Как музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР.
- Развитие чувства ритма (прохлопывание, протопывание ритмического рисунка).
- Развитие речевого и слухового внимания.
- Развитие дыхания – дифференциального, диафрагмального.
- Развитие пространственной ориентировки и ориентировки в своем теле.
- Развитие статической и динамической координации движений
- пантомимика
- подвижные игры с музыкальным сопровождением.
- ходьба под музыку.
6. Развитие силы и тембра голоса.
7. Индивидуальная работа.
Музыкальное воспитание составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания детей. На музыкальных занятиях дети приобретают навыки слушания музыки, знакомятся с некоторыми элементами музыкальной выразительности.
Программа детского сада рекомендует следующие формы музыкально-ритмического воспитания слушание музыки, пение, игры под пение и инструментальную музыку, пляски и гимнастические упражнения. Все эти формы приемлемы для детей – логопатов. Но, принимая требования программы по музыкальному воспитанию в детском саду мы должны учесть, что музыка в работе с детьми-логопатами имеет не только воспитательную, но и корригирующую направленность. У детей-логопатов часто наблюдаются различные отклонения от нормы. У детей с дизартрией имеет место нарушение темпа и чувства ритма, иногда дети маскируют свой дефект и говорят очень громко, а другие – наоборот, слишком тихо. Исходя из особенностей музыкально-ритмического развития детей-логопатов, выбирают формы музыкально-ритмических занятий. При подборе материала прежде всего необходимо учитывать корректирующее значение выбранных видов работы, правильно учитывать доступность этого материала. Подбор материала на каждое музыкальное занятие должен согласовываться с этапами логопедической работы. Так, если в начале года логопед работает под воспитанием правильного речевого дыхания, то и музыкант выбирает песни, способствующие этой цели. Слушание музыки помогает детям-логопатам воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Все соответствующие упражнения проводятся в первом периоде обучения, они помогают логопеду в работе над развитием фонематического слуха у детей.
В дальнейшем слушание музыки помогает воспитывать чувство музыкального ритма, темпа. Дети учатся отличать по этим признакам контрастные произведения, а затем и контрастные части одного и того же произведения. Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, надо сопровождать слушание ее отстукиванием сильной доли счетом. После таких упражнений дети легко узнают по ритмическому рисунку сыгранное им ранее произведение. Например: проигрывается два – три отличных по размеру и ритму произведения, потом музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок одного из них, а дети называют это произведение. Следующим этапом является воспроизведение ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане (все это без сопровождения музыки). Вся эта работа, проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке, помогает перенести эту способность в движение, а позднее и в речь. Серьезное корригирующее значение для детей-логопатов имеет пение. На первых этапах работы ему уделяется большое место на занятиях, т.к. оно способствует воспитанию правильного речевого дыхания, которое бывает обычно нарушенным. Практика показывает, что вначале следует петь гласные звуки, т.к. их артикуляция не вызывает особых затруднений. От пения изолированных гласных переходят к пению цепочек гласных звуков, которые постепенно удлиняются от 2 до 4 звуков. Затем важно перейти к пению слогов, в которые входят согласные, не вызывающие затруднения у детей. После такой небольшой подготовки можно приступать к разучиванию песен. Выбор песен дифференцируется в зависимости от речевого нарушения. С этой целью уместно брать сначала песни с более короткой музыкальной фразой, т.к. у них еще короток речевой выдох. После каждой музыкальной фразы ребенок должен закрыть рот, и тогда последует физиологический вдох. Важно требовать пение фразы на одном выдохе. Впоследствии это требование переносится на песни с более длинной музыкальной фразой, а далее музыкальная фраза становиться еще длиннее. Для детей с полиморфными нарушениями речи подбираются песни не только с учетом длины музыкальной фразы, но и степени сложности словаря. Все эти песни должны отвечать еще одному непременному требованию – быть интересными и эмоциональными, чтобы даже замкнутых детей заставить петь.
Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и словарной стороной речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Работать надо песнями можно и индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если впервые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания у детей и артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песен. Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Благодаря этому приему дети легче усваивают не только ритм, но и содержание песни. Каждое движение должно соответствовать акценту в музыке и ударению в словах. По мере того, как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной выразительностью фраз и работы над песней ведется в этом же плане. На этом этапе важно подбирать разные по настроению выразительные песни. Ладовая окраска песен поможет ребенку выбрать правильную интонацию. Важно обратить внимание на способность к модуляции голоса. Встречаются дизартрики, которые произвольно не умеют регулировать высоту и силу своего голоса. Способность модуляции голоса развиваются при разучивании ролевых песен к различным инсценировкам. Все эти виды работ над речевым дыханием, над чувством ритма и выразительностью, над модуляцией голоса подготавливают почву для непосредственной работы над речью. После проведения подготовительной работы музыка с речью соединяются, так как соединение автоматизированной речи с музыкой наиболее просто. Пример такого соединения – счет под музыку, потом можно перейти к полуавтоматизированной речи – считалки под музыку, далее – к ритмизированной речи – стихам. Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Чтобы движение облегчило речь, оно должно быть ненапряженным, свободным, четким в ритмическом и темповом отношении. Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы, игры. Разучивание элементов танца надо сопровождать счетом. А еще полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше почувствовать ритм и запомнить последовательность движений. Если на первых этапах в сочетаниях движений с речью работают над ритмическим ударением стиха, которому соответствуют и все движения, то на более поздних этапах целесообразно перейти к работе над логическим ударением, т.е. начать выделять речевые такты, и движения будут сочетаться с интонационным, логическим ударением. Завершающими являются упражнения, в которых присутствуют и музыка, и движения, и речь. С этой целью можно разучивать с детьми различные музыкальные игры-инсценировки.
Музыку и движения надо по возможности включать во все инсценируемые детьми сказки: это очень оживляет их. Последовательность музыкально-ритмических занятий, так же как и занятий по развитию движений, зависит от этапов логопедической работы с детьми.
Для детей с полиморфными нарушениями речи на первом этапе в основном проводятся упражнения, цель которых – выявление двигательных и музыкальных возможностей этих детей. В это же время начинается работа по организации детского коллектива. Возможной задачей всех упражнений и игр является так же стимуляция речевой активности. Очень важно в этот период выбирать эмоциональные и более подвижные игры, игры с элементами соревнования. Большое место уделяется общеразвивающим упражнениям, регулирующим мышечный тонус. В это время необходимо начинать работу по воспитанию различных видов внимания и памяти. Проводятся упражнения на сочетание характера музыки с движениями, имеющие цель – развить координацию движений.
На втором этапе одна из основных целей игр и упражнений – накопление активного словаря. Поэтому в упражнения следует вводить различные предметы, отличающиеся по величине, форме, цвету. Здесь же ведется работа над основными движениями, которые способствуют воспитанию правильной ориентировки в пространстве, проводятся упражнения на равновесие.
Так же проводятся упражнения по сочетанию музыки с движениями, цель которых – работа над ритмом и темпом движений.
На третьем этапе с целью тренировки памяти детей в запоминании порядка слов в предложении проводятся упражнения, в которых простые элементы соединены в сложный комплекс движений, порядок которых дети должны запомнить. Сюда же относятся игры, условия которых представляют сложную инструкцию. На этом этапе преобладают упражнения в координации движений с речью.
На четвертом этапе, когда ребенок продолжает совершенствовать фразовую речь следует уделить особое внимание играм на анализ слов в предложении, на запоминание их порядка в предложении. Проводятся упражнения по координации движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз. Разучиваются различные инсценировки и игры. В зависимости от этих этапов меняется не только содержание игр, но и используются одни и те же игры.
|