Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка во 2 классе по теме: «Сколько предметов может обозначать существительное?»

Фото пользователя Ирина Владимировна Клёнова
Submitted by Ирина Владимировна Клёнова on чт, 26/03/2009 - 03:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кленова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия № 89
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Познакомить детей с грамматическим признаком имен существительных – изменение по числам, научить детей определять число имен существительных.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники развивающего обучения А.В. Поляковой «Русский язык.2 класс. Часть I» М: «Просвещение», 2006 г.

Используемая методическая литература: 
  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся  начальной школы: Книга для учителя. – М.: «Просвещение»: АО «Учебная литература», 2000 г.
  2. Лайло В.В. Повышение грамотности развитие мышления. Пособие для учителя. М.: «Дрофа», 2000 г.

 

 

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, листы и маркеры для групповой работы, планшет для игры «Теремок», карточки со словами, рабочие тетради.

 

Используемые ЦОР: 

Авторская презентация "Сколько предметов может обозначать имя существительное?"

Краткое описание: 
Данный урок занимает место в учебном плане: пятый урок в теме: «Имя существительное», первый по теме: « Число имен существительных» в курсе «Русский язык» по учебнику развивающего обучения А.В. Поляковой «Русский язык.2 класс. Часть I» М: «Просвещение», 2006 г., т.е. является занятием введения нового знания. Приоритетной стороной урока является развивающая функция обучения. Вся работа, выполняемая учениками, носит деятельностный характер. На всех этапах урока органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности (работа в группах, дидактические игры, индивидуальная работа учащихся), которые заставляют детей более сосредоточенно мыслить, мобилизовать свою сообразительность, наблюдательность, развивать речь (например, в упражнении № 4 ребятам предлагается самостоятельно сформулировать задание). Также на уроке используются различные способы проверки выполнения заданий: самопроверка, взаимопроверка, фронтальная и др., что способствует формированию умения давать самооценку своей работы. Урок сопровождается мультимедийной презентацией учителя, которая позволяет высвободить время для выполнения большего объёма заданий, а так же придаёт уроку эмоциональную окраску, которая помогает смотивировать учащихся на интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организация класса.
Поговорим?

О том, что знаешь ты,
О том, что мне известно.
Поговорим?
Поговорим! Вам будет интересно!

II. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о чем? Догадайтесь сами.

(учитель читает стихотворение)

Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы – ответы!

 

Вопросы эти – «ЧТО?» и «КТО?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

- О чем говорилось в этом стихотворении? (о существительном)

- Верно, мы продолжим разговор о имени существительного

III. Словарно – орфографическая работа. (кроссворд)

- Отгадайте о каких существительных я говорю и запишите слова в тетрадь?

1. Заплечный вещевой мешок. (рюкзак)

2. Поиск, выслеживание зверей с ружьём. (охота)

3. Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. (ветер)

4. Небольшой зверек, который меняет на зиму шубку. (заяц)

5. Обувь, закрывающая ноги по щиколотку. (ботинки)

6. Единица исчисления времени, равная семи дням. (неделя)

7. Дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод. (рябина)

- Прочитайте, какое слово получилось в вертикальном столбике? (корзина)

- Дайте определение этому слову (плетеное изделие, служащее для переноски чего-либо)

- Запишите новое слово в тетрадь. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании?

- Выполните самостоятельно краткий фонетический разбор слова. ( проверка с доски)

- Составьте с этим словом предложение, подчеркните главные члены предложения. (выслушиваются предложения учеников)

IV. Подготовка к новой теме.

Игра «Теремок» - корзина

Детям предлагается выбрать из набора слов: рюкзак, охота, ветер, заяц, ботинки, неделя, рябина выбрать то, которое сможет "поселиться" со словом корзина по общему признаку.  

V. Новый материал. (рассматривается группа слов женского рода)

- Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. ( учитель вносит дополнения в запись: единственное число  над  столбиком слов)

- Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов и запишите их через черту с данными.

( учитель вносит дополнения в запись: множественное число над  столбиком слов)

  ед.ч.                              мн. ч.

корзина       -               корзины

охота           -               охоты

неделя         -               недели

рябина         -               рябины

- Прочитайте написанные  в столбиках  слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные? (по числам)

- Изменение по числам – это грамматический признак имен существительных.

- Сравните два столбика, что меняется в именах существительных при изменении их по числам? (окончания).

 - Попробуйте составить к новым знаниям блок – схему. (работа в группах, класс разделен на экипажи, ученики обсуждают схему и рассказывают, что у них получилось)

- Обобщите ваши рассуждения по составленной схеме

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

VI. Физминутка.

- Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если назову существительное в единственном числе, вы поднимаетесь на цыпочки, делаете потягивание, руки вверх на ширине плеч, чуть заводите за голову, а если существительное во множественном числе – делаете приседание, руки вперед перед собой.

Слова: утёнок, цыплята, стулья, пень, зеркало, края, перья, улей, сон, соседи.

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

VII. Закрепление.

(представлен вариативный  набор заданий, учитель выбирает на своё усмотрение)

 

 Задания Комментарии
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Упражнение 1.  (работа в тетради)

- Прочитайте пословицы и поговорки, определите, по какому признаку можно их сгруппировать в две группы. Напишите пословицы по группам, вставьте пропущенные буквы.

Всякая с…сна в своём  бору шумит.

Умен на сл…вах, да глуп на д…лах.

Зол…то познаётся в огне, человек в труде.

Грибы ищ…т -  по лесу рыщ…т.

Старые обыч..и твёрже новых.

Зд…ровье д…роже богатства.

- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте работу. (взаимопроверка)                                                              

- В каких словах были допущены ошибки (дети комментируют написание пропущенных букв)
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Варианты группировки:

а) безударная гласная и гласная после шипящих;

б) единственное число и множественное число

 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Упражнение 2. Спиши предложения ставя имена существительные во множественное число, где возможно.

На изумрудной поляне играет луч солнца.

Под деревом дрожит солнечный зайчик.

Пестрит от цветка в глазах.                                                          

       Над лесом звенит весёлая песня птицы.
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} (один ученик выполняет задание у доски, затем можно предложить ребятам высказать мнение о выполненной работе, т.е. выполнить самопроверку)
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Упражнение 3.

Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название. Полученные цепочки напишите, укажите число имён существительных, подчеркните орфограммы.

1)     Ст…лы, шка… -  ?

2)     Шу…ка, варе…ки - ?

3)     М…ряки, м..ря - ?

4)     Окуни, кар…си - ?

5)     Т…грята, м…дведь - ?

        6)  Леб…ди, в…рона - ?
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

мебель

Образец:

столы (мн.ч.)

                          мебель

шкаф (ед.ч.)

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Упражнение 4.  Прочитайте слова. Сформулируйте самостоятельно задание  по теме урока, выполните его в тетради.

Слова: Сова, встреча, стрижи,  дрозд, платье, цветы, кольцо, птенцы, жильё, класс, ребята, мосты.
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Возможные задания:

1.Распределите слова в два столбика: а) имена существительные единственного числа и множественного числа;

б) одушевленные и неодушевленные имена существительные.

2. Запишите слова в алфавитном порядке, определите их число.
Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Упражнение 5.  (задание выполняется устно)

Определите какую цифру или букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Ответ обоснуйте.

1)      гриб – 4       2) капуста – а    3) дорога – е

      пень – ?           картина – а        жильцы – м     

     глаз – 4            болото - ?           ножницы  - ?  

 

4)      водяной – п    5)  ведро - е

      водитель - ?         цветной - е  

      водит – г               больницы - ?

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Обоснование:

1)               количество звуков (3)

2)               непроверяемая безударная гласная (о)

3)               число имен существительных (м)

4)               часть речи (с)

безударная гласная проверяемая ударением (о)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Обязательно надо между выполнением упражнений вставить зрительную  физминутку!!!

 

 VIII. Творческое задание.

- Кто из вас помнит слова, с которыми мы работали вначале урока?

(Рюкзак, охота, ветер, заяц, ботинки, неделя, рябина, корзина.)

- Попробуйте составить предложение, включив в него как можно больше слов из этого набора.

(заслушиваются  ответы учащихся)

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

IX. Итог урока.

- О чём сегодня на уроке шла речь?

- Кто считает, что он запомнил и усвоил данную тему?

X. Рефлексия

По схеме:

- Мне понравилось...
- Я сегодня узнал...

 

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

XI. Домашнее задание. с. 121 упр. 228

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Владимировна Тусеева

На: Урок русского языка во 2 классе по теме: «Сколько предметов


Спасибо. Очень интересная разработка.

Комментарий был изменен с момента создания (tus, чт, 28/05/2009 - 13:05).


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн