Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Педагогическая диагностика: инструментарий, организация, проведение, обработка и использование результатов»

Submitted by Татьяна Сергеевна Пудочкина on Wed, 09/11/2011 - 18:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пудочкина Т.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ НПО ПУ № 68 г. Арзамаса Нижегородской области, методист

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Методическая разработка семинара - практикума для педагогических работников ОУ НПО по теме&nbsp; &quot;Педагогическая диагностика: инструментарий, организация, проведение, обработка и использование результатов&quot;</p>

Министерство образования Нижегородской области

государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 68»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы семинара-практикума

 «Педагогическая диагностика: инструментарий,

организация, проведение, обработка и использование результатов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Арзамас

2009 г.

 

 

 

Цельсеминара – формирование профессиональной компетенции педагогов в области диагностики.

В результате обучения на семинаре педагог должен

 знать:

  • понятие «педагогическая диагностика»;
  • цели, функции и методы педагогической диагностики;
  • технологию проведения и способы фиксации результатов при проведении наблюдения за учащимися;
  • методику проведения тестирования как инструмента педагогической диагностики.

уметь:

  • объяснять понятие «педагогическая диагностика»;
  • описывать цели, функции и методы педагогической диагностики;
  • проводить наблюдение за поведением учащихся, фиксировать результаты наблюдения;
  • применять в педагогической деятельности такие виды диагностики, как   диагностика зон актуального и ближайшего развития, диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи, диагностика уровня обученности, диагностика уровня усвоения системы знаний.

План

Теоретическая часть:

  1. Педагогическая диагностика: понятие, функции, методы.
  2. Наблюдение в системе педагогической диагностики: технология проведения, фиксация результатов.
  3. Тестирование в системе педагогической диагностики: методика проведения, фиксация результатов.

Практическая часть:

педагогам предлагается разбиться на микрогруппы и, используя алгоритм работы преподавателя по использованию метода наблюдения за поведением, разработать Шкалу оценки работы учащихся на уроке (применительно к предмету / профилю подготовки).

 

Дидактические средства

Раздаточный материал:

  1. Алгоритм работы преподавателя по использованию метода наблюдения за поведением.
  2. Алгоритм  проведения диагностики зон актуального и ближайшего развития обучающихся.
  3. Алгоритм  проведения диагностики уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи.
  4. Алгоритм проведения диагностики уровня обученности.
  5. Алгоритм проведения диагностики уровня усвоения системы знаний.

 

Теоретические материалы

1. «Педагогическая диагностика: понятие, функции, методы» (Педагог-психолог.)

 

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности преподавателя и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким ученым Карлхайнцом Ингенкампом в 1968 г.  Под диагностической деятельностью Ингенкамп понимает процесс, в ходе которого (с использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, преподаватель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.

 Современные российские авторы трактуют понятие «педагогическая диагностика» следующим образом. Педагогическая диагностикаэто одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя ОУ. Она создает условия для успешных действий педагога и руководителя ОУ в принятии определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.

Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

Целидиагностики: 1) оптимизировать процесс индивидуального обучения, 2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, 3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

  • аналитическую – выявляет причинно-следственные связи между условиями и результатами обучения;
  • собственно диагностическое– способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
  • оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
  • коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
  • ориентационную– предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
  • информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учётом следующих принципов: изучения учащихся в деятельности, в динамике, а также комплексного изучения учеников.

К основным методам проведения педагогической диагностики относятся:

  • наблюдение;
  • опрос (интервьюирование, анкетирование);
  • тестирование;
  • изучение продуктов деятельности;
  • эксперимент и другие.

Сегодня мы рассмотрим, каким образом педагог в рамках урока сможет применять методы   педагогической диагностики на уровне  развития личности учащегося.

2. «Наблюдение в системе педагогической диагностики: технология проведения, фиксация результатов» (Зам. директора по УВР)

 

Одним из основных методов педагогической диагностики является наблюдение за поведением. Педагоги могут пользоваться этим методом практически постоянно. Однако наблюдение должно носить научный характер, т.е. должно осуществляться целенаправленно, системно и сопровождаться систематическим ведением записей.  Цель наблюдения тесно связана с определенными признаками поведения, наличие или отсутствие которых будет наблюдать преподаватель.

 

Алгоритм работы преподавателя

по использованию метода наблюдения за поведением:

 

  1. Выбор предмета исследования, который должен соответствовать одной из важных задач, связанных с оценкой учащихся. Например, готовность учащегося к групповой работе.
  2. Выбор ситуаций, в которых можно наблюдать данное поведение, например, урок изучения нового  материала в форме групповой работы.
  3. Выбор категорий для наблюдаемой поведенческой сферы, например: учащийся охотно ознакомился с групповым заданием, учащийся участвовал в составлении плана выполнения задания, учащийся выполнил свою часть группового задания, учащийся оказывал помощь товарищам, учащийся соблюдал правила сотрудничества, старался создавать дружескую атмосферу в группе и т.д.
  4. Определение того, какие учащиеся, в течение какого временного отрезка должны находиться под наблюдением.
  5. Спрогнозировать возможные ошибки и их предотвращение.
  6. Подготовка к занесению результатов наблюдения непосредственно после его проведения.

 

Для фиксации результатов наблюдения используются такие методы как:

  1. знаковые системы (системы категорий);
  2. шкалы оценок (шкалы рейтинга).

Системы категорийпредполагают, что наблюдающий должен сначала в рамках постановки вопроса установить, какие индикаторы он хочет наблюдать и как он их будет оценивать. Он должен определить признаки или категории для своего наблюдения, от точности описания этих категорий будет зависеть качество наблюдения.

            Например, цель наблюдения – определение уровня развития группы общеучебных умений и навыков – учебно-логических, – соответствующих возрасту учащихся. Соответственно фиксируемыми признаками будут учебно-логические умения и навыки. Для фиксации результатов наблюдения преподавателю необходимо изготовить следующую таблицу:

 

Ф.И.учащегося

Определяет причинно-следственные связи

Выполняет

сравнение по аналогии

Осуществляет опровержение

аргументов

Решает проблемные учебные задачи

Комбинирует известные средства для решения новых задач

Проводит работу исследовательского характера

Владеет навыками

анализа и синтеза

Осуществляет

мысленный эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице фиксируется наличие или отсутствие наблюдаемых признаков.

Аналогично можно изготовить таблицы для фиксации результатов диагностики и по другим параметрам (развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно- коммуникативных умений и навыков; развитие специальных умений и навыков и др.)

            Шкалы оценок отличаются от системы категорий тем, что они требуют не наличие того или иного признака, а степень его проявления. Например, немецкие педагоги предлагают  следующую шкалу для характеристики работы на занятиях:

 

Характеристика

работы ученика на занятиях

Соответсвует в большей степени

Соответсвует отчасти

Верно обратное

1. Работает при прохождении каждой темы

+

0

-

2. Задает много вопросов, свидетельствующих об интересе

+

0

-

3.  Охотно выполняет дополнительные задания

+

0

-

4. Часто поднимает руку

+

0

-

5. Всегда при деле

+

0

-

6. …

+

0

-

Общая оценка ученика на уроке суммируется и характеризуется так:

+5 до +3 – хорошая работа на уроке

+2 до -2 – средняя работа на уроке

 -3 до -5 – плохая работа на уроке

Перечень характеристик открыт, и педагог может внести свои характеристики в соответствии с особенностями обучающихся и целью наблюдения.

           

Диагностика развития логико-математического мышления:

 

Признак

способности

ниже среднего

выше среднего

Может ли ученик, определяя площадь, преобразовать одну геометрическую фигуру в другую, равную ей по величине?

Застрял на исходной форме

Может легко перейти от одной фигуры к другой

Может ли ученик определить элементы геометрической фигуры и вычислить с их помощью ее площадь?

Не может определить, из каких элементов состоит данная геометрическая фигура

Определяет, из каких элементов состоит данная  геометрическая фигура, и с их помощью вычисляет ее площадь

 

Подобные шкалы, если они детально разработаны и включают важные признаки, побуждают учителя к более точному наблюдению. Результаты наблюдения фиксируются в форме, облегчающей дополнительную проверку и сопоставимость. 

Особо важно:

  1. соблюдать план наблюдений, например, «Сегодня я буду целенаправленно наблюдать учеников D, Е и F на предмет «креативного поведения и интуитивного мышления», соответственно по 5 минут каждого»;
  2. систематически заносить результаты наблюдения в таблицы непосредственно после урока или во время урока.

 

 


3. «Тестирование в системе педагогической диагностики: методика проведения, фиксация результатов» (Методист.)

            Тестирование целесообразно применять для изучения и оценки таких условий и результатов образовательного процесса, как:

  1. зона актуального и ближайшего развития;
  2. уровень готовности к самостоятельной работе с текстом;
  3. уровень обученности учащихся;
  4. уровень усвоения системы знаний.

 

3.1.Диагностика зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)  

 

Цель – определить перспективу в обучении учащихся.

Методика проведения:

Преподаватель выполняет следующие действия:

  1. выбирает небольшой по объёму материал базисного характера на 7 – 8 минут (это минимальное рефлексивное время прохождения самосознания до саморегуляции),  объясняет его;
  2. показывает образец применения нового знания;
  3. проводит самостоятельную работу тренировочного характера на усвоение нового материала;
  4. проводит проверочную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа планируется на 10 минут. Если работа не выполняется за это время, то преподаватель ещё раз объясняет новый материал. Учащимся даётся возможность завершить самостоятельную работу при условии, что она носит контрольный характер;

  1. результаты тестового задания заносятся в аналитическую таблицу:

 

Фамилия, имя учащегося

Выполнено без ошибок в контрольное время

Выполнено

без ошибок

Имеются

ошибки

Выводы

о ЗАР и ЗБР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ. Если ученик без труда справляется, то он находится в зоне актуального развития (ЗАР), если испытывает затруднения – в зоне ближайшего развития (ЗБР);

  1. при необходимости  проводится занятие по коррекции знаний и умений по изученной теме.

 

3.2. Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)

 

Цель– определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Методика проведения:

Преподаватель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала 8-10-х – 3 с.);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку;

6) обменятся карточками с партнёром;

7) ответить на вопросы партнёра (письменно);

8) оценить работу партнёра.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся преподаватель выявляет уровень владения следующими умениями:

I часть

  1. Отбирать основное содержание учебного материала.
  2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
  3. Отбирать материал для конструирования вопросов.
  4. Конструировать репродуктивные вопросы.
  5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).

II часть

  1. Конструировать проблемные вопросы.
  2. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).
  3. Оценивать работу партнёра.
  4. Корректировать работу партнёра.
  5. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.

Результаты анализа преподаватель заносит в аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося:

 

Фамилия, имя учащегося

Умения

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ. Если учащийся владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.

По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе (сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся):

30 баллов – идеальный уровень, «5»;

27–29 баллов – оптимальный уровень, «5»;

25–26 баллов – допустимый уровень, «4»;

20–24 балла – критический уровень, «3».

Если у ученика сформированы умения первой  части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и может без помощи преподавателя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.

Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно  выполнять задания разного уровня сложности.

 

3.3. Диагностика уровня обученности (по П.И. Третьякову)

 

Цель– выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности:

1) различение,

2) запоминание,

3) понимание,

4) умения (репродуктивные),

5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание: ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных) – характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 

Методика проведения:

Преподаватель даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

 

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

 

Преподаватель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки:

Выполнено

 

Оценка

Вариант I : 1, 2

 

«3»

Вариант II : 2, 3, 4

 

«4»

Вариант III : 4, 5

 

«5»

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы преподаватель заполняет аналитическую таблицу:

 

Фамилия, имя учащегося

Полностью и правильно выполнены задания

Выводы

Уровни обученности:

различение

запоминание

понимание

умение

перенос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Диагностика уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)

 

Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме и спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.

Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия. Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности. В дидактике принято выделять в системе знаний два больших блока:

  • эмпирический (термины, цифры, факты, представления);
  • теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории).

Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям.

Методика проведения:

Преподаватель предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме:

Эмпирические знания

  1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…
  2. Усвоение цифрового материала: сколько, когда, перечислить цифры, подтверждающие…
  3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …
  4. Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …

Теоретические знания

  1. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.
  2. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?
  3. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?
  4. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?
  5. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)
  6. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…

При проверке результатов работы учитель заполняет аналитическую таблицу:

 

Фамилия, имя учащегося

Усвоение компонентов системы знаний

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ. Если ученик дал правильный ответ на вопрос, ставится 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний.

Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся:

0-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»;

7-6 баллов – допустимый, «4»;

5-4 балла – критический, «3».

 

Практикум: педагогам предлагается разбиться на микрогруппы и, используя Приложение 1, разработать Шкалу оценки работы учащихся на уроке (применительно к предмету / профилю подготовки).

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн