Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие в цветочное царство. (Слайд №1)
Прежде, чем отправиться, давайте проверим ваше настроение. У вас на партах лежат цветы разных расцветок. Вы должны из этих цветов составить букет.
( проверка букетов).
Учитель:Ребята, я сегодня получила загадочное письмо (показывает). Оно даже пахнет чем-то приятным. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах?
Дети: Пахнет какими-то цветами.
Учитель: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано?
Учитель: “Ребята! Меня зовут Роза. Я королева цветов и приглашаю вас к себе в гости”.
Учитель: Ребята, нас приглашают в гости. А вы любите ходить в гости?
Учитель: Сама Королева Роза пригласила к себе. Только вот не написала, куда же нам идти. Что нам делать? А может быть, мы сами догадаемся, где живет Королева Роза?
Учитель: Наверное, вы правы. Раз она королева цветов, то и царство у нее Цветочное. Ну что отправляемся в путь?
Учитель: Молодцы! Очень много цветов знаете, а значит, можно отправляться в путь!
Проверка домашнего задания.
Нужно было дорисовать комнатное растение.
Проверим, какие работы у вас получились. (Учащиеся демонстрируют свои рисунки).
2.Повторение пройденного материала.
- Чтобы отправиться в путешествие, нужно проверить наш багаж, а багаж – это ваши знания.
Игра « Садовники».
- Поиграем в игру. Вы должны распределить растения на 2 группы. На столе лежат карточки с названием и изображением цветов, вы должны их заполнить таблицу.
Учитель: Какой может быть расцветка комнатных цветов? (Красная, розовая, белая и т.д.).
Упражнение с цветными кружочками– детям раздаются цветные кружочки, я называю комнатное растение, они показывают кружок, соответствующий окраске цветка растения, опираясь на свой жизненный опыт.
3.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Мне тоже очень хочется попасть в Цветочное королевство. А как вы думаете, какие цветы растут в Цветочном царстве?
Учитель: Ну, вот мы и готовы отправиться дальше в Цветочное королевство.
Посмотрите, как здесь красиво! А вот какая красивая роза и здесь что-то есть. Это письмо. Прочитаем?
Учитель: “Помогите мне ребята, вырастить цветы для комнат. Королева Роза”. Что будем делать?
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся размножать комнатные растения семенами.
Учитель А вы не забыли какие бывают цветы пока шли к дворцу?
Учитель: Тогда назовите мне этот цветок (показывает герань).(Слайд №3)
Дети: Герань.
Учитель: Посмотрите, какие результаты мы получили в прошлом году. Все они выращены из семян. Это наши клумбы. (Показ фото клумб).
4.Основная часть урока.
Учитель: Некоторые растения настолько привлекательны, что нам их хочется размножить. Мы знаем, что размножение может происходить разными способами. Есть семенное и вегетативное размножение. Семенное размножение – это просто посев семян. Сейчас во многих магазинах огромный выбор семян. (Показ пакетиков с семенами). Среди них есть семена комнатных растений. Многим очень нравится выращивать комнатные растения из семян. К примеру, пальмы. Они достаточно хорошо прорастают и хорошо растут. То есть, чем покупать дорогое большое растение, гораздо лучше его вырастить самому. Оно будет адаптировано к нашим условиям, будет хорошо расти.
Сегодня мы с вами будем размножать семенами комнатное растение герань.
(Слайд № 4)
Для этого мы возьмем семена герани. (Слайд № 5)
Так же нам понадобится почва, горшочки для посева семян, пульверизатор, пакетики.
Выполнять будем по технологической карте.(Слайд №6)
Посев семян герани
Рисунок
Последовательность работы
1.Подготовить горшочки для посева семян и наполнить их почвой.
2. Уплотнить почву (встряхнуть горшочек).
3 .Разложите семена герани по поверхности земли. Вдавите каждое семя, совсем немного - в почву. Это - удобно делать обычной спичкой.
4. Почву смочить водой из пульверизатора или лейки, и накрыть полиэтиленовым пакетом.
5. Натянуть на горшок полиэтиленовый пакет и зафиксировать его вокруг горшка резинкой.
Посевы поставить в теплое тенистом месте при постоянной температуре 22 – 25 С.
5. Физкультминутка.
Проводится комплекс гимнастики для глаз.
Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10-15 сек. Затем выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо – влево, вверх – вниз, вправо – вверх, вправо – вниз, влево – вверх, влево – вниз. Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Далее закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг, делая пальцами, легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20 сек. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10 сек.
Мини – Этюд «Цветочек» (Слайд № 7)
Учитель: Ребята, скоро наступит весна. Расцветут первые цветы. Хотите,
мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника?
Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик каждый из вас. Он еще
закрыт.
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается.
Но вот раздались чьи-то шаги. Это идет человек.
Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше.
И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.
Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь откроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».
7.Выполнение практической работы.
Повторение правил техники безопасности.
1.Надеть спецодежду.
2.При работе с почвой не трогать глаза руками.
3.После работы вымыть руки с мылом, вытереть полотенцем.
4.Убрать рабочее место.
5.Снять спецодежду и убрать её на место.
Самостоятельное выполнение работы.
Ход работы.
а) инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы;
б) объяснение учителя о порядке выполнения работы, чтение инструктивных карт;
в) самостоятельная работа согласно инструктивной карте;
г) установка посеянного растения в отведенном месте;
д) уборка рабочего места;
Анализ выполненной работы. Разбор допущенных ошибок. Оценивание работ.
8.Закрепление пройденного материала.
Учитель: Царица цветов подготовила нам задания. Мы их должны выполнить, чтобы вернуться в нашу школу.
- Выкладывание осколочных картинок цветов, розданных учащимся в конвертах;
(Сложить тех. карту, чтобы получилось изображение комнатного растения).
а) Игра “Четвертый лишний”
Прочитайте слова: бегония, бархатцы, алоэ, монстера. Исключите одно слово и объясните почему. (Слайд № 8)
б) Прочитайте вслух слова: георгин, традесканция, астра, фикус, фиалка, тюльпан. Распределите их на 2 группы и дайте название каждой группе. (Слайд № 9)
Проводится релаксация на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение:
“Закроем глаза.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы, на поляне лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают”.
Во время чтения стихотворения учитель незаметно возле каждого ребенка кладет цветок (алоэ, герань, бальзамин и др.).
Учитель: Ребята, а ведь мы с вами уже дома, открывайте глаза. Вот какое чудо произошло с нами, и королева Цветочной страны каждому из вас подарила семена цветов, которые вы самостоятельно посеете, и они будет вам напоминать об этом волшебном путешествии. А вам понравилось в Цветочной стране?
Учитель: Мы обязательно совершим еще одно путешествие в Цветочное царство, желаю вам удачи.
9.Итог работы.
- Закончилось наше путешествие в Царство цветов. Я думаю, что оно вам понравилось, т.к. после него остались выполненные работы.
Подведем итог урока.
- Чему вы научились сегодня?
- Перечислите как можно больше комнатных растений (по цепочке).
- Для чего люди выращивают комнатные растения?
- Как размножают комнатные растения?
- Где могут пригодиться полученные знания с урока?
В заключение давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
10.Домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Посеять семена цветов.
Составить названия комнатных растений из двух половинок: (Слайд № 10)