Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цветовая гамма в русском народном костюме. Доклад на научно-практической конференции

Фото пользователя Татьяна Михайловна Гвоздкова
Submitted by Татьяна Михайловна Гвоздкова on чт, 26/01/2012 - 10:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гвоздкова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум"

мастер производственного обучения

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Дошедшие до нас образцы народной одежды удивляют богатством и изобретательностью орнамента, оптимизмом цветового решения. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни, эстетически оформлять свой быт.&nbsp;</p> <p> Материалы доклада могут быть использованы в работе учителя МХК, культурологии и во внеклассной работе, в том числе&nbsp;по предмету &quot;Технология&quot;</p>

Гвоздкова Т.М.

Мастер производственного обучения

ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»

 г. Кирсанов, Тамбовской области

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

 

Дошедшие до нас образцы народной одежды удивляют богатством и изобретательностью орнамента, оптимизмом цветового решения. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни, эстетически оформлять свой быт.

Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются: белый, красный и синий. Преимущественно красного цвета был узор вышивки на рубахах, передниках, навершниках, шушпанах, изготовлявшихся из льняных или шерстяных тканей белого цвета. Красный цвет был у народа самым любимым. С ним было тесно связано понятие красоты людей и природы. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражал представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежда из красной ткани (сарафаны, поневы), вышивка красными нитками.

Господство красного цвета в декоративном решении одежды характерно для многих народностей. Можно встретить выполнение декора только красным цветом. Например, в вышивке на предметах одежды северных областей России использованы богатейшие оттенки красного цвета: от нежно-розового до густо-красного. Стежками, выполненными красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутренняя часть. Узор то сгущается, то делается редким. В сочетании  с яркими кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и передников образуются удивительные тональные композиции. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию.

Преобладание красного цвета в украшениях характерно и для одежды народностей Волго-Камья. Так, марийская вышивка отличается особой красотой оттенков красного цвета: от яркого до темного красно-коричневого.

Декоративный убор народного костюма при доминирующем звучании красного цвета может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Цветовое решение отдельной вещи выполняется в соответствии с композицией костюма. Поэтому цвет узора на рубахах органично соединяется с насыщенным цветом вещей, надевавшихся сверху понев, сарафанов, юбок, которые изготовлялись из тканей синего, черного, реже красного и зеленого цветов.

Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона. Например, разреженная вышивка одежды северных областей с участием в узоре белого цвета ткани создает впечатление изящества, ажурности, некоторой ослабленности красного тона. В одежде жителей южных областей (Тамбовской, Орловской), где красным цветом выполняются тканые орнаментальные полосы и вышивки, а просветы фона невелики, этот цвет создает эффект большой яркости и звучности.

Черный цвет, как правило, применяется для обогащения и усиления декоративного звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим. Примером могут служить костюмы жителей Воронежской области, а также гагаузов, молдаван и др. Выразительность и жизнерадостность общего колорита этих костюмов строится на контрасте ярких понев, обильно орнамен-тированных по подолу, и графической вязи черного узора на белом полотне рубахи. Объединению контрастирующих верха и низа служат яркие шейные украшения из позумента и бус, а также головные уборы.

Народный костюм — своеобразная форма эстетического самовыражения, где цвет это язык народа, особый способ выражения чувств. Эстетическое воздействие цвета народного костюма связано с передачей определенных настроений — торжественности, радости, печали и др. Известно, что самой красочной была одежда праздничная. Ее декор построен на гармонии красного цвета с оранжевым, пурпурным, зеленым (например, в одежде населения Тамбовской губ.). По-иному оформляется траурная одежда. Например, в Тамбовской губернии в знак траура по родителям носили рубахи с белой строчевой вышивкой, а по детям—с черной, выполненной крестиком и набором.

Заслуживает внимания разделение народного костюма на будничный и праздничный, по признаку, определяющему род деятельности, и т. д. Неписаными законами было установлено какую одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в престольные праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорони т. д.  По украшениям и расцветке одежды можно было определить семейное положение и возраст крестьянки. Например, девушка после свадьбы меняла прическу и вместо открытой сверху повязки надевала головной убор замужних женщин —сороку или кокошник, полностью закрывающий волосы. Поневу носили обычно только замужние женщины.

 

Цвет – символ в народном костюме:

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевыйцвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. Например, в большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.

Яркий малиновыйнежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.

Зеленый цветсимволизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки,

Ультрамариновый– символ воды и неба, а также целомудрия, верности.

Белый – символ горя и смерти.

Голубой цветприменялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Коричневый цветвообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет– символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов.

В костюмах Воронежской губернии черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

 

Свадебные народные костюмы Воронежской губернии 

Прикрепленный файл Size
Цветовая гамма в народном костюме.doc 5.94 MB

»  Tags for document:

На: Цветовая гамма в русском народном костюме. Доклад на научно-


Полезный материал для уроков ИКН.




На: Цветовая гамма в русском народном костюме. Доклад на научно-


Полезный материал для уроков ИКН.



Скачать + смотреть онлайн

видео 2022