Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Submitted by Владимир Константинович Рыбкин on пн, 19/03/2012 - 09:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рыбкин Владимир Константинович
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №2, г.Шарыпово, Красноярского края
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 

 

  1. Дать представление об основах здорового образа жизни.
  2. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Конспект урока.
  2. Плакаты. Видеотехника.
  3. Список литературы для внеклассного чтения по теме здорового образа жизни.
Используемая методическая литература: 

 

1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. — М.: Медицина, 1988.

3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.

Используемое оборудование: 

Компьютер с проектором

Краткое описание: 
Урок можно провести традиционно или в виде конференции, на которой предоставляю возможность заранее подготовившимся докладчикам осветить основные составляющие здорового образа жизни: Рациональное питание, Физическая активность. Общая гигиена организма, Закаливание, Отказ от вредных привычек, Режим дня. Во время занятия предлагаю докладчикам за 5-7 минут доказать важность того или иного составляющего образа жизни. При этом докладчик может использовать подручные технические средства обучения, нарисованные плакаты, которые готовятся заранее и обсуждаются с преподавателем. Одновременно с этим другим школьникам предлагаю подобрать вопросы, которые могли бы активизировать внимание класса и способствовать углублению знаний по рассматриваемым вопросам. После каждого доклада желательно провести 3-5 минутное обсуждение, дискуссию.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

             ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

 

                                       ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                     

                                                                                      Рыбкин Владимир Константинович,

                                                                                      преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                                       МБОУ СОШ № 2, г.Шарыпово,

                                                                                       Красноярского края

 

 

 

Цели урока:

  1. Дать представление об основах здорового образа жизни.
  2. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

 

Вопросы урока:

  1. Здоровье и здоровый образ жизни: определение понятий, факторы, определяющие здоровье человека.
  2. Основные составляющие здорового образа жизни.

Учебно-методическое сопровождение урока:

  1. Конспект урока.
  2. Плакаты. Видеотехника.
  3. Список литературы для внеклассного чтения по теме здорового образа жизни.

Время 45 минут.

     Урок можно провести традиционно или в виде конференции, на которой предоставляю возможность заранее подготовившимся докладчикам осветить основные составляющие здорового образа жизни:

  • Рациональное питание,
  • Физическая активность.
  • Общая гигиена организма,
  • Закаливание,
  • Отказ от вредных привычек,
  • Режим дня.

      Во время занятия предлагаю докладчикам за 5-7 минут доказать важность того или иного составляющего образа жизни. При этом докладчик может использовать подручные технические средства обучения, нарисованные плакаты, которые готовятся заранее и обсуждаются с преподавателем. Одновременно с этим другим школьникам предлагаю подобрать вопросы, которые могли бы активизировать внимание класса и способствовать углублению знаний по рассматриваемым вопросам. После каждого доклада желательно провести 3-5 минутное обсуждение, дискуссию.

 

                                                          ХОД УРОКА.

      Вступительное слово учителя.

     Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни. Однако можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек.

      ЗДОРОВЬЕ– это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949).

      Различают здоровье индивида, т.е. отдельного человека, и здоровье общества. Здоровье индивида и общества теснейшим образом взаимосвязаны между собой, так как только здоровое общество способно иметь здоровых индивидов.

      По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:

  • На 50% и более – здоровье обусловлено образом жизни;
  • На 20-25% – состоянием (загрязнением) внешней среды;
  • На 20%  - генетическими факторами;
  • На 8-10% - состоянием здравоохранения.

      ЗДОРОВЫЙ образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Нельзя рассматривать здоровый образ жизни с позиций разрешения и запрещения чего-либо, «полезных» и «вредных» поступков. К сожалению, постоянно борясь с собой и преодолевая свои недостатки, человек находится в состоянии длительно существующего эмоционального стресса. Стресс является чрезвычайно негативным фактором, разрушающим здоровье. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

     ЗДОРОВЫЙ образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление.

    КУЛЬТУРА здорового образа жизни – это устоявшиеся в обществе представления о высокой ценности здоровья, поощряющие усилия людей по достижению, сохранению и развитию норм и правил этого образа жизни.

          СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

      1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.

Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества”,

 А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить:

Копчености. Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества — нитриты, которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.

Молочные продукты с высоким содержанием жира. Жир, содержащийся в молочных продуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови (а сливочное масло также содержит и очень большое количество насыщенных жиров). Однако исключать их из рациона нельзя, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде.

Скрытые насыщенные жиры, содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов, чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.

Соль. Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление. Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.

Сахар. Основные следствия избыточного употребления сахара — это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар — это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.

Белые сорта хлеба. При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до 80% питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.

Важная характеристика рационального питания — это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.

        2. Физическая активность. Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Его сущность я изложу на основании исследований специалистов Станфордского университета. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них:

Физические упражнения — это удовольствие.

Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого.

Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите.

А через полгода:

Вы станете деятельнее, живее.

Почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция.

Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением.

Уменьшится содержание жировых отложений.

Укрепятся костные ткани.

Улучшится кровообращение.

У вас повысится работоспособность..

Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

      3. Общая гигиена организма. Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимостиподдержания чистоты тела.

       4. Закаливание. Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали прежде всего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко — закаливание означает “укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение”.

 К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов”. Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды. Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.

Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

        5. Отказ от вредных привычек. Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.

Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. Сигареты ускоряют сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а, следовательно, создают перегрузку всей сердечно-сосудистой системы.

Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то, что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут вызвать серьезные отклонения в их развитии.

Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

       6. Правильный режим дня. Это оптимальное распределение в течение суток труда, сна, питания, отдыха, двигательной активности и т.д. Необходимость организации режима дня обусловлена наличием у человека суточных биологических ритмов. Чаще всего эти ритмы организованы выработкой гормонов железами внутренней секреции, например, эпифиз (шишковидная железа) выделяет мелатонин (гормон сна), надпочечники – кортизол и т.д. В течение суток имеются периоды максимальной работоспособности – с 8 до 13 и с 16 до 19. вот почему учиться в первую смену намного эффективнее, чем во вторую. Если присмотреться внимательно, то период с 13 до 16 – это самое подходящее время для обеда и послеобеденного сна, который организуется в больницах. Детских садах, санаториях.

Активная деятельность в часы сниженной работоспособности способствует переутомлению. В течение дня необходимо избегать спешки и суеты, вставать утром с расчётом, чтобы успеть сделать гигиеническую гимнастику, принять водные процедуры, поесть и в спокойном темпе добраться до школы. Обед должен быть всегда примерно в одно и то же время, на него необходимо выделять достаточно времени, после обеда – непродолжительный отдых, а уж потом активная деятельность. Сон должен занимать в нашем ежедневном расписании не менее 7-8 ч.

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подведение итогов.

Литература.

1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. — М.: Медицина, 1988.

3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.

 

Прикрепленный файл Size
ЗОЖ.doc 60 KB


На: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ


Тема и цель урока обозначены. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн