Online video hd

Смотреть 365 видео

Официальный сайт aktuell 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химический вечер

Фото пользователя Светлана Владимировна Антипина
Размещено: Светлана Владимировна Антипина - пн, 21/11/2011 - 20:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Антипина Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ №22" города Балаково Саратовская область

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Физика
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Разработка внеклассного мероприятия</p>

 

Химический вечер

“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие”.

 

Цели:                                                                                                                                                                       Образовательные:

познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова;

подчеркнуть значение его работ в становлении атомно-молекулярного учения, развитии химии, физики, астрономии, возрождении мозаичного искусства в России;

провести сопоставление теоретического и практического материала.

Развивающие:

развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;

совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторных опытов;

развивать умение работать в паре, индивидуально.

Воспитательные:

развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;

развивать любовь к химии и научным исследованиям;

создание атмосферы творчества, радости постижения истины  на основе формирования научной картины мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

Портрет М.В. Ломоносова

Высказывание Ломоносова: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением”.

Высказывание о Ломоносове: “Достигнутое им одним в области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой Академии” С.И. Вавилов

Видеофильм “М. Ломоносов”

Оборудование для проведения лабораторных опытов:

Пробирки, штатив для пробирок, железо (порошок), растворы соляной, серной, азотной кислот, гидроксида калия, нитрата кальция, карбоната калия, сульфат  железа (III), гексацианоферрата (III) тетракалия, фенолфталеина.

Учащиеся получили задание за 2-3 недели – подготовить краткий материал о научной деятельности М.В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии, мозаичного искусства. Были предложены на выбор следующие темы сообщений:

  1. Детские годы.
  2. Первые шаги к знаниям.
  3. Путь в науку.
  4. Обучение в Германии.
  5. Исследования М.В. Ломоносова в области химии.
  6. Последние годы жизни.

Используемые методы:

фронтальная беседа, эвристическая беседа.

рассказ,

выполнение проблемных лабораторных опытов с последующим обсуждением,

просмотр видеоматериалов.

Мотивация – эвристическая беседа.

 Учительначинает урок с высказывания А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». На экране появляется слайд с высказыванием А.С. Пушкина.      

Учитель организует эвристическую беседу по вопросам: что дало основания Пушкину дать такую характеристику Ломоносову? Можно ли назвать М.В. Ломоносова великим человеком России? Выдающейся личностью? Что бы хотели узнать нового о Ломоносове? Дети высказывают свои предположения. Повторяют понятия «личность», «характер», условия его формирования. Вспоминают известные факты из жизни Ломоносова.

Учитель. 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – великого сына русского народа. Много славных имен ученых дал мировой науке наш народ. Но чувство особого уважения и гордости вызывает имя Ломоносова.

Вам необходимо внимательно слушать, активно участвовать в работе, дополнять сведения о Ломоносове, так как в конце нашего вечера будет проводиться викторина

Заслушиваются сообщения учащихся « Детские годы», «Первые шаги к знаниям», «Путь в науку»  приложение 1

Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма (1минута 30 секунд)

 Дополнения учащихся.

Учитель. Обучение в Славяно-греко-латинской академии велось последовательно в восьми классах, каждый их которых имел свое латинское название:

Низшие классы: Фара, Инфима, Грамматика, Синтаксима.

Средние классы: Пиитика, Риторика.

Старшие классы: Философия, Богословие

Заслушивание сообщения учащегося “Обучение в Германии”

Приложение 2

Фрагмент видеофильма  (1минута 30 секунд  по 2минуты 40 секунд)

Учитель.В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Петербургской Академии адьюнктом, а в 1745 году утверждают профессором химии.

Белинский писал: “Ломоносов был не только поэтом, оратором и литератором, но и великим ученым. Обширная область естествознания сильно манила его пытливый ум”.

В письме к Эйлеру в 1748 году М.В. Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: “Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование”. Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. Как звучит формулировка закона? (Закон сохранения массы вещества, учащиеся дают формулировку).

Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма (2минуты 40 секунд по 4 минуты)

Учитель. Михаил Васильевич больше всех наук любил химию. Он говорил: “Моя химия физическая”. В 1748 году Ломоносов создает первую в России лабораторию, в которой проводит опыты и делает открытия. Прикоснемся к некоторым из них.

Задание “Горючий пар”

М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон”.

О получении какого газа при действии кислот (“кислотные спирты”) на железо, цинк и др. металлы идет речь? Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают в парах, вспоминают правила техники безопасности.

Fe+ 2HCl= FeCl2+ H2

Учитель.

Много внимания уделял М.В. Ломоносов изучению солей, исследованию их месторождений. И следующее задание связано с солями.

Задание “Ямгуг”, или селитра

В 1749 г. М.В. Ломоносов написал диссертацию “О рождении в природе селитры”.

Селитрой называли в прошлом нитрат калия KNO3. Она носила в России и другое название - “ямчуг”, от слова “яма”. В ямах заготавливали сырье для производства KNO3: навоз, мочу, cтроительный мусор, остатки растений и др. Cелитра образовывалась через два-три года в результате естественных биохимических процессов. Землю, извлекаемую из ям по истечении указанного срока, называли “селитряной землей”. Для извлечения селитры “селитряную землю” обрабатывали водой, добавляя карбонат калия K2CO3, отфильтровывали и осторожно выпаривали досуха. Добавление K2CO3 приводило к превращению нитрата кальция Ca(NO3)2, содержащегося в “селитряной земле”, в нитрат калия KNO3,  что увеличивало выход селитры. Нерастворимым остатком был карбонат кальция CaCO3. Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают в парах.

Ca(NO3) 2 +  K2CO3  =  2 KNO3+ CaCO3

Из одного кубометра “земли” получали 6-13 кг селитры с содержанием KNO3  до 60-70%. В России к 1801 г. природную и искусственную “селитряную землю” уже перерабатывали 100-107 селитряных мастерских, производя в год около 500 т селитры.

Основными потребителями селитры в прошлые века были пороховые заводы и мастерские по производству азотной кислоты – “селитряной земли”.

Современные методы производства KNO3основаны на взаимодействии гидроксида калия КОН или карбоната калия К2СО3  с азотной кислотой. Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают в парах.

КОН + НNО3  =  КNО3  + Н2О

К2 СО3  +  2НNО3  =  2КNО3  + CO2  + H2O

Задание “Шарады в рукописи Ломоносова”

Как расшифровать текст в рукописи Ломоносова “Первые основания горной науки”: “Квасцы… очень кислы, еще и через перегонку дают весьма кислый спирт… с купоросной кислотой одной натуры и те же свойства имеет”?

Учащиеся заслушивают сообщение.

Термин “квасцы” употребляют в России с XVв., он происходит от корня “квас” (отсюда “квашение”, “квасить”). “Кислота” по-украински и по-польски называется и теперь “квас” (например, серная кислота по-украински – “сернячий квас”).

Во времена Ломоносова квасцами называли сульфат алюминия-калия KAl(SO4) 2 · 12H2O. Квасцы при растворении в воде ведут себя как смесь сульфата калия K2SO4  и сульфата алюминия Al2(SO4)3  последний подвергается обратимому гидролизу:

Al2(SO4)3  + 12H2O  =   2[Al(H2O)5OH]SO4  + H2SO4

Образующаяся в небольшом количестве серная кислота и придает квасцам кислый вкус. При нагревании квасцов в реторте реакция гидролиза становится необратимой, так как происходит отгонка серной кислоты:

KAl(SO4) 2 · 12H2O  =  K2SO4 + Al2(SO4)3   + 3H2SO4  + 9H2O .

Серную кислоту в то время называли “кислым спиртом” или “купоросной кислотой”.

Задание “Берлинская лазурь”

М. Ломоносов в своем рапорте президенту академии наук К. Разумовскому писал в январе 1750 г.: “В конце прошлого лета и по осени искал я способов, как делать лазурь берлинскую, которой два сорта при сем прилагаю”.

Берлинская лазурь – это синее вещество составов Fe4[Fe(CN)6]3 и  KFe[Fe(CN)6]. Второе из этих веществ сейчас называют гексацианоферратом(II) железа(III)-калия. Какие только имена не имела берлинская лазурь: лазорь, берлинская синь, берлинский голубец, английская лазурь, парижская лазурь!.. Ее с давних пор применяли в России для окраски тканей, бумаги, в иконописи и росписи фресок. Впервые берлинскую лазурь получил в 1704 г. немецкий мастер Дисбах, готовивший краски для художников.

М. Ломоносов синтезировал берлинскую лазурь, смешивая водные растворы желтой кровяной соли и сульфата железа(III) Fe2(SO4)3:

3K4[Fe(CN)6] + 2 Fe2(SO4)3 =  Fe4[Fe(CN)6]3  +  6K2SO4.

Эту реакцию применяют до сих пор в промышленном и лабораторном масштабе. Проведите сами данную реакцию и полюбуйтесь на красивый цвет.

Учитель.

В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределами родины. В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 году Ломоносов в торжественной обстановке был избран почетным членом Петербургской академии художеств. В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

Заслушивают сообщение учащегося о последних годах жизни

Приложение 3

Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма (4 минуты и до конца)

А сейчас немного проверим вашу эрудицию (ведущие вечера проводят викторину)

1.Знаете ли вы, что такое ломоносовит?

(Минерал, найденный советскими учеными в нефелиновых системах , и, связанными с ними пегматитах, назван ломоносовитом. Он легко превращается в стекловидную массу при плавлении, и богат фосфором.)

2. Где находятся горные хребты, названные в честь ученого?

(в честь Ломоносова названы хребты на островах Новая Земля и Шпицберген)

3. Где впервые встречается точно сформулированный закон сохранения массы и энергии?

(Ломоносов сформулировал закон сохранения массы и энергии в письме к выдающемуся математику Л.Эйлеру)

4. Какие понятия введены М.В.Ломоносовым?

(Ломоносовым введены такие понятия, как: термометр, формула, упругость…)

5. Какой научный труд М.В.Ломоносова написан в стихах?

(Труд Ломоносова “Письмо о пользе стекла” написано в стихотворной форме)

6.Что связывает самолетостроение с Ломоносовым М.В.?

(В 1754 году Ломоносов на заседании Академии наук демонстрировал небольшой прибор прообраз современных самолетов)

7.Можно ли М.В.Ломоносова назвать метеорологом?

(“Аэродромную машину”, прибор который использовался для подъема на значительную высоту метеорологических приборов)

Учитель: закончить наш вечер мне хотелось бы словами  Белинского: “Молодое поколение… увидит в жизни Ломоносова свой долг и свое назначение; поймет, что только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства, что только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще. Не всякому природа дает гений, не всякому назначено быть Ломоносовым, но и без гения у человека может быть стремление к благу и добрая, если не сильная воля, а со стремлением к благу и доброю волей всякий может выполнить свое назначение на поприще деятельности, отмежеванном природою и указанном Сознанием своей способности! Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность!…”

Человечество хранит благодарную память о замечательном ученом, имя М.В. Ломоносова увековечено в истории отечественной и мировой науки, в культуре и просвещении.

Использованные ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/214721/
  2. http://libozersk.ru/pages/index/778
Прикрепленный файл Размер
Ломоносов.pptx 1.16 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: Химический вечер


Интересно. Познавательно. Разнообразные формы работы.

С уважением, Трибунская Е.




Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Химический вечер


Спасибо, Светлана Владимировна, за участие в конкурсе!

С уважением, Лариса Александровна



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно