«Сфера интересов» автор О.И. Мотков
Учащиеся опрашиваются, свои оценки баллами вытавляют в бланк. Затем в таблицу по классу вносятся оценки 4 и 5 в графы с соответсвующими сферами. Подсчитывается процент по классу.
Процентный итог по классу выводится в сводную таблицу по школе.
Строятся графики, пишется аналитическая справка по форме.

Бланк для заполнения

Класс

 

ФИО

Не значима – 1

 

Мало значима – 2

Средне значима – 3

Значима – 4

Очень значима – 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23              

 

Порядок предъявления (зачитывания сфер)

  1. Телевидение, радио
  2. Общение в семье
  3. Учеба
  4. Спорт, занятия физической культурой
  5. Общение с противоположным полом
  6. Домашний труд
  7. Общение с педагогом, руководителем
  8. Музыка
  9. Бизнес
  10. Кино
  11. Коллектив класса, группы
  12. Одежда
  13. Самовоспитание личности
  14. Общение с друзьями
  15. Живопись, рисование, лепка
  16. Походы
  17. Экскурсии, краеведение
  18. Техническое творчество
  19. Общение с природой
  20. Чтение художественной литературы вне школьной программы
  21. Изготовление различных предметов своими руками
  22. Другие виды художественного творчества
  23. Ничегонеделание

Ключ к методике:

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов, если значимость сферы равна или больше 4.

Интересы к трудоемким видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение- 2,5,7,14,19

Развлечения – 1,8,10, 12,20

Творческая деятельность – 15,16,18,21,22

Коллектив группы – 11

Организуемый взрослыми труд – 3,6

Самовоспитание – 13

Пример

Список учащихся Сферы интересов  
Класс  7 а Дата 18 января 2011  
Общение с друзьями Общение в семье Общение с учителями Общение с противоположным полом Общение с природой учеба Спорт, физ.культура Домашний труд бизнес Живопись, лепка, маркаме Техническое творчество Изготовление своими руками Др.виды творческой деятельности походы Экскурсии, краеведение Самовоспитание личности Коллектив класса Тв, радио музыка кино одежда Чтение художественной лит-ры ничегонеделание Кол-во сфер
общение Трудоемкие, активные виды деятельности Развлечения    
  1. Бабанин Павел
4 5 4 4 4 5 5 4 5   5 5 4 5 5 5 5 4   4 5     19
  1. Голицына Александра
5 5 4   5 4 5 4   5 4 4 5 5 4 5 4 4 5 5   5   19
  1. Милова Анастасия
5 5 4   5 4   4   5 4 5 5 4 4 4 4 4 5 5   5   18
  1. Чекалина Елизавета
4 5 4 5 5 5 5         4 5     5   5 5 5 4 4   15
  1. Семенкова Анастасия
5     4 5 4 5   4 4       5   4 4   5 5 4     13
  1. Рябцев Кирилл
5 5 4   5 4   4 5 5 4 5 5 5 4 4 4 4 5 5   5   19
  1. Зуев Антон
5 5 4   5 4 5   5 4 4 4 4 5 4 5 4   5 5   5   18
  1. Кононенко Елизавета
5 4 4 4   4 5           4 5   4 5   5   4 4   13
  1. Волкова Александра
5 5 4 4   5 5     5       4   5 4   5 4   4   13
  1. Галстян Татьяна
4   4 4   4 5   4   5 5   5   5 4   5 5 4 5   15
  1. Яковлева Александра
5 4 5 4 5 5 4   4   4     5 4 4 4   4 4 4     16
  1. Куличкин Артем
        5         5               5       5   4
  1. Маслова Лариса
    4     5 5     4 4 5             4 4       8
  1. Малахова Валерия
5       5 4 5       4 4   5 4 4 4 5   5 4     13
  1. Белалдинова Диляра
5 5       5 5 4 4           4 4 4       5 4   11
  1. Кузнецова Анастасия
5 5 4   5 4     4 4 4 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5   4 19
  1. Якубова Полина
5 5 5   5 5   4 4 4 4 5 5 4   5 4   5 5 5 5 4 19
% 88,2 82,4 76,4 35,3 70,6 94,1 70,6 29,4 52,9 58,8 64,7 64,7 52,9 76,4 52,9 88,2 82,4 52,9 76,4 82,4 58,8 64,7 11,8  
итог 15 14 13 6 12 16 12 5 9 10 11 11 9 13 9 15 14 9 13 14 10 11 2 Ср.14

Аналитическая справка

Тема исследования: сфера интересов и система ценностей учащихся средней школы ГОУ СОШ №1275

Цель исследования: установить широту сфер интересов учащихся и определить ведущую ценностную ориентацию, определить выраженность интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству.

Участники исследования: учащиеся 5 – 10 классов ГОУ СОШ №1275

Время и объем исследования: исследования проведено в январе 2011 года; объем исследования – первичный срез сферы интересов

Содержание исследования: учащимся было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость для них 23 сфер интересов. Сферы зачитывались в слух, свои ответы учащиеся заносили на бланки. Методика исследования разработана О.И. Мотковым.

Результаты исследования по школе представлены в виде сводной таблицы и графика. В ходе анализа полученных данных, были выявлены следующие положительные тенденции: высокий интерес учащихся к сферам «общение» и «развлечения», в то время как активные сферы деятельности и творчество не являются столь популярными. Однако, стоит отметить, что высокий интерес, а следовательно имеющий большую значимость для учащихся, отмечен к сферам «Учёба» и «Самовоспитание личности», «коллектив класса»; средний интерес – к сферам «физическая культура и спорт», «бизнес», «походы». Самыми непопулярными сферами интересов оказались «домашний труд», «техническое творчество» и «Телевидение, радио». «Ничегонеделание» – имеет средний и низкий уровень показателей.

В ходе анализа полученных результатов были выявлены следующие негативные явления:

С возрастом отмечено снижение интереса учащихся к экскурсионной и краеведческой деятельности, общение с природой в целом имеет низкую и среднюю оценки, с возрастом снижается интерес к художественному и прикладному творчеству.

Отдельно стоит отметить средний интерес к общению с педагогами.

Причинами положительных явлений на наш взгляд являются:

а)                 высокая значимость образования для школьного коллектива в целом (как для учащихся, так для их родителей и педагогов), качественная работа педагогов-предметников, поддерживающих интерес к учению в целом.

б)                 Естественное стремление ребёнка к самосовершенствованию и поддержка этого стремления со стороны значимых взрослых

в)                 Высокая вовлеченность учащихся в занятия сферы дополнительного образования района;

г)                 В целом, нужно отметить положительный личностный потенциал и позитивные стремления учащихся.

Причинами негативных явлений (снижения интереса с возрастом к сферам: домашний труд, техническое творчество, общение с природой, экскурсии и краеведение, живопись, техническое творчество), на наш взгляд являются:

а)                 Стремление родителей оградить ребёнка от ручного труда

б)                 Специфика направленного формирования интересов гуманитарным образованием

в)                 Возрастные особенности подростков

г)                 Специфика условий жизни жителя мегаполиса

д)                 Средний уровень интереса к общению с педагогами на наш взгляд является следствием низкой информированности ребёнка о личности педагога, низким и подчас только ролевым характером контактов с ним (учитель-ученик в условиях урока)

Способы устранения причин на уровне целей и задач: активизировать и поддержать с помощью организации прямого вовлечения, влияния через друга – интересы к активным и творческим видам деятельности. Вовлекать в новые сферы деятельности, стремясь к гармоничному и сочетанию активных и пассивных интересов, интересов к физической культуре с творчеством в других областях и с общением.

Система мер: организовать работу клубов по интерсам, которые могут возглавить педагоги, в частности,организовать работу кружков и клубов художественно-трудовой направленности (дизайн-ткань-одежда, изготовление подарков и поделок для себя и своих друзей); организовать работу классных руководителей по направлению «туризм», а также тщательно подбирать экскурсии и проводить их чаще; для педагогов рекомендуется организовать клуб общения и провести в его рамках ряд коммуникативных тренинговых занятий.

Реализация предложенной системы мер позволит:

Учащимся узнать педагогов-предметников и классных руководителей не только со стороны организаторов учебной деятельности, что повысит их престиж в глазах воспитанников, и, как следствие, интерес учащихся к общению с ними.

повысить интерес учащихся к практическим навыкам, творческой деятельности

Позволит оздоровить учащихся, повысит значимость общения с природой

Улучшит учебные результаты за счет создания межпредметных связей, а также за счет личностного ознакомления с материалом в ходе экскурсионной и др. деятельности.

Клуб педагогического общения позволит педагогам расширить свою компетентность в области коммуникации, а также наладить межличностные отношения и расширить свои знания о личности учащихся.