Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Повесть временных лет" - исторический и литературный памятник Древней Руси

Фото пользователя Светлана Анатольевна Семко
Размещено: Светлана Анатольевна Семко - вс, 01/04/2012 - 01:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семко Светлана Анатольевна
Место работы, должность: 
БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9" г. Сокола, учитель русского языка, литературы и МХК
Регион: 
Вологодская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Формирование ценностно-смысловой компетенции через изучение памятника древнерусской литературы.

Планируемые результаты.

Предметные.
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых тем и проблем изученного произведения;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух  текстов, их понимание и адекватное восприятие;

• умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные результаты урока:

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

• умение структурировать материал,  выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы. 5 -11 классы: программа по литературе для общеобразовательных учреждений/ Кутузов А.Г., Киселёв А.К. и др.– М.: Дрофа, 2006. – 79 с.; В мире литературы. 8 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Автор-составитель А.Г.Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2010. - 298 с.

Используемая методическая литература: 

 

Творогов О.В. Литература Древней Руси. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
Ольшевская Л.А., Травников С. Н. «О доблестях, о подвигах, о славе…» // Древнерусская литература. – М.: Дрофа, 2002. – с. 5-59.

Используемое оборудование: 

Компьютер и мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация "Повесть временных лет" - исторический и литературный памятник Древней Руси

Аннотированный список использованных источников.

ЭУМ коллекции fcior.edu.ru.

1.Модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Литература Древней Руси» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Культура Древней Руси. Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы».

2.Модуль «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Своеобразие древнерусской литературы» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Древнерусская литература. Основные жанры древнерусской литературы».

ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

1.Аудиозапись «История открытия «Повести временных лет»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e166b13f-1321-4d8b-85f0-94776e3ca6a4/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс предназначен для знакомства с историей открытия летописи. Можно использовать ЭОР как средство обучения аудированию и последующему анализу

2. Интерактивное задание «Соотнести имя персонажа с его деянием»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d682333a-9ccc-4890-8481-abe101ce293d/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс можно использовать как средство для промежуточного контроля, вставив ЭОР в презентацию, или работать с отдельными учениками индивидуально.

3.Иллюстрация «Князь Олег в Царьграде принимает дань»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/17ed8c05-cc8c-41cc-8003-0eb3f643954e/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс предназначен для углубления представления о древнерусской культуре, подкрепления  словесного образа  зрительным

4.Иллюстрация «Месть княгини Ольги»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/480c9a31-fcc9-4cf8-ab4b-61305322084e/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54ba14ad&interface=catalog&class=48&subject=10

Ресурс предназначен для углубления представления о древнерусской культуре, подкрепления  словесного образа  зрительным

5. Иллюстрация Нестерова В. Нестор-летописец http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4d2d91fe-2b3c-4f3b-8f62-9c6b...?
Цель использования ресурса -дать представление о летописце

Список иллюстраций из источников, помимо http://school-collection.edu.ru:

  1. Аннабердиева М. Месть княгини Ольги за смерть Олега http://www.artkinderhouse.ru/votes.html?main=view_work_info&work_id=1156&window=1#top
  2. Белгородский кисельhttp://slavput.ru/i/207/main/bel-kis.jpg
  3. Бруни О. Олег прибивает шит к вратам Царьграда http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni.jp
  4. Варка киселя в Белгородеhttp://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=721&templ=VIEW
  5. Киево-Печерская лавра. Колокольня http://images.yandex.ru/yandsearch?p=19&text=%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0&img_url=rassvet.websib.ru%2Fimg%2F43%2Flavra_2.jpg&rpt=simage
  6. Тропинин В. Портрет Н. М. Карамзина http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tropinin_karamzin.JPG
  7. Даггеротипный портрет С. М. Соловьёваhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Solovjev_S._M..jpg
  8. Даггеротипный портрет В. О. Ключевскогоhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Vasily_Klyuchevsky.jpg
Краткое описание: 
Методы и приёмы: Слово учителя. Фронтальная беседа. Фронтальная работа с модулями ФЦИОР (проверка домашнего задания). Работа с аудиоисточником. Работа в парах. Сообщение обучающегося. Работа с интерактивным контрольным заданием на знание текста. Групповая работа с фрагментом текста. Работа с иллюстрациями к произведению

Домашнее задание к этому уроку: работа с модулями из коллекции http://fcior.edu.ru/  по вариантам.

1 вариант – модуль «Литература Древней Руси» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15826/literatura-drevney-rusi-bazovoe-izuchenie.html

2 вариант – модуль «Своеобразие древнерусской литературы» (базовое изучение) http://fcior.edu.ru/card/15864/svoeobrazie-drevnerusskoy-literatury-bazovoe-izuchenie.html

Задания к модулям - в приложении № 1.

 

Ход урока

1.      Слово учителя: Мы начинаем с вами говорить о литературном процессе – то есть о том, как развивалась наша литература от века к веку.

В 988 году Русь приняла крещение и стала христианской православной страной. Именно это время считается зарождением древнерусской литературы (слайд 1)

В качестве домашнего задания вам было предложено поработать по вариантам с учебными модулями (слайд 2).

 

Вспомните произведения древнерусской литературы, которые мы изучали с 5 по 7 классы. Назовите их и соотнесите с жанрами.

(- Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского» - жития:

 - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть и житие).

 

Чем они связаны? Назовите особенности древнерусской литературы(слайд 3)

(-каноничность (образцовость);

- анонимность: (пишет не человек, а Бог водит его рукой);

-религиозность;

-патриотический пафос).

 

2.      Посмотрите на слова, которые взяты в качестве эпиграфа к уроку. Прочитайте их.  Объясните смысл этого высказывания (слайд 4).

 

Как вы думаете, в каком жанре можно рассказать об истории своей страны?

(-летописи, хронографе)

 

3.      Посмотрите на тему и эпиграф урока (слайд 4)Какова будет наша цель?

(- выявить историческую и литературную ценность «Повести временных лет»)

 

4.      В обоих учебных модулях  была представлена информация о влиянии Византии на Древнюю Русь.

Расскажите о влиянии  Византийской империи на  наше государство (в истории, искусстве, религии) (вариант 1) (слайд 5) Обратитесь к домашнему заданию.

Что могут добавить ребята, работавшие со вторым модулем?

 

Какие жанры древнерусской литературы можно соотнести с византийскими?(2 вариант) (слайд 6)

 

5.      Какой жанр в древнерусской литературе можно соотнести с византийской хроникой?

 

6.      Попробуем дать определение жанра летописи.Какие два корня входят в слово «летопись»? (слайд 7)

 

Летопись – это жанр древнерусской литературы, повествование по годам.  Повествование могло быть в виде сообщения или описания какого-либо события.

 

7.      Летописи создавались в монастырях (слайд 8), так как именно монахи были самыми образованными людьми, а монастыри – центрами русской культуры. Монах-летописец  (слайд 8) выполнял большую работу: сначала он приводил в порядок летописи, которые были написаны до него, переписывал труд своих предшественников, а затем переходил к современности – собственным записям. Итогом такой работы становилась летопись, называемая летописным сводом.

 

8.      Как вы думаете, какие события могли быть отражены в летописи? (слайд 9)

 

Оказывается, не только военные действия, смена правителей-князей и прочие «большие» события. Мировоззрение  человека, жившего в Древней Руси, отличалось от современного, оно было тесно связано с религией. Ни на небе, ни на земле, ни в жизни отдельного человека ничего не могло случиться без ведома Бога. Каждое событие, происходящее на земле, приобретало символическое значение, и не людям было решать, важное это событие или нет.

Поэтому летописцы осознавали всю ответственность своего труда: они должны были сохранить для потомков память не только о делах  человеческих, но и о деяниях Божьих.

 

9.      Какими качествами характера, на ваш взгляд, должен был обладать летописец?

Строки эпиграфа взяты из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Это слова летописца Пимена. Вот что он говорит человеку, которого считает своим преемником:

В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Всё то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны -…

 

Вы поняли, какие события могли быть отражены в летописи?

Как вы понимаете  слова «не мудрствуя лукаво»?

 

10.  Отношение к времени  у древнерусского человека тоже было особым.(слайд 10)

Настоящее целиком зависит от прошлого.

От какой даты начинал повествование летописец? Почему?

(- 5508 год – сотворение мира. Таким образом, летописец сначала рассказывал мировую историю, прошлое, и лишь затем вписывал в контекст настоящее свой страны).

Только учёт ошибок прошлого, память о великих деяниях и поступки, совершённые в настоящем, давали возможность надеяться на великое будущее.

 

11.  Каково историческое значение летописи?

 

12.  На основе летописной традиции XIвека родился величайший летописный памятник –  «Повесть временных лет» (слайд 11)

 

13.  Прослушайте аудиозапись, в которой рассказывается об истории создания «Повести временных лет». После прослушивания ответьте на следующие вопросы:

·         Каково полное название летописи?

·         Кто, когда и как обнаружил «Повесть временных лет»?

·         Какова дальнейшая история летописи?

·         Какое произведение древнерусской литературы также обязано своим появлением перед читателем этому человеку?

·         Каково культурное значение этой находки?

 

Сначала поработайте в парах. Ответьте на предложенные вопросы своему соседу по парте, сверьте свои ответы с ответами товарищей.

(-

·         «Се повести времяньных  лет, откуда есть  пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое  княжити, и откуда Русская  земля стала есть».

·         Граф А. И. Мусин-Пушкин при покупке оптом книг писателя 18 века случайно нашёл книгу на пергаменте, датирована она была 1307 годом.

·         Английская библиотека хотела купить рукопись, английский посол давал 1000 червонцев, но граф оставил её в России, подарил государству, а император Александр передал её в Публичную библиотеку.

·         «Слово о полку Игореве»

·         Она показывала высокий уровень культуры Древней Руси. Ни одна страна мира, за исключением Византийской империи, не могла похвастаться памятником литературы и истории такого уровня)

 

Вы можете добавить информацию  возможном составителе этой летописи? (слайд 12)

(-дополнение – сообщение о Несторе).

 

14.  Ответили мы на проблемный вопрос урока полностью? Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?

 

15.  Давайте обратимся тексту. Сейчас мы будем работать с тремя фрагментами из летописи. Но дома вы прочитали шесть фрагментов, которые есть в учебнике и дополнительный текст – «Сказание о Евпатии  Коловрате». Давайте проверим, насколько хорошо прочитан вами текст.

Самостоятельная работа на знание текста – интерактивный тест (слайд 13).

 

16.  Каждый ряд работает со своим фрагментом летописи, отвечает на вопросы карточки (приложение  №  2):

1        ряд – «Взятие Олегом Царьграда».

2        Ряд – «Месть княгини Ольги».

3        Ряд – «Сказание о Белгородском киселе».

 

17.  Проверка работы с карточкой:

«Взятие Олегом Царьграда» - слайд 14.

«Местькнягини  Ольги» - слайд 15.

«Сказание о Белгородском киселе» - слайд 16.

 

Обратите внимание, насколько разные иллюстрации и по возрасту художников, и по стилю. Иллюстрация к фрагменту «Месть Ольги» создана вашей ровесницей. Иллюстрацию к фрагменту «Сказание о Белгородском киселе» можно назвать картинкой.

 

Почему тексты, созданные около тысячи лет назад, интересуют современных художников?

 

18.  Вы можете назвать исторические произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние?

(- Н. М. Карамзин «История государства Российского», С. М. Соловьёв «История России», В. О. Ключевский «Курс лекций по истории России»)

 

19.   Вы можете назвать литературные произведения, на которые «Повесть временных лет» оказала влияние? (слайд 19)

Кроме этого?

 

Каково её значение как литературного памятника?

 

20.    Мы проработали все вопросы домашнего задания? Вопрос какого варианта остался без ответа?

(1 варианта). Озвучьте его.

Какая связь, по мнению академика Д. С. Лихачёва, между древнерусской литературой и современностью?

Согласны вы с автором высказывания? Ответ обоснуйте.

(-выслушиваются два-три человека)

 

 

 

Домашнее задание – по выбору:

1.      Выберите один из фрагментов «Повести временных лет», не прочитанный на уроке, письменно ответьте на вопросы карточки. Подберите иллюстрации к фрагменту: http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=7&templ=VIEW

2.      Сопоставьте героя одного из фрагментов древнерусского памятника «Повести временных лет» и литературного произведения XIX- XXвеков. Найдите сходства.

Прикрепленный файл Размер
Повесть временных лет.rar 7.85 Мбайт
Приложение 1.doc 25.5 Кбайт
Приложение 2.doc 123 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн