Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание мотивации обучения немецкому языку

Submitted by Ирина Мацук on Sat, 28/01/2012 - 13:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мацук Ирина
Место работы, должность: 

Учитель иностранных языков

Регион: 
Кемеровская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Немецкий язык
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;Какие шаги я предпринимаю для повышения мотивации своей педогогической деятельности.</p>

 Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движу¬щей силой познавательной деятельности учащихся. Но по данным исследований, уже к VII классу из более  97%  учащихся стремление изучать ИЯ значительно ослабевает у 86% учащихся.
Поэтому проблема мотивации при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком.
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обуче¬ние немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению? На этот вопрос попыталась ответить автор статьи « О создании мотивации обучения немецкому языку» Г.Н. Леонтьева в журнале ИЯШ № 1, 2010 год.
 Она предложила следующие пути решения проблемы: стимулирование изу¬чения немецкого языка, обучение немец¬кому как второму иностранному,  вариативность построения учебного процесса, внеклассное изучение немецкого языка.
В процессе стимулирования изучения немецкого языка особенно актуализируются следующие проблемы:
-  проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе;
-  проблема организации партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества и сотоварищества;
- проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и их родителей изучать немецкий язык;
- проблема изучения немецкого языка как второго иностранного, которое в значительной мере осуществлялось «снизу» и которое необходимо осмыслить и организационно упорядочить.
Практика показывает, что учителя немецкого языка не по своей вине оказались недостаточно подготовленными к решению всех этих и других возникающих в процессе учебной деятельно¬сти проблем. Важным этапом практического решения вопроса мотивации при обучении немецкому языку в условиях средней школы является продуманная пропагандистская работа с родителями и учащимися с целью разъяснения роли разных иностранных языков с учетом местных условий.

I. Информационные аспекты, направленные на стимулирование изучения немецкого языка
В своей работе учитель немецкого языка должен учитывать культурные процессы, происходящие сегодня в мире, а также принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм.
Необходимо вести активную просветительскую работу среди родителей, которые, в силу устойчивой тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков, рассматривают английский язык как более престижный, относясь к немецкому языку как к второсортному.
В этой связи злободневными представляются следующие направления работы с родителями для пропаганды немецкого языка.
1.    В настоящее время, в новых общественно-политических и экономических условиях начинает складываться национальная концепция воспитания человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего богатство культурного наследия народов других стран, тем самым лучше осознающего свою собственную культуру. Этой концепции противоречит устойчивая тенденция вытеснения английским языком других иностранных языков, односторонняя ориентация на англо-американскую культуру, недооценка исторически сложившихся связей с Германией, Францией и испано-говорящими странами.
2.   Нецелесообразным и неразумным представляется выбор английского языка под влиянием сиюминутной конъюнктуры, особенно в регионах, где проживают этнические немцы и где осталась интенсивная востребованность изучения немецкого языка, которая в первую очередь и отвечает потребностям конкретного региона.
3.  Большая общность и многовековая связь судеб немецкого и русского народов, широчайшее культурное и научно-техническое общение и сотрудничество, На Руси столетиями образ цивилизованного культурного иностранца отождествлялся с представителями германской группы народов.
4.   Немецкие инвестиции в российскую экономику являются наиболее значимыми. Следует также отметить традиционную солидность немецкого партнерства. Немецкие фирмы, сотрудничающие с Россией, пользуются поддержкой германского государства, что нельзя сказать об остальных зарубежных партнерах.

II. Изучение немецкого языка как второго иностранного языка
Значителен опыт длительного преподавания немецкого языка в истории российских и советских школ, который требует бережной обработки, анализа и обобщения в реальных условиях лидерства английского языка, для того чтобы настойчиво и осторожно вводить немецкий язык в качестве второго иностранного языка.
Процесс обретения немецким языком статуса второго иностранного языка осуществляется в значительной мере «снизу» стихийно. Интерес к изучению второго иностранного языка наметился относительно лишь недавно.
Объективная реальность, что также доказано и научно, показывает, что обучение второму иностранному языку не должно и не может строиться точно так же, как обучение первому иностранному языку.
В связи с этим встали следующие вопросы: как должно строиться обучение немецкому языку как второму в процессе деятельного сотрудничества учителя и учащегося и как заинтересовать учащихся и их родителей в изучении немецкого языка как второго?
В этой ситуации окажется безусловно полезно знать и ученикам, и их родите¬лям, что изучение близкородственных языков (а таковыми являются немецкий и английский языки) помогает глубже усвоить каждый из них, а процесс изучения второго иностранного языка, родственного первому, происходит значительно легче и быстрее.

III. Практическая реализация обучения немецкому языку как второму
Очень важно на практике как можно больше ориентироваться на личность обучаемых, учитывать их возможности, склонности, поддерживать заинтересованность у школьников изучать немецкий язык как второй иностранный язык. Усиливая деятельностный характер обучения, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, для более гибкого вариативного построения учебного процесса, для развития и стимулирования творчества и учителя и учащихся.
Опыт показывает, что при изучении немецкого языка как второго важно обратить внимание на некоторые вопросы, решение которых помогло бы сделать этот процесс более эффективным и результативным:
• Не допускать стихийного (факультативного) введения немецкого языка как     второго, что может привести к нерешенности многих организационных вопросов     (количество часов, аудиторные помещения, место занятий в школьном расписании, отсутствие должностного методического обеспечения и др.).         
• Важно формировать общественное мнение о необходимости изучения  не     одного, а двух и более иностранных языков, привлекая внимание родителей к     следующим   лингвострановедческим     моментам:         
а) родство немецкого и английского языков;         
б)  положительный  перенос знаний,    приобретенных при изучении первого     иностранного языка, облегчающий процесс усвоения немецкого языка как вто¬рого, который     происходит  на основе осознанного   сопоставления   лексико-грамматических явлений английского и немецкого языков;
в) роль иностранных языков в воспитании человека и гражданина, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение средствами двух и более иностранных языков.
Не менее важным является проблема выбора учебника. Это представляет большую сложность для учителя, так как неверное решение этой проблемы изначально наносит урон качеству обучения. Эффективность процесса обучения во многом зависит от используемого учебника. Важно определить, будет ли он применяться в качестве основного учебника или как дополнительное учебное пособие. Ведь очень часто лоббирующие книготоргующие организации в обстановке ажиотажно¬го спроса занимаются распространени¬ем своей продукции, рассчитанной, как правило, на условия объединенной Европы. А ведь при обучении немец¬кому языку как второму необходимо преемственность и опора на языковую базу английского языка как первого. Думается, разумным является использование отечественных учебников в качестве основных средств обучения, а зарубежных - в целях дополнительного источника учебного материала. Например, «Мосты. Немецкий на базе английского» (авторов И.Л. Бим и др.), основной отечественный курс обучения немецкому языку как второму, построен таким образом, что:
- в зависимости от условий обучения он может продолжаться от трех до пяти лет;
-   избыточное количество текстов и тренировочных упражнений позволяет дозировать объем тренировки и сделать обучение дифференцированным и личностно-ориентированным;
-   усвоение нового языкового материала облегчается посредством опоры на языковую базу английского языка как первого.

IV. Эффективность обучения немецкому языку как второму
Правильная организация процесса обучения немецкому языку как второму предполагает достижение в нем такого же уровня обученности, как и в первом иностранном языке. Желательно, чтобы администрация школы считалась с особенностями квалификации и творческим потенциалом своих учителей. Недооценка кадров - это глубокий про¬счет в практическом и этическом планах, который глубоко травмирует учителей и наносит урон эффективности и качеству обучения.
Педагогическая практика показывает, что квалифицированный преподаватель немецкого языка исходит из попытки обучения языку как средству общения и приобщения к культуре другой страны, народа, т.е. создает определенные, хорошо продуманные условия в организации учебного процесса, а именно:
1.  Стремление к расширению межкультурного потенциала школьников через квантативное развитие тематики содержания УМК от семейно-бытовых ситуаций к более серьезным культурным пластам, таким как:
А. Наш дом - Европа. Б. Объединение Германии. В. Место немецкоговорящих стран в Европе. Г. Иностранный язык, на котором говорят более 100 миллионов человек, и др.
2.   Формирование ученических групп по определенным критериям, таким как:
- желание учащихся и их родителей изучать немецкий язык как обязательный, как курс по выбору или как факультативный курс с VII, VIII или X класса;
 -  уровень подготовки ребенка по пер¬вому иностранному языку не должен быть «низким»;
-   способность ребенка к изучению таких предметов, как русский язык или математика и других учебных предме¬тов;
- здоровье ребенка.
3.  Использование современных УМК в полном объеме (рабочие тетради, книги для чтения, аудиокассеты, проверочные тесты и др.).
4.    Составление адекватного распи¬сания занятий по иностранному языку: желательно, чтобы ИЯ шел сразу же после основных предметов, так как по сложности усвоения иностранный язык занимает второе место среди всех учеб¬ных предметов, т.е. после математики. Постоянно должна проводиться широ¬кая просветительская работа по вопросу актуализации преподавания немецкого языка с родителями, которым необходи¬мо разъяснить преимущества немецкого языка для их детей в будущей трудовой деятельности.
5.    Взаимоконтроль педагогов при посещении уроков и обмене опытом в процессе обсуждения урока: что полу¬чилось в ходе урока, а что нет. Это также рациональная и бережная обработ¬ка творческого учебно-методического багажа педагогов для успешного пере¬хода к обучению немецкому языку как второму иностранному там, где он не имеет статуса первого иностранно¬го языка, а также для методической модификации программы по немецко¬му языку для общеобразовательных учреждений с профильным изучени¬ем немецкого языка как первого, где выбор первого иностранного языка осуществляется в пользу немецкого языка.

