Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок на тему"Прямая и косвенная речь" 8кл.

Submitted by Зарима Исламовна Габдульманова on Wed, 18/01/2012 - 18:17

 

                    Тема  урока:  Прямая и косвенная  речь (урок обобщение).

Цель урока:  Систематизировать и углубить уже известное . Уточнение понятий "чужая речь","авторские слова", "прямая речь". Формирование пунктуационных навыков. Продолжить работу по обогащению словаря учащихся с помощью различных заданий.

 

                           Ход урока. Урок начинается с блиц - опроса "Что такое прямая речь?".

Прямая речь-это:

1)точная передача чужой речи (да);

2) прямая речь передает высказывание любого лица (да);

3)прямая речь передает слова автора, произнесенные им ранее (да);

4)прямая речь выделяется голосом, интонацией; на письме заключается в кавычки (да);

5)прямая речь бывает только повествовательным (нет);

6)косвенная речь связывается словами автора при помощи союзов, а прямая речь - без союза (да);

7)в предложениях с прямой речью употребляются частицы и междометия, а в предложениях с косвенной речью они опускаются (да);

 

Задание №1. Сравните данные предложения, какими способами передана в них чужая речь.

1)Газета "Правда" писала о необъятных просторах нашей Родины, раскинувшейся от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Простое предложение с дополнением).

2) По сообщению газеты "Правда", необъятны просторы нашей Родины. Она раскинулась от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Осложненное с вводным словом).

3)Газета  "Правда"  писала: «Родина… От Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии раскинулись твои просторы». (Прямая речь).

4) В газете «Правда» сообщалось, что просторы нашей Родины необъятны на Западе ее граница – Карпаты, на Востоке – Тихий океан, на Севере – суровая Арктика, на Юге – солнечные долины Средней Азии.  (Сложноподчиненное предложение).

Ответы учащихся: Признаки прямой речи.

 

Задание №2.   Расставить знаки препинания в предложениях и составить схемы.

1)Хороший вы человек  ответил Башилов. Вы смогли бы быть художником дорогой майор.

2) А она не плакала; она твердила только : о мой друг! О мой брат!

3) Так ты пойдешь со мной? всюду говорил он ей…              

                                                       

 

    Задание №3  Замены прямой речь косвенной .

  1. «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

  1. Павел, уходя из дома, сказал матери: « В субботу у меня будут гости из города».

Павел, уходя из дома, сказал матери,что в субботу у него будут гости из города.

(Изъяснительное придаточное предложение с союзом ЧТО).

  1. «Отпусти его (мужика)», - шепнул я на ухо Бирюку…

Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.

(Придаточное изъяснительное  союзом ЧТОБЫ).

 

Сравнение предложения с прямой и косвенной речью. (В первых чужое высказывание передается от лица говорящего, а во вторых – от лица автора).

Какие различия в их синтаксическом строении. (Косвенная речь связывается со словами автора при помощи союзов, а прямая речь – без союза).

 

 

                                        Следующий этап – работа с таблицей.

 

                                             Блиц - опрос – косвенная речь.

 

                                                         В предложениях

 

                С прямой речью                                                         с косвенной речью

Личные формы 1-го лица глагола

В повелительном наклонении                                                заменяются

Местоимения:   личные и  притяжательные                        заменяются

Междометия                                                                                опускаются

Частицы                                                                                         опускаются

Вводные слова                                                                            опускаются

Если предложения с прямой речью:                                     употребляются

А) повествовательные                                                               союзы что, будто

Б) побудительные                                                                       союз чтобы                                     

В) вопросительные                                                                     местоимения и наречие что,

                                                                                                         какой, как, когда, кто, почему,   

                                                                                                         частица ли                               

 

 

                     Составление предложений по схеме. (Самостоятельно).

 

 

 

                                                             Зачет №1

 

                                             Прямая и косвенная речь.

                                                       1 вариант

 

 

  1. Расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.
    1. Не даром на нем эта кольчуга подумал я уж он верно что-нибудь замышляет
    2. Прелесть! Отвечал он. А как ее зовут?
    3. О чем они тут толкуют? Подумал я Уж не о моей ли лошадке?

 

  1. Расставь знаки препинания в диалоге.

Что же Муся тебе больше всего понравилось? мать по окончании.

Татьяна и Онегин.

Что? Не «Русалка» где мельница и князь и леший?  Не «Рогнеда?»

Татьяна и Онегин.

Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла! Ну что ты там могла понять?

Татьяна и Онегин.

Молчу.

Мать торжествующе

Ага ни слова не поняла как  я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло понравиться?

Татьяна и Онегин.

 

  1. Переведи косвенную речь в прямую. Расставь знаки препинания.

Он громогласно заявил что юному аббату не подобает такое кокетство

 

  1. Переведи прямую речь в косвенную. Расставь знаки препинания.

А что я им скажу с беспокойством думал он вспоминая о своих дамах.

 

  1. Расставь знаки препинания. Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы.

Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.

                                                                                                                      (О. Бальзак)

            6.    Расставь знаки препинания.

                   Белинский писал о Лермонтове что недалеко то время когда его имя в литературе сделается народным именем …

                                  

 

 

 

 

                                                       Зачет №1

 

                                       Прямая и косвенная речь.

                                           2  вариант.

 

  1. Расставь знаки препинания.  Нарисуй схемы предложений.
    1. Бэлла! сказал он Ты знаешь как я тебя люблю.
    2. Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода надо торопиться а то пожалуй    она застанет нас на Крестовой.
    3. Эй не воротиться ли? говорил я К чему  упрямиться?

 

  1. Расставь знаки препинания в диалоге.

Что же Муся тебе больше всего понравилось? мать по окончании.

Татьяна и Онегин.

Что? Не «Русалка» где мельница и князь и леший?  Не «Рогнеда?»

Татьяна и Онегин.

Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла! Ну что ты там могла понять?

Татьяна и Онегин.

Молчу.

Мать торжествующе

Ага ни слова не поняла как  я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло понравиться?

Татьяна и Онегин.

  1. Переведи косвенную речь в прямую. Расставь знаки препинания.

Дети…бросились в сад к матери рассказать ей что господин Жюльен ужас как рассердился но что теперь он будет получать пятьдесят франков в месяц.

  1. Переведи прямую речь в косвенную. Расставь знаки препинания.

Значит  у меня нет настоящей твердости говорил он себе.

  1. Расставь знаки препинания. Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы.

Храбрость для  защиты отечества добродетель но храбрость в разбойнике злодейство.

                                                                                           (А.  Бестужев-Марлинский)

        6.   Расставь знаки препинания.

               Белинский писал о Лермонтове что недалеко то время когда его имя в литературе с     сделается народным именем …


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн