НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



адреса сайтов

Размещено: Галина Чиркова - пт, 13/01/2012 - 14:05
Данные об авторе
Место работы, должность: 

Игорь адамович липский       
    http://www.lipsky.ru
РАО институт социальной педагогики    http://www.raop.ru/index.php?id=526
Фонд помощи детям находящимся в трудной жизненной ситуации    http://www.fond-detyam.ru/
Соцобраз    http://www.openclass.ru/node/165
Независимый институт социальной политики    http://www.socpol.ru/
 

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> адреса сайтов</p>

                                            Защитим детей вместе.
  Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, нахо-
дящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации ещё
в 1990-е годы. Кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали при-
чиной снижения уровня и качества жизни прежде всего семей с детьми. Бегство
детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений
родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей – этот
далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагопо-
лучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.
Стратегия государственной деятельности была нацелена на защиту прав де-
тей, ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, достигших в то время
значительных масштабов. В этот период были приняты основополагающие феде-
ральные законы в области прав детей – «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзор-
ности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). В этих законах обозначе-
ны основные категории детей, которые нуждаются в государственной поддержке, а
также все ведомства, службы, которые в той или иной степени занимаются детьми
и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа была
ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим стату-
сом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.
В 1990-е годы была создана отрасль социального обслуживания семей с деть-
ми. Начало этой работе было положено Указом Президента Российской Федера-
ции от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной
декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».
В этом указе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети
учреждений нового типа социальной поддержки семей и детей.
Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, однако для решения
проблем требовалось активизировать процесс улучшения положения детей и се-
мей с детьми.
Существенное влияние на политику в отношении детей и семей в трудной жиз-
ненной ситуации оказало изменение модели распределения полномочий между
уровнями власти. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации» поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной
жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставших-
ся без попечения родителей, осуществление региональных и межмуниципальных
программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью были отнесены к пол-
номочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с
Российской Федерацией. Перенастройка механизмов управления неизбежно за-
Создание условий социализации детей-инвалидов, полноценного
общения со здоровыми сверстниками.
 Фонд является новым современным инструментом проведения социаль-
ной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизнен-
ной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.
Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяюще-
го в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами
Российской Федерации значительно сократить распространенность социального
неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных
форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.
медляет темпы принятия необходимых решений, обусловленные необходимостью
создания новых структур, моделей работы, соответствующих новым полномочиям.
2006–2007 годы стали поворотными в государственной семейной и демографиче-
ской политике. Государство провозгласило поддержку материнства и детства одним
из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики.
Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Россий-
ской Федерации в 2006 году была поставлена задача разработать систему мер мате-
риальной поддержки семей с детьми, мер по содействию в устройстве детей-сирот в
семьи и сокращению численности детей данной категории в интернатных учрежде-
ниях. Для исполнения поставленной задачи была оперативно разработана система
мер материальной поддержки семей с детьми, в том числе граждан, берущих детей
в семьи на воспитание: определены новые принципы предоставления пособия по
уходу за ребенком; установлено единовременное пособие при передаче ребенка на
воспитание в семью; определены расходы федерального бюджета на предоставле-
ние финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде субвенций на вы-
плату единовременного пособия и в виде субсидий на содержание детей в семьях
опекунов и приемных семьях, на оплату труда приемных родителей; разработаны
региональные меры материальной поддержки семей с детьми и т.д. В целях стиму-
лирования рождаемости и поддержки семей с двумя и более детьми введена новая
мера материальной поддержки – материнский капитал.
Возрос уровень материальной поддержки семей с детьми-инвалидами, в том
числе в обеспечении их лекарствами, увеличены компенсационные выплаты по
уходу за ребенком-инвалидом, установлены ежемесячные денежные выплаты
(ЕДВ), предоставлено право на государственную помощь в виде набора социаль-
ных услуг, включающего бесплатное обеспечение по рецептам врача необходимы-
ми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специаль-
ными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при
наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бес-
платный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и проезд на между-
городном транспорте к месту лечения и обратно.
Материальные меры были дополнены идеологическими. Для повышения соци-
ального престижа семьи 2008 год Указом Президента Российской Федерации был
объявлен Годом семьи, учрежден орден «Родительская слава».
Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло
определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рож-
даемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России
по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно
ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить
причины, приводящие к неблагополучию детей.
В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах не-
обходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации был создан Фонд поддержки детей.
 Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка:
1. Плохие материальные условия жизни семьи.
2. Потеря связи с рынком труда.
3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье.
ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и со-
держание детей является одним из главнейших факторов появления категории де-
тей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенден-
ция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и
проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в ор-
ганах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло
274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс.
несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году).
Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функциони-
рования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетель-
ствующие о семейном неблагополучии:
• трудное материальное положение, бедность;
• жилищные проблемы;
• потеря членами семьи связи с рынком труда;
• конфликтная ситуация в семье;
• безответственное родительство, жестокое обращение с детьми;
• алкоголизм, наркомания и т.д.
Исследователи выявляют три основных механизма возникновения семейного
неблагополучия:
1. «Наследование» неблагополучия
В ряде случаев неблагополучие является не чем иным, как воспроизве-
дением образа жизни и проблем родительской семьи. Людям свойственно
переносить в настоящее шаблоны, с которыми они выросли. Копируя взаи-
моотношения родителей, дети часто воспроизводят кризисный тип семьи в
своих браках.
2. Наступление неблагополучия вследствие обстоятельств личного характера
Механизм возникновения такого неблагополучия корректнее всего определить
как следствие непреодолимых жизненных обстоятельств. Примером здесь может
служить крайняя бедность семьи как результат внезапной инвалидности одного из
членов семьи или потеря кормильца. Разнообразие сценариев, приводящих к не-
благополучию, весьма велико.
3. Наступление неблагополучия вследствие изменений на макроуровне
Неблагополучие семей может возникнуть вследствие глобальной трансфор-
мации (экономической, политической, социокультурной). Самый очевидный
пример – кризис, наступивший для многих семей в постреформенное время в
1990-х годах, когда часть населения оказалась невостребованной на рынке тру-
да. Современный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов пока не
имеет таких глубоких социальных последствий, но также привел к ухудшению
положения семей с детьми.
51,8 % современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных
целях; 1,8 % утверждает, что делали это часто, 17,8 % – иногда, а 31,4 % – редко. Па-
радоксальным фактом можно считать то, что женщины прибегали к физическому нака-
занию детей чаще, чем мужчины. При этом данные и качественных, и количественных
исследований подтверждают, что в более образованных и более обеспеченных семьях,
то есть в семьях, обладающих более высоким уровнем экономического и человеческого
капитала, случаи жестокого обращения с детьми имеют место гораздо реже.
Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практи-
куется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи (как родители,
так и дети) скрывают этот факт: родители – потому что боятся наказания и осужде-
ния, дети – потому что стыдятся своего положения, испытывают страх и т.д.
4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение
обязанностей по уходу за детьми
В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто дол-
жен нести ответственность за воспитание детей. С мнением о том, что в большей
степени семья должна заботиться о своем ребенке-дошкольнике, согласны 66,5 %
респондентов; 31,2 % считают, что ответственность в отношении ребенка дошколь-
ного возраста семья и общество должны разделить между собой.
Несмотря на то что большинство респондентов считают, что забота о малолетнем
ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделе-
на между семьей и обществом, существуют родители (2,3 %), которые перекладывают
ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество.
Доля респондентов, возлагающих на общество ответственность за ребенка бо-
лее старшего возраста (школьника), значительно больше (11 %). Также возрастает
доля тех, кто считает, что ответственность в отношении ребенка дошкольного воз-
раста должны разделить между собой семья и общество (33 %).
Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не
хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере вы-
полняют свои родительские обязанности. Среди семей с детьми 2,3 % ментально имели
низкую степень родительской ответственности по отношению к своим малолетним детям-
дошкольникам и 11 % – к школьникам. По пересекающейся совокупности этих факторов
можно считать 1,1 % респондентов потенциально безответственными родителями.
5. Жестокое обращение с детьми
В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми.
По данным российской статистики, от 2 тыс. до 2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домаш-
него насилия, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обра-
щения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью,
более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30–40 % всех тяжких
насильственных преступлений в России совершается в семье. В целом в стране в 2006 году
почти 200 тыс. детей подвергалось преступным посягательствам, что составило 0,7 % от чис-
ленности детей в возрасте до 18 лет. Далее наблюдается тенденция сокращения числа таких
детей, но и в 2008 году она продолжала сохраняться на высоком уровне: 126,5 тыс. человек.
6. Алкоголизм, наркомания
Алкоголизм и наркомания – те проблемы, которые, если не являются причинами се-
мейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зави-
симых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психоло-
гические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследу-
ют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических,
неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей,
страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда
и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все осталь-
ные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.
Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для до-
мохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит
дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом –
все остальные виды неблагополучия.
В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений
неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах се-
мей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем про-
явление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социаль-
ном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются
действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, со-
циальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых мили-
ционеров). Количество таких семей составляет 8–10 % всех семей с детьми возрасте до 14
лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн семей.
Семья как естественная среда существования и воспитания ребенка является опре-
деляющим фактором его благополучия или неблагополучия. Социально-экономические
риски оказывают опосредованное влияние на ребенка, преломляясь через семейную си-
туацию. Изменения в сфере семейно-брачных отношений (рост числа неполных семей,
различные виды неформальных супружеских сожительств, увеличение числа неблаго-
получных семей, асоциальный образ жизни родителей, невыполнение ими обязанно-
стей по воспитанию детей) представляются основными угрозами благополучию детей.
Есть все основания говорить о том, что социально-экономическое устройство
общества масштабно продуцирует не только материальные, но и социальные фак-
торы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обя-
занностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных
услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.
В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Среди них много тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации: прежде всего это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей. В настоящее время в стране насчитывается 731 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 587 тыс. детей-инвалидов. Непростая экономическая ситуация в стране в последние 20 лет и, как следствие, снизившиеся возможности государства по оказанию помощи таким категориям детей еще более осложнили их положение. Поэтому сегодня улучшение положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одной из важнейших задач государства и общества.
Кроме этого, другой важнейшей задачей социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Сокращение численности таких детей должно происходить за счет развития различных форм семейного устройства детей. В этой области имеется огромное количество проблем, начиная с недопустимой закрытости информации о детях, содержащихся в интернатных учреждениях, заканчивая злоупотреблениями и прямыми нарушениями законов при устройстве детей в семьи.
Возрастающая численность детей, нуждающихся в помощи, является серьезной национальной проблемой, признанной на самом высоком государственном уровне. Ее значимость и актуальность подтверждается регулярным принятием специальных федеральных целевых программ, направленных на решение проблем детства, на обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации. Последняя из таких целевых федеральных программ – Программа «Дети России» на 2007 -2010 годы.
Несмотря на то, что на государственном уровне регулярно принимаются и реализуются специальные программы, направленные на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, – и эти программы достаточно успешно реализуются – одних лишь государственных усилий оказывается недостаточно. Многообразие, сложность и масштабность задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности таких детей требуют участия в этой работе широкой общественности.
 Цель и задачи Программы:
Программа направлена на оказание всесторонней помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- на вовлечение в деятельность по оказанию материальной поддержки детям широкой общественности и представителей российского бизнеса;
- на совершенствование системы семейного устройства детей с целью сокращения численности детей, находящихся в интернатных учреждениях, и увеличения количества детей, передаваемых в семьи.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022