 Следующий путь решения проблемы  по созданию мотивации обучения немецкому языку , самый приемлемый для моей педагогической деятельности– это организация внеклассной работы.


V. Внеклассная работа при обучении немецкому языку
. Каждому учителю известно, что дает внеклассная работа и какой потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса к языку, повышению уровня практических навыков говорения , воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.
Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку - система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют определенные формы, пол¬ностью отражающие содержание внеклассной работы. Содержательный аспект внеклассной работы составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе (массовые, групповые и индивидуальные). Орга¬низационный аспект системы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.
Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.
.
1. Цели и задачи внеклассной работы:
1. Внеклассная работа по немецкому языку в  нашей школе стала неотъем¬лемой частью общей системы учебно-воспитательных средств форми¬рования личности. Внеклассная работа проводится с учетом трех основ¬ных целей: практической, образовательной и воспитательной.
Для реализации практической цели в ходе мероприятия активизируются знания, навыки и умения, получен¬ные учащимися на уроках немецкого языка.
Постановка  образовательной цели  помогает расширить кругозор школьников,  получая инфор¬мацию о традициях, праздниках, достопримечательностях, известных пи¬сателях, художниках, композиторах страны изучаемого языка.
Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма, в создании возможностей для развития их индивидуальных художественных способностей.
Названные цели определяют задачи внеклассной работы по немецкому языку:
- тематику внеклассной работы связывать со стра¬ной изучаемого языка;
- внеклассную работу базировать на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке. Для этого необходимо:
а)  активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамма¬тических игр, загадок, кроссвордов и т.д.;
б)  создавать дополнительную естественную практику для ауди¬рования на немецком языке во время прослушивания номеров худо¬жественной самостоятельности;
в)  быть доступной большинству участвующих и присутствую¬щих для понимания;
г) дарить радость познания нового;
д) быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия;
е)  воспитывать интерес и уважение к ментальности, истории, искусству немецкоговорящих стран, на сравнении с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине.

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов соревновательного характера, утренников, тематических ве¬черов и т.д.)  надо помнить о том чтобы оно не было затянутым ( это утомляет детей), учитывать возраст участников, принцип посильности; стараться привлекать  для участия в мероприятиях детей занимающихся в музыкальной школе, изостудиях, танцевальных коллективах, что поможет сделать мероприятие красочным и интересным.
Формы внеклассной  работы очень разнообразны:
1.    Соревновательские (конкурсы, игры, КВН, олимпиады, викторины, турниры)
2.    Культурно-массовые (вечера, утренники, спектакли, праздники)
3.    Политические( акции солидарности, фестивали, пресс-конференции)
4.    Информационные ( стенгазеты, выставки, стенды)
5.    Научно-познавательные (конференции, презентации)


При планировании конкретной информационной деятельности важно использовать весь спектр интерактивных методов и форм обучения:
-   Интернет, веб-страницы;
 - создание стенгазет, стендов и кабине¬тов иностранного языка; проектная дея¬тельность, интернет-проекты, интернет-общение;
- подготовка материалов по странове¬дению и языковых практикумов;
-  проведение семинаров школьных конференций, практических занятий, недель или декад по иностранному языку, проектов и других исследова¬тельских разработок ;
Остановимся на некоторых моментах внеаудиторной деятельности учителя, учащихся и их родителей.
1. Кружковая работа
Как правило, руководство работой кружка осуществляют учителя-пред¬метники. Эта работа может включать в себя различные формы, например, иметь театрализованное направление.
Кружок «Театр на немецком языке»  служит повыше¬нию мотивации при обучении немецко¬му языку, так как
-  способствует более углубленному изучению отдельных вопросов учебной программы;
-  вызывает заинтересованность уча¬щихся в изучении немецкого языка в ходе ознакомления с жизнью и творче¬ской деятельностью поэтов и прозаиков Германии;
-  стимулирует подготовку темати¬ческих театрализованных вечеров и мини-спектаклей, подготовку кон¬цертов для младших школьников, для родителей;
-  способствует эстетическому раз¬витию личности в процессе творческой деятельности.
2. Организация и проведение проект¬ной работы в школе. Проектная деятель¬ность учащихся развивает у них инте¬рес к овладению немецким языком, т.е. служит достижению цели формирования коммуникативной компетенции учащих¬ся, что вытекает из практического опыта проведения проектных работ,     в ходе которых:
а)  укрепляются межличностные отно¬шения;
б)     развивается коммуникативная активность на основе сотрудничества;
в) открываются большие возможности для актуализации языковых и страновед¬ческих знаний по немецкому языку для познания другой культуры, для установ¬ления контактов с немецкоговорящими странами, где можно на деле применить свои знания, например, в ходе регио¬нальных или международных проектов .
3. Разработка и внедрение в практику элективных курсов по немецкому языку ( электив¬ный курс «Деловой немецкий  язык» ,«Введение в практику делового общения на немецком языке» и др.).
Такие курсы также способствуют заин¬тересованности и мотивации учащихся внутри профильной специализации в рамках учебного предмета «Немецкий язык».

В нашей школе тоже уделяется большое внимание внеклассной работе. Традиционно  в школе проходит декадник иностранного языка, охватываются все возрастные группы учащихся. Для младших школьников проходят рекламные утренники, презентации нового предмета, инсценировка сказок, кукольные спектакли, игровые программы.  Для учеников 5-8х классов – КВН, соревнования, фонетические конкурсы, конкурсы творческих работ. Для старшеклассников проводятся вечера, интеллектуальные игры «Самый умный», «Знатоки Германии», литературный конкурс переводов «Проба пера», викторины. Я  предлагаю вашему вниманию разработку двух мероприятий «Мамин день»(5-7 классы), интеллектуальная игра «Знатоки» (9-11ллассы), которые состоялись в ходе декадника иностранного языка,  который прошёл в октябре 2010 года в нашей школе.

В настоящее время учителями немец¬кого языка ведется активная работа по сохранению в учебном плане немецкого языка как первого или второго иностран¬ного языка, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изуче¬нию немецкого языка, благодаря:
1.  Новым информационным техноло¬гиям и новым техническим средствам передачи информации.
2.  Повышению активности и творче¬ства учительского труда по обеспечению прочности знаний, умений и навыков учащихся.
3.  Интеграции иностранного языка с другими предметами, например, с исто¬рией и литературой.
4.   Развитию партнерских отношений между учителем, учащимся и их родите¬лями, что имеет в целом большое обра¬зовательное и воспитательное значение, так как ответственность за качественный учебный процесс несут не только учите¬ля, но и учащиеся, их родители и общест¬венное окружение.
5.  Обучению немецкому языку через постоянное самообучение учителей немецкого языка.
6.    Активному участию учителей немецкого языка в семинарах, органи¬зованных государственным институтом повышения квалификации работников образования и германской стороной.
Таким образом, в современных усло¬виях обучения немецкому языку скла¬дывается объективная образовательная тенденция, служащая сохранению язы¬кового плюрализма. Она начинает про¬тивостоять другой объективной тенден¬ции, обусловленной геополитическими и социально-экономическими факторами во многих странах мира, резко приведшей к соотношению изучаемых иностранных языков в пользу английского языка.
Педагогика активного сотрудничества на уроках немецкого языка делает про¬цесс изучения иностранного языка более осмысленным и творческим. Школьники получают радость и удовлетворение, познавая другой язык и другую культуру. Их родители постепенно признают важ¬ность обучения разным языкам, созда¬ния необходимых условий для функцио-нирования двуязычия или многоязычия в общеобразовательных учреждениях


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн