Online video hd

Смотреть русский видео

Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Теория и художественная практика классицизма

Фото пользователя Наталья Ивановна Богачева
Submitted by Наталья Ивановна Богачева on Sat, 26/11/2011 - 21:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богачева Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

Казанское суворовское военное училище, преподаватель

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела &laquo;Художественная культура Нового времени&raquo;. Это первый урок изучения темы &laquo;Классицизм&raquo;. Подготовлен он предшествующим материалом: суворовцами изучена тема &laquo;Новые черты культуры XVIIвека. Стиль барокко&raquo;.</p> <p> На уроке используется наглядная презентация учебного материала, что способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счет оформления его в такой форме, которая помогает ученикам легче его понять и запомнить на уроке; интенсификации учебно-воспитательного процесса (уменьшению времени подачи материала); развитию наглядно-образного мышления.</p>

 

Тема: Теория и художественная практика классицизма

 

Цели урока:

  • Усвоение суворовцами основных принципов стиля классицизм.
  • Формирование познавательных умений сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обнаруживать существенные признаки, обобщать и делать выводы.
  • Формирование навыков анализа живописных произведений. Развитие чувств и эмоций, наглядно-образного мышления.
  • Воспитание художественного вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

 

Материальное обеспечение урока: презентация.

 

Ход урока

 

  1. Актуализация знаний учащихся
    1. Видеоряд из произведений искусства:  1. Рубенс. «Битва греков с амазонками». 2. Ван Дейк. «Ринальдо и Армида». 3. Растрелли. Екатерининский дворец. Задание: доказать, что данные произведения обладают характерными чертами стиля барокко.
    2. Каковы общие основные черты стиля барокко?
    3. Какие представления духовной культуры XVIIв. воплощаются в художественной системе барокко?

 

2. Формулирование темы и постановка проблемы

Семнадцатый век - один из наиболее значимых периодов в истории культуры. Его часто называют эпохой барокко. Но знаковой чертой этого периода стало одновременное развитие двух ведущих стилевых систем – барокко и классицизма. Впервые искусство перешагнуло рамки одного большого стиля, как это было в предшествующие времена.

Искусство любой эпохи несет в себе отражение реального человека эпохи со всеми особенностями его мировоззрения и всего круга его духовных представлений. Реальный человек Нового времени существенно отличался от гармоничной личности Ренессанса. Переход от Возрождения к XVIIвеку в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, волю, от представлений о гармонически организованном мире с героем-человеком в центре сначала к разочарованию, трагическому диссонансу человека и мира, а затем к новому утверждению человека как частицы огромного, безгранично разнообразного и подвижного мира. Человек – не средоточие мироздания, он находится в сложном соотношении со средой, обществом, государством. Ренессансное чувство безграничного могущества человека как личности утрачивается, появляется сознание ограничения его возможностей, их теперь соотносят с реальными условиями общественной жизни.

Точные науки переживают свой расцвет. Во главе точных наук стоит математика. Ее успехи содействовали общей математизации мышления, оказав большое влияние на философию.

Новое мироощущение человека XVIIв. в разных областях Европы находило выражение в своеобразных формах духовной культуры. В одних странах после кризиса ренессансной культуры наступает эпоха барокко (Италия, Фландрия), в других формируется новый стиль – классицизм. Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции.

Так что же такое классицизм и каковы его признаки?

 

3. Этап усвоения новых знаний

Классицизм – искусство размышляющее и конструирующее. Оно пыталось создать идеальные модели справедливого и гармоничного мира на основании разумных представлений об общественном благе. Классицизм претендовал на утверждение абсолютных нравственных истин и незыблемых художественных форм, установленных разумом и выраженных в правилах. Творчество должно подчиняться законам. Классицисты выводили эти законы.

 

Принципы классицизма

 

1. Основа всего разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Одна из центральных идей эстетики классицизма – «у разума всего одна дорога». Надо лишь найти эту лучшую дорогу из всех возможных.

 

Задание: сравнить трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» с трагедией Пьера Корнеля «Сид». Ответить на вопросы:

1) Что вы находите в них общего?

2) Почему такие разные исходы? Чем это объяснить?

2) В чем отличие нравственных концепций классицизма и Ренессанса?

 

Учитель.Рассмотрим трагедию Пьера Корнеля «Сид». Пьер Корнель – основоположник классицистической трагедии.

Перед нами испанский город. Живут в нем двое влюбленных: Родриго Диас и Химена. Все идет к счастливому финалу. И вдруг – конфликт между отцами героев. Отцу Родриго дону Диего пожалована должность наставника королевского сына. Отец Химены, граф Гормас, этим недоволен. Отец Химены дает пощечину отцу Родриго. Юный Родриго оказывается перед выбором: с одной стороны – страстная любовь к Химене, с другой – долг мести ее отцу.

Что вы находите общего в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и трагедии Пьера Корнеля «Сид»?

Ученики. В произведениях ставится проблема любви и счастья человека. Сходство сюжетов: родовая вражда двух знатных семей преграждает путь к счастью двум молодым людям, полюбившим друг друга.

Учитель.Родриго делает единственно правильный для героя классицистической трагедии выбор: он решает мстить. Родриго совершает мщение и убивает обидчика. И теперь уже Химена стоит перед выбором: в ней живет любовь к Родриго, но долг перед своим отцом заставляет ее требовать смертной казни. Она решает «послать его на казнь и умереть самой».

(Просмотр фрагмента фильма «Эль Сид» режиссера Энтони Манна.)

Почему такие разные исходы? Чем это объяснить? В чем отличие нравственных концепций классицизма и Ренессанса?

Ученики.В основе поступков героев двух трагедий  лежат совершенно разные системы нравственных ценностей.

Пьеса Шекспира утверждает, что важна сама  личность человека, его любовь по свободному выбору.  Провозглашается абсолютная свобода личности.

Юноша Родриго и девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае – долга борьбы за честь своих отцов:Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца. Любовь, которой жертвуют Родриго и Химена, изображена как великое героическое чувство. Каждый из них, принеся эту жертву, мечтает умереть, но не отступает от жестокого долга. Сама любовь предъявляет суровые требования и не мирится со слабостью и позором. Выше любви поставлен долг чести.

Учитель.В нравственной концепции классицизма долг чести поставлен выше любви. Как вы думаете, что в этой концепции было поставлено выше долга чести. (Учебный материал открывает возможность создать ситуацию удивления. Данный способ предъявления проблемы отличается силой познавательного и эмоционального воздействия на учащихся.)

Групповая дискуссия по изучаемой проблеме. Цель – создать условия для завязывания диалога, обмена мнениями по данному вопросу; помочь учащимся самостоятельно найти верное решение.

(Подтвердить правильность найденного суворовцами решения или оказать им помощь в решении данной проблемы должен просмотр фрагмента фильма «Эль Сид» режиссера Энтони Манна.)

Ученики.По велению короля казнь Родриго не совершается. Подвиги, совершенные Родриго в защиту своей страны, спасают его жизнь и любовь его и Химены. Выше долга феодальной чести поставлен долг перед родиной. Честь человека, его ценность определяется в первую очередь его заслугами перед государством и королем.

Учитель.В искусстве классицизма возникла претендующая на незыблемостьиерархия: превыше всего государство, затем – род, в самом низу – отдельный человек, который сам по себе мелок и жалок, но способен обрести какое-то значение лишь как частица великого целого. И о том, какой он человек, можно судить в первую очередь по тому, какой он подданный. Общественный, государственный принцип лежит в основе высоких требований к человеку.

 

Задание: на основании материала урока сформулировать принципы классицизма, закончив приведенные ниже предложения.

2. Главная задача искусства- … (воспитание общества; укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного, воплощение государства).

Учитель.Классицизм зарождается во Франции.  В XVIIв. во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Искусство классицизма прославляло абсолютное подчинение монарху, идейную гражданственность.

Согласно легенде, в 1655 году молодой Людовик явился на заседание парламента в охотничьем костюме и произнес: «Государство – это я». Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству – это, прежде всего, служение ему лично.

 

3. Главная тема– … (конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга).

 

4. Высшее достоинство человека–  … (исполнение долга, служение государственной идее; ценность человека определяется тем, какой он подданный).

 

5. Подражание «украшенной» природе. Объясните, как вы понимаете данный принцип классицизма. Подумайте, что является предметом искусства классицизма?

Учитель.Создателем классицистического направления в живописи Франции XVIIв. стал Никола Пуссен.

Зрительный ряд:  1. Н. Пуссен  «Великодушие Сципиона».  2. «Смерть Германика».

(Слайд картины Пуссена «Великодушие Сципиона»). Публий Корнелий Сципион Африканский Старший – римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала.

В начале 209 г. Сципион захватил Новый Карфаген.  Жителей города Сципион оставил свободными, 2 тысячам оружейникам была обещана свобода, если они будут работать на Рим.  Среди пленных нашлась одна красивая девушка. Солдаты, зная, что Сципион положил на нее глаз, привели ее ему, однако Сципион, узнав, что девушка любит некоего испанского вождя Аллуция, познакомил ее с ним. Когда к Сципиону пришли родители девушки, он передал их подарки Аллуцию. В благодарность Аллуций во главе 1400 воинов его племени присоединился к армии Сципиона. Эти события послужили сюжетом для полотна Н. Пуссена.

Идеал справедливого правителя, подчиняющего свои личные страсти требованиям общественного долга. Аллегорическая фигура Славы увенчивает полководца лавровым венком за нравственную победу над самим собой.

(Слайд картины Пуссена «Смерть Германика».)Эпизод античной истории – трагическая смерть Германика (15 г. до н. э. – 19 г. н. э.). Герой картины, племянник и приемный сын императора Тиберия, прославился своими полководческими подвигами, покоряя германские народы, за что был прозван Германиком.Полководца любили солдаты и народ. Растущая слава Германика разожгла зависть в сердцах его врагов. Они-то и приблизили его кончину, отравив его (говорят, что среди отравителей был сам Тиберий).

Один из солдат Германика утирает слезы, а стоящий рядом с ним товарищ грустно и задумчиво подпирает голову рукой.Офицер клятвенно поднимает руку. Римский историк писал, что «друзья Германика поклялись погибнуть, но не оставить неотмщенной его смерть».

Агриппина, «почти вдова» Германика, горестно закрыла рукой лицо. За ее спиной стоит няня, на руках няньки – младший из детей Германика. Ребенок постарше осторожно прикасается к матери.

Умирающий Германик смотрит угасающим взором на своих воинов, указывая им на свою жену и детей. Он словно просит боевых товарищей позаботиться о них.

Ученики. Среди героев произведений нет современников Корнеля и Пуссена. Действие переносилось в древнее время. Сюжеты своих произведений они черпали из античной мифологии, истории, рыцарских легенд, Нового и Ветхого Завета. Создателей классицистических произведений не интересовал быт.

Их герои – идеальные образы, люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Художнику надлежало подражать «прекрасной природе», то есть отбирать в натуре красивейшие черты и сочетать их в едином образе.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное.

 

6. Наследование античности как образцу.  Объясните, почему, на ваш взгляд, античное искусство импонировало классицистам?

Ученики.Античное искусство импонировало классицистам тем, что в немшироко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Классицисты взяли у греков и римлян то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Классицизм в живописи и скульптуре приветствовал, когда художники изображали персонажей в соответствии со сложившимися в античности нормами. В античном искусстве имелись стандарты до миллиметра указывающие, например, величину руки до локтя или крутизну лба. Собственно, именно ими руководствовались художники классицизма, создавая свои картины. Желательно было, чтобы главные фигуры имели сходство с прославленными античными статуями.

(Видеоряд:  1. И. Старов. Таврический дворец.  2. Д. Кваренги. Здание Академии наук.  3. Иктин и Калликрат. Парфенон.)

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки. В Древней Греции колонны уподоблялись членам общества, несущим на своих плечах ношу общественных забот.Мощная дорическая колонна напоминала мужчину.

Жесткое следование нормам, четкое соблюдение параметров – это основные черты, какие характеризуют классицизм.

 

Учитель.Высшим авторитетом, идеалом красоты классицисты провозгласили искусство древних греков и римлян. Этическим и эстетическим идеалом для них служила античность.

(Записывается определение классицизма как стиля.)

Классицизм – стиль в европейском искусстве 17 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого былообращение к античному искусству как к высшему образцу, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

 

Задание: культ разума как главный критерий художественности. Как этот принцип воплотился в картине Жака Луи Давида «Клятва Горациев»?

Учитель.Теоретики и практики классицизма рассматривали художественное произведение как плод разума и логики. Для них большое значение имела логичность, ясность, рассудочность художественной формы.

Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» излагает сюжет древнеримской истории – подвиг трех братьев из знатного рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VIIв. до н. э.) они одолели в бою трех лучших воинов противника (тоже братьев – Куриациев), что принесло римлянам почти бескровную победу.

Мы видим внутренний дворик древнеримского жилища, где старый отец семейства и глава рода провожает своих сыновей на сражение с врагами Рима. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг.

Три человека – и единый порыв. Три человека – и единая воля. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной ими клятвы – победить или умереть.

Ученики.Композиция картины проста и логична. В середине стоит отец семейства, слева от него – готовые к сражению сыновья, справа – оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.

 

4. Закрепление новых знаний

(Слайд картины Жака Луи Давида «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».)

Задание: опираясь на полученные на уроке сведения о принципах классицизма, доказать, что данное произведение обладает характерными чертами данного стиля.

Учитель. Луций Юний Брут – легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VIв. до н. э.), - приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре.

 

5. Рефлексия

Учитель. Как вы думаете, зачем современному человеку знать о принципах классицизма?

Ученики.Классицизм труден для восприятия современным человеком. Герои классицизма живут в своем мире. Зрителю надо уметь проникнуться идеалами классицизма и понять их.  Ключом к пониманию творчества классицистов является знание главных принципов классицизма.

 

5. Задание на самоподготовку

Опираясь на записи в тетрадях и используя учебник, рассказать об основных принципах классицизма.


Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно