В качестве примера организации учебного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий, цифровых средств и ресурсов в условиях внедрения ФГОС нового поколения представляем кураторский час «Моя малая родина» (второе название «Хабаровский край – это мы»), который традиционно проводится в Хабаровском педагогическом колледже ко дню рождения Хабаровского края в рамках адаптации студентов педагогических специальностей первого года обучения.
Данный кураторский час относится к мероприятиям, которые заранее не репетируются. Он должен проходить «здесь и сейчас». Отличительной чертой данного кураторского часа является использование сети Интернет для достижения поставленных целей и применение активных методов обучения.
План проведения мероприятия простой:
Используя интерактивную доску, студенты отмечают на on-line карте (Googleили mail) поселения, где живут.
Совместно анализируем местоположение и плотность отметок в разных частях края.
Предлагаем студентам рассказать что-то примечательное о своем поселке, селе (история, замечательные люди или события, интересные места), при этом не используем никаких «домашних заготовок».
Предлагаем найти дополнительную информацию о своем населенном пункте с сети Интернет.
Организуем работу студентов в Интернете по группам.
Организуем представление результатов работы групп.
Создаем условия для рефлексии.
Для эффективной работы и введения будущих учителей в информационное пространство с целью мотивации их на дальнейшее использование возможностей Интернет в профессиональном становлении и профессиональной деятельности особое значение имеет грамотное методическое сопровождение этапов работы студентов, выбор содержания текста для целевых установок на каждый этап работы.
Например, при переходе к третьему этапу, на котором студентам предлагается рассказать что-то примечательное о своем поселке, селе, для ведущих кураторского часа выбраны такие слова:
«Все, что делает человек на земле, остается, присутствует затем в своеобразных «знаковых» символах. Чтобы прочувствовать историю достаточно пройти по улицам наших сел, поселков, городов, остановиться у скульптурных и архитектурных памятников. «Пусть в названиях станиц будет жить память о наших предках, своим радением и подвигом сделавших эту землю русской» - это слова первого генерал-губернатора нашего края Н.Н. Муравьева-Амурского. Вера в свой народ, свои корни, в общее будущее объединяли людей веками, давали силы, утешали и звали вперед.
И не случайно, во все времена завоеватели земель, чтобы сломить сопротивление населения, подчинить его себе, в первую очередь уничтожали символы памяти истории: меняли названия улиц, сносили памятники. Наши предки свято чтили память героев, запечатлевали их дела в названиях поселений, улиц, районов.
Мы все живем на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, его мы и считаем своей малой Родиной. Но история края складывается из истории отдельных поселений (городов, поселков, сел), героической истории замечательных людей. А можем ли мы сегодня считать себя достойными продолжателями этой традиции? Или мы как завоеватели стираем постепенно из своего сознания историю наших предков?
На карте отмечены населённые пункты: п.Хор. Кто проживает в п. Хор? Что Вы знаете о истории Вашего посёлка и выдающихся жителях оставивших свой след в истории посёлка, района, края? (п. Троицкое, с.Арка, с.Сергеевка, с. Князе-Волконское, п.Чегдомын и др.)»
4-й и 5-й этапы работы студентов начинаются с организации обсуждения проблемы: «Является ли для человека любящего свой край достаточным знание той информации, которую вы сейчас представили? Где можно найти дополнительную информацию, об интересующем нас вопросе?»
Далее студентам предлагается разбиться по группам для отбора нужной информации. Результаты работы группы необходимо представить аудитории по следующему плану:
О каких населённых пунктах Вашего района вы нашли информацию?
Какая информация заинтересовала Вас (какие замечательные люди проживали, проживают в Вашем районе, селе, какие замечательные события связаны с ним)?
Что нового Вы узнали о своей малой Родине?
Где вы нашли информацию (сайт)? Кем найденная информация выложена в Интернет?
Для организации этапа рефлексии используются следующие вопросы:
Зачем нам надо знать историю своей малой Родины?
Нашили ли Вы информацию о своём населённом пункте? Почему?
Располагаете ли Вы информацией, которой бы Вы могли поделиться со всеми с помощью глобальной сети Интернет? Смогли бы Вы это сделать?
Чем полезен был сегодняшний кураторский час?
Где Вы можете применить знания полученные сегодня?
Несмотря на то, что информационные технологии и возможности сети Интернет уже давно используются в образовательном процессе, для выпускников школ, поступивших на педагогические специальности, многое на данном кураторском часе является открытием. Например, можно отметить, что очень интересной для студентов является работа с картой. Как правило, этот этап работы проходит на большом эмоциональном подъеме. Всем интересно, где живут одногруппники, тем более что карты Google позволяют увидеть конкретный дом, подворье, оценить особенности местности.
В ходе кураторского часа студенты узнают, что в сети Интернет не очень много информации о их родном поселке, а та информация, которая есть, появилась благодаря усилиям обычных школьников. Например, Летописи и Википедия – образовательные проекты, участниками которых являются учащиеся школ, студенты, учителя. Именно их силами информация о разных, даже самых малых населенных пунктах нашей Родины стала доступной любому пользователю всемирной сети.
Все это позволяет мотивировать студентов на создание своих собственных материалов, знакомство со средой Вики, дальнейшее освоение возможностей, предоставляемых в сети.
На: классный час (кураторский час)
Спасибо за интересный материал