Официальный сайт rosregistr 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Полюби и прими себя

Размещено: Ольга Юрьевна Лохина - пт, 02/12/2011 - 23:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лохина О.Ю.
Место работы, должность: 

тренер-преподаватель МОУ ДОД ДЮСШ №2 Тамбовского района

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> итоги исследовательской и проектной деятельности по теме &quot;Коррекция негативного самоотношения и низкой самооценки подростков&quot;</p>

 

Актуальностьпроблемы самоотношения и самооценки в подростковом возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания (Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения (Т. В. Рябова). Ранее выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес "других", сложившееся эмоционально-ценностное отношение к собственному "Я" (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе значимой референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и "других", ценностях, интересах имеет свое проявление в поведении, отражающее наличие той или иной личностно значимой проблемы.[2]

Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», как выражение собственного «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я» [33].

Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

 

    Негативное самоотношение у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).

     Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа направленная на коррекцию негативного самоотношения и низкой самооценки  является наиболее актуальной именно на этой возрастной ступени.

     Существует множество методов психологической коррекции самоотношения и  низкой самооценки, одним из эффективных методов решения психологических проблем по мнению многих исследователей сегодня является танцевально-двигательная терапия.

    Таким образом, проблема нашего исследования заключалась в следующем: эффективен ли метод танцевально-двигательной терапии в коррекции самоотношения и низкой самооценки у подростков.

Объект исследования:  самоотношение и самооценка подростков.

Предмет исследования: коррекция самоотношения и самооценки девушек-подростков методом танцевально-двигательной терапии.

Гипотеза исследования: танцевально-двигательные методы являются одной из форм эффективной групповой работы, направленной на формирование или изменение определенных психологических характеристик личности: применение танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, изменению образа "Я", коррекции самоотношения, повышению самооценки.

     Было организовано экспериментальное исследование, которое включало несколько этапов:

     На первом этапе в качестве испытуемых выступили подростки в возрасте от 13 до 15 лет:

1 группу (экспериментальную) составили спортсмены спортивной детско-юношеской специализированной школы олимпийского резерва №1,

2 группа (контрольная) - студенты Приборостроительного колледжа.

В общей сложности в исследовании приняло участие 44 человека.

     На втором этапе был осуществлён подбор психодиагностических методик, выявляющих уровень самооценки и исследующих самоотношение.

Так для выявления уровня самооценки была подобрана методика «Уровень самооценки личности старшеклассника», для исследования самоотношения – методика С.Р. Пантилеева, а так же была подобрана методика для выявления комплекса неполноценности.

     Анализ полученных результатов позволил выявить у испытуемых экспериментальной и контрольной групп низкий уровень самооценки. Это означает, что эти люди болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются считаться всегда с мнением других и часто страдают от комплекса неполноценности. При сравнении средних значений уровня самооценки у контрольной и экспериментальной групп значимых различий обнаружено не было, что позволило считать группы идентичными.

      Для выявления особенностей самоотношения была разработан опросник, включающий 68 утверждения, взятые из уже апробированных, валидных методик, среди которых были как прямые, так и обратные утверждения, отражающие особенности самоотношения. Степень согласия с утверждениями оценивалась при помощи 6-значной шкалы.

     Данные, полученные в результате применения опросника были обработаны при помощи факторного анализа. Факторизация утверждений о самоотношении показала наличие у девушек-подростков следующих структурных компонентов самоотношения:

Фактор 1 Удовлетворённость  (неудовлетворённость) своей внешностью

     Фактор 2 Переживания, связанные с удовлетворённостью (неудовлетворённостью) своей внешностью

     Фактор 3 Позитивное (негативное) отношение окружающих людей к внешности

      Фактор 4 Значимость внешности

      Фактор 5 Неуверенность в себе, как в человеке, представляющем интерес для окружающих

     Таким образом, применение двух методик позволило судить о наличии психологических проблем у подростков, связанных с низкой самооценкой и неудовлетворённостью своей внешностью (о чём свидетельствует факторный анализ).

     В целях коррекции самоотношения и самооценки у подростков нами была выбрана танцевально-двигательная терапия. По мнению М.А. Бебик, именно этот метод даёт положительный результат, так как в подростковом возрасте остро проявляются проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности, что выражается в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия.

          Для коррекции самоотношения и самооценки у испытуемых экспериментальной группы, был применён танцевально-двигательный тренинг «Эволюционные паттерны движения», который относится к структурированным техникам ТДТ.  Эти психотехнологии разработаны Бонни Бэйбридж Коэн (США) в 1970-е гг. Теоретической основой подхода в телесной и двигательной работе являются следующие положения:

     1) нарушения в настоящем являются следствием нарушений на ранних стадиях развития;

     2) общая формулировка теоремы Геккеля («Онтогенез повторяет филогенез»).

     Общая цель танцевально-двигательного тренинга: изменение образа тела,   увеличение телесной чувствительности, расширение двигательного репертуара.

     Проводился танцевально-двигательный тренинг с использованием паттернов развития движения.

     Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).

     Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «Я», формирующегося на основе образа тела.

     Каждый из этих паттернов при их прохождении активизирует определённые аспекты телесной памяти и базовые матрицы образа действия. Эта работа не до конца осознаётся с привычных позиций восприятия тела взрослым человеком, но легко вызывает чувства и состояния из детства. «Когда мы начинаем лучше осознавать своё тело на уровне клеток и тканей, мы лучше понимаем и принимаем самих себя» (Б. Бейнбридж Коэн).

     На этапе контрольного эксперимента испытуемые были продиагностированы по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. По результатам методик осуществлялась статистическая обработка данных с использованием сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни. Сравнивались группы следующим образом: контрольная с контрольной, экспериментальная с экспериментальной, поскольку на этапе констатирующего эксперимента были обнаружены значимые различия в показателях контрольной и экспериментальной групп.

     В результате сравнительного анализа по критерию Манна-Уитни экспериментальной группы до и после коррекционного воздействия были получены статистически значимые различия (р≤0,01) по шкале самопринятие (МИС), а также по показателям: «Уровень самооценки», «Комплекс неполноценности» и по шкалам (р≤0,05): отраженное самоотношение (МИС), самоценность (МИС). Показатели экспериментальной группы оказались значимо выше после коррекционного воздействия.

     Статистически значимые различия по методике «Уровень самооценки» свидетельствуют о том, что проведённая коррекционная работа способствовала повышению самооценки с низкого уровня до среднего. Это означает, что после коррекции эти люди стали реже страдать от комплекса неполноценности и лишь время от времени стараются подладиться под мнение других. Говоря о комплексе неполноценности и о тех составляющих самоотношения, которые диагностировались при помощи методике Пантилеева (МИС), следует заметить, что значимые различия свидетельствуют о положительной динамике.

А также снизились показатели, которые свидетельствовали о ярко-выраженном комплексе неполноценности у подростков.

При сравнении результатов первого и второго обследования в контрольной группе статистически значимых различий получено не было.

Таким образом, сравнительный анализ позволил выявить положительную динамику в изменении самоотношения и самооценки в экспериментальной группе, и отсутствие изменений в контрольной группе (таблица 1) , что свидетельствует об эффективности метода танцевально-двигательной терапии. Основанием для того, чтобы считать положительный эффект следствием влияния танцевально-двигательной терапии является отсутствие какого бы то ни было воздействия или мероприятий направленных на коррекцию самоотношения и самооценки у подростков помимо тренинговых занятий в СДЮСШОР№1.

     Подводя итог, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: танцевально-двигательные методы являются одной из форм эффективной групповой работы, направленной на формирование или изменение определенных психологических характеристик личности: применение танцевально-двигательных методов приводит к принятию себя, изменению образа "Я", коррекции самоотношения, повышению самооценки.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн