Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



викторина "Гений земли русской"

Размещено: Надежда Ивановна Лошкобанова - пн, 05/12/2011 - 12:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лошкобанова Надежда Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ Слободская СОШ, педагог-библиотекарь
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

- развивать познавательный интерес учащихся;

- закрепить знания учащихся о первом российском академике М.В.Ломоносове.

 

Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемая методическая литература: 
  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: электронное изд. - М.: АСТ-Пресс. Образование, 2001.
  2. Большая Российская энциклопедия. Т. 18.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2011.
  3. Универсальная школьная энциклопедия. Том 3. Биографии. – М.: Аванта, 2005.
  4. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. Т. 2. – М.: издательский дом «Современная педагогика»,2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века. – М.: Аванта, 2004.
  6. Ларин О.И. Дорога Ломоносова сегодня: (Холмогоры – Москва: через 250 лет по пути великого помора). – М.: Мысль, 1983.
  7. Русская литература XVIII века. Классицизм. – М.: Дрофа, 2003.
  8. Русская басня XVIII-XX веков. – М.: Дрофа, 2003. 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.roman.by/r91692.html
  2. http:roman.by/r-40501.html
  3. http://ruwikipedia.org/wiki/
  4. http://files.school-collection.edu.ru
  5. http://www.edu54.ru/node/71037

  

Краткое описание: 
викторина посвящена жизи и деятельности первого российского академика М.В.Ломоносова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Слободская СОШ

Семикаракорского района

 

 

 

 Викторина

для учащихся 9 – 11  классов

 

 «Гений земли русской».

 

 

                                                                                                                                               Составитель:

 педагог-библиотекарь Н.И.Лошкобанова

                                                                       

                                                                       

 

 

х. Слободской

2011

Викторина:

1.В каком году родился Михаил Васильевич Ломоносов?(19 ноября 1711 г.).

2.  На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города?(Двина, Холмогоры).

3. Кем был отец М.В.Ломоносова?(Василий Дорофеевич был рыбаком).

4. Как прозвали односельчане судно Ломоносова?(«Чайка»).

5. Ломоносов закончил   какую-нибудь школу?(Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей).

6. По каким учебникам учился он,  назвав их впоследствии «вратами» своей   

    учености?(«Арифметика» Л.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого).

7.  Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик  По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?(Н. А. Некрасов «Школьник»).

 8.  Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он 

 добирался до столицы?(С обозом мороженой рыбы).

9. Какой язык был международным языком науки в то время?(Латинский).

10. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?(Славяно-греко-латинская академия).

11. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?(За сына дворянина).

12. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?(В Германию, в города Марбург и Фрейберг).

13. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? (А.С.Пущкин).

14. Кто называет М.В.Ломоносова  "Петром Великим нашей поэзии"?  (В. Г. Белинский).

 15.  Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие   Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь (О турецкой крепости, взятой русскими войсками).

16. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовётся об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, - Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?(Ода была написана четырёхстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии).

17. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».(«...геометрию», «...механику», «...оптику»).

18. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?(Закон сохранения материи).

19. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?(Громоотводом).

20. Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?(25 января 1755 года).

21. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?(«Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна»).

22. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?(Полтавскую битву; «Полтавская баталия»).

23. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?(Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам).

24. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ...» и «Вечернее размышление о ...»?(О «Божием Величестве»).

25. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?(«Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла»).

26. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?(В «поэта»).

27. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?(«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году»).

28. О каких русских ученых мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?(«Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон - Ньютон)).

29. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?(Петра Великого).

30. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», - предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите её.(«...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник»).

31. Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, ... ... ... Я больше восхищен»? Кем восхищается поэт?(«...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике)).

32. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого нужно изобразить?(Россию).

33.  Кого поэт приветствовал следующими словами:  «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?(Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии).

34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего?(«...грамматики»).

35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?(Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы - общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий).

36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?(Низким, используя разговорную речь и просторечия).

37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?(«Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков»).

38. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?(«Российская грамматика» и «Риторика»).

39. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?(Науками).

40. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство - моя ..., физика - мои упражнения»?(«...утеха»).

41. Какая награда присуждается в наши дни гражданам за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства).(Орденом Ломоносова).

 

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: электронное изд. - М.: АСТ-Пресс. Образование, 2001.
  2. Универсальная школьная энциклопедия. Том 3. Биографии. – М.: Аванта, 2005.
  3. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. Т. 2. – М.: издательский дом «Современная педагогика»,2004.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века. – М.: Аванта, 2004.
  5. Ларин О.И. Дорога Ломоносова сегодня: (Холмогоры – Москва: через 250 лет по пути великого помора). – М.: Мысль, 1983.
  6. Русская литература XVIII века. Классицизм. – М.: Дрофа, 2003.
  7. Русская басня XVIII-XX веков. – М.: Дрофа, 2003. 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.roman.by/r91692.html
  2. http:roman.by/r-40501.html
  3. http://ruwikipedia.org/wiki/
  4. http://files.school-collection.edu.ru
  5. http://www.edu54.ru/node/71037

  


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн