфология»

 

 

Тест, индивидуальные задания

Подготовка к сочинению стр.79

 

29

Урок развития речи.Сочинение в формате ЕГЭ, часть С

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме  Соблюдать нормы построения текста

Умение работать с текстом

Дописать сочинение

 

30

Глагол как часть речи. Основы глаголы.

Инфинитив, формообразующие основы глагола.

Уметь определять основы глагола

Анализ текста

Упр.75 (закончить)

 

31

Морфологические категории глагола.

Категория вида, переходности-непереходности и др.

Уметь отличать переходные глаголы от непереходных, образовывать видовые пары

Практическая работа

Упр.79,81

 

32.

Категории наклонения и времени.

Изъявительное, повелительное и условное наклонения

Знать категории наклонения и времени. Уметь определять их у глаголов.

Формирование практических навыков

Упр.85

 

33

Категория лица. Спряжение глаголов.

Категория лица глагола, два спряжения глаголов

Знать особенности спряжения глаголов. Уметь определять тип спряжения и лицо глаголов.

Повторение теоретического материала.

Упр.90,91,92

 

34

Правописание глаголов.

Не с глаголами, правописание приставки недо; суффиксы -ова,- ева, -ыва, -ива и др.

Знать правила правописания глагольных суффиксов, частицы НЕ. Уметь применять на письме.

Закрепление практических навыков

Упр.96,97

 

35

Причастие как особая форма глагола.

Действительные и страдательные причастия.

Знать суффиксы причастий. Уметь отличать причастия от других частей речи,

Анализ текста.

Упр.101 (закончить)

 

36.

Образование причастий.

Образование  причастий, переход причастий в прилагательные

Знать, как образуются причастия. Уметь образовывать полную и краткую форму причастия.

Словарная работа Упр 110

Упр.107, 108

 

37-38

Правописание Н-НН в причастиях.

Отглагольные прилагательные

Уметь правильно писать н-нн в причастиях и прилагательных.; анализировать текст

Самостоятельная работа с текстом Упр.116(2)

Упр.115, 116

 

39

Правописание НЕ с причастиями.

Слитное и раздельное написание причастий с частицей НЕ, с отглаг. прилагательн. на –мый.

Знать правила правописания Не с причастиями и отглагольными прилагательными на –мый;  уметь применять на письме.

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо, практические разборы.

Упр.118

 

40

Морфологический разбор причастия.

морфологические признаки причастия постоянные и непостоянные

Знать порядок морфологического разбора причастий, уметь производить его самостоятельно

Морфологический разбор причастий (практич. работа)

Упр.120

 

41

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Знать суффиксы деепричастий и уметь образовывать деепричастия от глаголов.

Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя.

 

Упр.123, 124

 

42

Контрольная работа по теме «Морфология. Глагол и его формы»

 

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

Работа с тестами

Подготовиться к сочинению стр.124

 

43

Урок развития речи.Сочинение в формате ЕГЭ, часть С

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме  Соблюдать нормы построения текста

Умение работать с текстом

Дописать сочинение

 

44

Наречие как часть речи.

Разряды наречий по  значению.

Распознавать наречия, уметь определять их разряды по значению

Определение способа словообразования наречия Упр126

Упр.125

 

45

Правописание наречий.

Отрицательные наречия. Слитное и раздельное написание частицы НЕ, ь после шипящих.

Уметь грамотно писать наречия

Словарная работа

Упр. 131(1),132

 

46

Дефисное, слитное и раздельное написание наречий.

Способы образования наречий

Уметь грамотно писать наречия

 Выполнение тренировочных упражнений:

Упр.136, 139

 

47

Слова категории состояния как часть речи.

Морфологический разбор наречия и слов состояния

Уметь находить в тексте слова категории состояния, определять их семантические признаки

Изучающее чтение § 47, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания

Упр.143

 

48

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов.

Разряды предлогов по структуре: простые, составные и сложные.

Знать значения предлогов. Уметь определять разряд по происхождению. Формулировать и комментировать проблему.

Формулирование проблемы текса, комментарии к ней

Упр.144

 

49

Падежное употребление предлогов.

Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами

Знать правила сочетания предлогов с падежными формами. Уметь правильно употреблять предлоги в речи.

Составление словосочетаний с предлогами. Индивид. работа

Упр.146 (закончить)

 

50

Дефисное, слитное, раздельное написание предлогов.

Отличие предлогов от других частей речи.

Уметь правильно писать производные предлоги

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо

Упр.148

 

51

Морфологический разбор предлога.

Разряды предлогов по значению, стиль речи

Уметь производить морфологический разбор предлога

Словарная работа

Упр.149

 

52

Союз как служебная часть речи.

Разряды союзов по структуре, по значению и грамматической функции

Уметь отличать союзы от предлогов и частиц, знать разряды союзов а) по структуре б) по значению

Работа с текстом. Найти союзы, определить их значение

Упр.151

 

53

Частица как служебная часть речи.

Разряды  по структуре, по значению и выполняемой функции

Уметь находить частицы в тексте и определять их разряды, отличать частицы от омонимичных им слов

Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя к п.55

 

Упр.153 (закончить)

 

54

Правописание частиц. Различение частиц НЕ и НИ.

Отрицательные и усилительные частицы, их правописание

Знать основные случаи употребления НЕ-НИ.

Практическая работа: объяснение правописания частиц НЕ-НИ.

Упр.155

 

55

Междометия и звукоподражательные слова.

Разряды междометий по происхождению и структуре.

Уметь находить в тексте междометия, характеризовать их.

Изучающее чтение § 67, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания

Упр.156

 

56

Контрольная работа по теме «Морфология. Наречия»

 

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ

Тест, индивидуальные задания

Подготовиться к сочинению стр.164

 

57

Урок развития речи.Сочинение в формате ЕГЭ, часть С

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме  Соблюдать нормы построения текста

Умение работать с текстом

Дописать сочинение

 

 

Синтаксис и пунктуация

42+4р

 

 

 

 

58.

Словосочетание.

Виды словосочетаний.

 

Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании.

Знатьстроение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметьвычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний.

— Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя.

— Изучающее чтение § 61, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему.

— Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания.

 

Упр.157, 159

 

59-60

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении.

 

Порядок синтаксического разбора словосочетания. Грамматические ошибки.

Знатьстроение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметьвычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний.

— Повторение теоретического материала

— Культура речи: вопросы и задания для повторения и обобщения.

 

Упр.161(8-20), 163 (закончить)

 

61

Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений

 

Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения. Типы предложений по цели высказывания.

Знатьосновные единицы языка, их признаки.

Уметьосознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

Словарная работа

— Актуализация знаний, имеющихся у учащихся.

— Ознакомительное чтение учебного материала § 63,64.

— Информирующая лекция учителя.

 

 

Упр.164

 

62

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

 

Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава грамматической основы. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его виды.

Знатьосновные единицы языка, их признаки.

Уметьосознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

— Самостоятельная работа с учебником: изучающее чтение § 65 учебника; составление опорного плана-конспекта учебно-научного текста; работа по группам с консультантами.

— Тренировочные упражнен.

Упр.167(2)

 

63-64

Согласование сказуемого с подлежащим.

Грамматическое согласование, согласование по смыслу.

Знатьосновные нормы русского литературного языка;

Уметь правильно согласовывать главные члены между собой

— Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи.

Упр.169, 172

 

65

Односоставные предложения

Виды односоставных предложений

Знать особенности и виды односоставных предложений.

Уметь определять виды односоставных предложений.

Распределительное письмо

Упр.173 (8-15)

 

66

Второстепенные члены предложения.

Характеристика определений. Способы выражения. Обстоятельства. Характеристика обстоятельств. Способы выражения.

Знатьосновные единицы языка, их признаки, определения.

Уметьнаходить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.

— Тренировочные упражнения— распределительное письмо, упражнение на конструирование, работа с текстом: закрепление правописных навыков, закрепление навыков анализа текста,

 

Упр. 175(2)

 

67

Приложение. Знаки препинания при одиночных приложениях.

Одиночные приложения, согласование приложения с определяемым словом

Знать, что такое приложение.

Уметь находить приложения в тексте, правильно употреблять в речи, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи.

 

Упр.177

 

68

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.

 

 

Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении.

Уметь  определять неполные предложения

— Изучающее чтение статьи учебника.

— Выполнение тренировочных упражнений учебника.

— Комментированное письмо, объяснительное письмо.

— Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упр 179

 

69

Простое осложненное предложение.

 

Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения.

 

Знатьосновные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания, простые осложненные предложения

Уметьвыражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах

— Знакомство с теоретическим материалом учебника.

— Выполнение тренировочных упражнений учебника.

— Распределительное письмо.

— Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения.

 

 

Упр.181

 

70

Контрольная работа по теме  «Простое предложение».

 

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ,

Тест (стр.209)

Подготовка к сочинению стр.211

 

71

Урок развития речи.

Анализ текста, создание аналитической письменной работы по исходному тексту.

 

 

Уметьработать с художественными текстами изучаемых литературных произведений.

Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений.

Сочинение по тексту в формате ЕГЭ

 

72

Тире между подлежащим и сказуемым.

.

 

Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым

Знатьосновные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметьнаходить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием.

— Мотивированное слово учителя, разъясняющее сущность правописного затруднения.

— Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи.

Упр.183

 

73

Соединительное тире. Интонационное тире.

Соединительное тире.

 

Случаи постановки соединительного тире. Интонационное тире. Случаи постановки интонационного тире.

Знатьосновные единицы языка, их признаки, определения.

 

— Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная работа).

— Самостоятельная проверочная работа по вариантам.

— Выполнение тренировочных упражнений.

Упр.186

 

74

Предложения с однородными членами предложения.

 

Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Однородные члены предложения. Синтаксические единицы, не являющиеся однородными членами предложения. Средства выражения однородности.

Знатьосновные единицы языка, их признаки.

Уметьопознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию

— Актуализация знаний, уже известных учащимся.

— Попутное повторение (виды синтаксических связей, функции знаков препинания).

— Выполнение тренировочных упражнений.

— Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Упр.188

 

75

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

 

 

Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях

Знатьосновные единицы языка, их признаки.

Уметьопознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию

— Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.

— Тренировочные упражнения: комментированное письмо, объяснительное письмо

Упр.190

 

76

Знаки препинания при  однородных и неоднородных приложениях.

 

Приложения. Признаки однородности приложений. Запятая при однородных приложениях. Признаки неоднородных приложений. Отсутствие запятой при неоднородных приложениях.

 

Знатьправила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметьправильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов

— Самостоятельная работа по вариантам.

— Изучающее чтение материалов учебника (§ 78).

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; индивидуальная работа по карточкам; выполнение разных видов грамматических разборов.

Упр.370

 

77

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений.

Знатьправила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметьправильно ставить знаки препинания; составлять схемы

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо; дифференцированное задание по в.

Упр.193, 194 (по вариантам)

 

78-79

Обособление приложений.

 

Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях.

 

Знатьправила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметьправильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов

— Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 80).

— Тренировочные упражнения: комментированное письмо, распределительное письмо, самостоятельная работа с последующей самопроверкой; работа с графическими схемами.

Упр.195(2), 199(1)

 

80

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

 

 

Решение теста в формате ЕГЭ

Подготовка к сочинению стр.250

 

81

Урок развития речи.

Анализ текста, сочинение в формате ЕГЭ

 

Уметьсоздавать письменное высказывание

Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств.

Сочинение по тексту в формате ЕГЭ

 

82-83

Обособленные обстоятельства.

 

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи.

 

Знатьправила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Уметьвыявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом.

— Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 81); опрос-беседа на первичное понимание пунктуационных правил с опорой на содержание параграфа.

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; графический анализ предложений.

— Пунктуационный и синтаксический разбор предлож.

Упр.201(2),  203(2)

 

84

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

 

Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения.

 

Знатьправила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями.

Уметьвыявлять условия обособления; анализировать предложение.

—  Знакомство с теоретическим материалом учебника (§ 83).

— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование.

Упр.206

 

85

Употребление союза КАК в различных синтаксических конструкциях.

 

Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте

 

Знать условия обособления конструкций с союзом КАК

— Изучающее чтение материалов учебника (§ 84).

— Тренировочные упражнения: отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как.

— Комментированное письмо; объяснительный диктант.

Упр.209

 

86

Обособление дополнений.

 

Условия обособления дополнений.

 

Знатьправила обособления дополнения.

Уметьвыявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления.

— Проверка домашнего задания: теоретический опрос, проверочный диктант.

— Знакомство с теоретическим материалом (§ 85).

— Выполнение тренировочных упражнений

Упр.212

 

87

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

 

Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях.

 

Уметьнаходить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений.

— Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 86).

— Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

 

Упр.215

 

88

Знаки препинания при обращениях и междометиях.

 

Обращение. Способ выражения обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении.

Знатьосновные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.

Уметьнаходить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания.

— Повторение морфологических разборов слов различных частей речи.

— Сочинение-миниатюра

Упр.219

 

89

Готовимся к Единому государственному экзамену. Контрольная работа.

 

 

Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков

 

Тест, индивидуальные задания

 

90

Урок развития речи.

Анализ текста, сочинение в формате ЕГЭ

 

Уметьсоздавать письменное высказывание

Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений.

Сочинение по тексту в формате ЕГЭ

 

91

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

 

 

Условия постановки запятой в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой между частями сложносочиненного предложения. Точка с запятой между частями сложносочиненного предложения. Тире между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор.

Знатьосновные группы ССП по значению и союзам.

Уметьобъяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

— Актуализация знаний, известных учащимся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя).

— Изучающее чтение материалов учебника (§ 89), составление опорного конспекта.

— Сообщение учащихся об основных группах сложносочиненных предложений.

— Выполнение тренировочных упражнений.

Упр.224

 

92

 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

 

Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного  предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении;

Знатьотличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметьпроизводить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.

— Выполнение тренировочных упражнений: закрепление навыков синтаксического разбора сложноподчиненных предложений; объяснительное письмо.

— Проверочный диктант с  последующей самопроверкой.

— Создание связного монологического высказывания в

Упр 229

 

93

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

 

Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями  сложного предложения.

 

Уметьразличать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор.

— Проверка домашнего задания: связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам.

— Самостоятельная работа с учебником (§ 94).

Упр.232

 

94

Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов и союзных слов.

 

Отсутствие запятой между частями сложного предложения. Точка с запятой между однородными придаточными. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением.

Уметьразличать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор.

— Знакомство с образцом синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

— Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо;  дифференцированные задания по вариантам с учетом уровня усвоения учебного материала.

Упр.235(2)

 

95

 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Бессоюзное  сложное предложение. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении; двоеточие в бессоюзном сложном предложении; тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметьсоблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

— Самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 97).

— Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание.

Упр.239

 

96

Синтаксический разбор сложного предложения.

 

Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения

Самостоятельная работа

Упр.241

 

97

Сложные синтаксические конструкции.

 

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи.

 

Знатьотличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

.— Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; выполнение синтаксического разбора предложений; конструирование предложений;

Упр.243

 

98

Период. Знаки препинания в периоде.

 

 

 

Период. Строение периода.  Выразительные возможности периода. Повторение темы «Сложное предложение».

Знатьосновные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметьсоблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

— Знакомство с теоретическим материалом (§ 100); чтение текста для наблюден.

— Практическая работа: поиск примеров периодов в художественной литературе.

— Выполнение обобщающих упражнений.

— Групповая работа  по вопросам и заданиям для повтор

Упр.246

 

99

Зачет по теме «Сложное предложение»

 

 

тест

Индивидуальные задания

 

100

Знаки препинания при диалоге и прямой речи.

 

 

Знаки препинания при цитатах.

Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат.

Уметь ставить знаки препинания при оформлении диалога

— Самостоятельная работа с учебником (§101, 102).

— Тренировочные упражнения: самостоятельная работа с последующей самопроверкой; упражнение на конструирование, работа с текстом художественного произведения.

Упр. 249

 

101

Цитаты. Знаки препинания при цитатах. Косвенная речь.

Цитата, цитирование, косвенная речь

Уметь цитировать

Индивидуальная работа.

Упр.255

 

102

Синтаксические средства художественной выразительности.

Стилистическая фигура. Разновидности стилистических фигур.

Знать синтаксические средства выразительности.

Уметь определять их в тексте.

Практическая работа.

Стр.350, з.6

 

103

Работа с текстом.

Проблема, комментарий, авторская позиция

Уметь определять проблему текста, комментировать и выражать свою позицию и автора.

Практическая работа.

 

 

104

105

резерв

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа по русскому языку для X класса  созданана основе Примерных программ основного общего образования. Русский язык.- М.: Просвещение, 2010. -176с. – (Стандарты второго поколения),  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Школьное образованиев современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

             Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

                  Цели обучения русскому языку на профильном уровне

Изучение русского языка в старшей школе на профильном  уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитаниегражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия   русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствованиеспособности к речевому  взаимодействию и социальной адаптации; информационных  умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;  готовности к осознанному выбору профессии, к получению  высшего гуманитарного образования;

• углубление знанийо лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка;  нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях   общения

• овладение умениямиопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать  исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать   языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

• применениеполученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и  целесообразного использования языка в различных сферах и   ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

·        углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

·        овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной; 

·         освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения,теории речевой деятельности и процесса формирования умений  нормативного, целесообразного, уместного использования языковых  средств в разнообразных условиях общения.

                      Содержание обучения русскому языку на профильном уровне структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются   языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и   культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общесвенном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; олингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными  нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения

пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и  письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как  формы выражения культуры, национально-культурной специфика  русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и  истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Компетентностный подходопределяет следующие особенности предъявления содержа­ния образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В планировании представлены дидактические единицы, обеспечивающие со­вершенствование навыков речевого общения, дидактические единицы, которые со­держат сведения по теории использования языковых средств и ди­дактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различ­ных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школь­ников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотива­ции к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подходотражает стратегию современной образовательной политики: не­обходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к само­стоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, само­стоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.

                             Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных  интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и  ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

                            Большое значение придается развитию и совершенствованию  навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться  к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с  употреблением в речи того или иного языкового явления.

 

Тематический план предусматривает 105 часов в объеме 3 часа в неделю.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи,  планируемые результаты, материал для сопутствующего повторения в целях подготовки к ЕГЭ, материал для комплексной работы с текстом, проектная деятельность учащихся.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

 

Учащиеся 11  класса

 

должны знать:

·        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

должны уметь:

·        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид­ностей языка;

·        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·        соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·        соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·        использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

должны владеть:

·        коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·        развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·        совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·        самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Программа предусматривает дидактико-технологического обеспечение учебного процесса:

      1.  Русский язык. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений /

             Г.  Ф. Хлебинская. — М. : ОЛМА —Учебник : ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  1. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002
  2. Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000
  3. Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2006
  4. Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009
  5. 120 текстов для школьных изложений. - М., 1998.
  6. Таблицы, схемы.
  7. Сборники диктантов для 10-11 классов.
  8. Лингвистические справочники и словари.

 

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.

 

              Учебник    Русский язык. 10 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская.   Данная линия учебников соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта профильного уровня и ориентирована на подготовку учащихся к ЕГЭ   по русскому языку.

          Использование данного учебно-методического комплекта по русскому языку направлено на:

- выполнение учебной программы по русскому языку в средней школе (старшая ступень);

- повышение общего уровня грамотности школьников;

- подготовку к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

- повышение общекультурного уровня учащихся.

            УМК  Г.Ф.Хлебинской  по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений имеет ряд отличительных особенностей, которые позволяют позиционировать его как один из комплектов, наиболее полно отвечающих требованиями современного общего образования..

Учебник отличается наглядностью и доступностью изложений курса. При рассмотрении  теоретического материала широко используются таблицы и схемы. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка  даны исторические комментарии.

Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового и игрового характера.

Содержание упражнений тесно связано с литературой, развитием литературного процесса в России, историей нашей страны, жизнью и творчеством лучших писателей XVIII – XXI вв.

Учебник содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. Особое внимание уделено работе с текстами, подробно рассматриваются функциональные стили речи, организованы повторение и систематизация ранее изученного материала других разделов курса.

Учебно-методический комплект, созданный Хлебинской Г.Ф., во многом отличается от существующих учебников по русскому языку и соответствует обновленному стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку (2004 г.) в связи с переходом к профильному образованию в старшей школе.

В данном учебно-методическом комплекте реализованы лингводидактические принципы построения учебника по русскому языку:

- компетентностный подход;

- личностно-ориентированный подход, мотивационный принцип;

- принцип опоры на межпредметные связи;

- принцип осуществления контроля и самоконтроля;

- принцип обучения на текстовой основе.

 

Основное отличие УМКзаключается в том, что для реализации компетентностного подхода (совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся) каждый раздел учебных пособий строится таким образом, что изучение (повторение) основной темы дается через задания, последовательно связанные с повторением языковых норм русского литературного языка и обязательным анализом (полным или частичным) текста того или иного функционального стиля речи.

Другие отличия:

- форма подачи теоретического материала в виде схем и таблиц, что соответствует возрастному уровню развития учащихся; позволяет сэкономить время, сразу включить учащихся в работу; способствует развитию логического мышления школьников, совершенствованию их связной речи, обогащению словарного запаса, формированию пунктуационных навыков;

- наличие справочных материалов, расположенных в разделе «Приложение», дающих учащимся возможность самостоятельно устранить пробелы из курса основной школы;

- наличие системы самоконтроля знаний в виде упражнения и тестов под рубрикой «Проверь себя», репродуктивных и творческих упражнений, к которым в приложении даны ответы;

- наличие системы контроля, осуществляемого через подготовку к ЕГЭ, представляющую собой работу с учебно-тренировочным материалом по каждой теме; последовательное повторение (в учебном пособии для 10 класса – упражнения под рубрикой «Повторяем пунктуацию», в учебном пособии для 11 класса – «Повторяем орфографию»); работу с обобщающими таблицами; проведение контрольных тестов «Готовимся к Единому государственному экзамену»;

- наличие дидактического материала, позволяющего сочетать обучение русскому языку с обобщением материала по литературе за курс 9-11 классов: дидактический материал в учебных пособиях подобран таким образом, чтобы показать состояние литературного процесса в России с середины XVIII века по первую четверть XX века.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн